Под потолком

Большой спорт №10 (46)
Олег Пришин
Развал чемпионского Chicago Blackhawks и многосерийная эпопея с новым контрактом россиянина Ильи Ковальчука стали наиболее резонансными событиями в целом весьма спокойного межсезонья-2010 Национальной хоккейной лиги.

Развал чемпионского Chicago Blackhawks и многосерийная эпопея с новым контрактом россиянина Ильи Ковальчука стали наиболее резонансными событиями в целом весьма спокойного межсезонья-2010 Национальной хоккейной лиги. Характерно, что оба «этих» громких дела были обусловлены потолком зарплат.

В этом году межсезонье в Национальной хоккейной лиге (NHL) выдалось на удивление спокойным. Во всяком случае, об этом говорят имена игроков, сменивших клубы. Так получилось, что подавляющее большинство контрактов со значимыми хоккеистами, которые заканчивались этим летом, были переподписаны заблаговременно, еще до открытия рынка свободных агентов. Таким образом, в количественном и качественном отношении мезсезонье-2010 стало самым, пожалуй, скудным за последние лет десять, если не больше.

Тем не менее и без изобилия громких имен громкости в этом году все же хватало. Развал Chicago Blackhawks и новый контракт Ильи Ковальчука также не имеют себе равных за последнее десятилетие (само собой, локаут мы сразу же выносим за скобки как событие, совсем уж из ряда вон выходящее).

«Ястребы» разлетелись во все стороны

Нельзя сказать, что к клубу Chicago Blackhawks кризис подкрался незаметно. О том, что команда не сумеет сохраниться в своем текущем – весьма и весьма привлекательном – виде, было известно загодя. Основной проблемой являлось то, что молодые, но уже вполне звезды Пэтрик Кэйн и Джонатан Тэйвс доигрывали последний год по своим первым контрактам и с сезона 2010/2011 должны были получать деньги, соизмеримые с их талантом, а не чисто символические. Напомним, что в чемпионате 2009/2010 эти форварды на двоих зарабатывали всего 1,7 миллиона долларов, тогда как теперь каждый из них будет получать по 6,5 миллиона. Очень сильно прибавивший в игре защитник Данкан Кит здорово прибавил и в зарплате – 8 милли­онов против 1,9. Добавим сюда подписанного до сорока лет и даже дальше Мариана Госсу (сейчас – без малого 8 миллионов), сильно переоцененного Брайана Кэмпбелла (7 с небольшим миллионов) и висящего мертвым грузом Кристобаля Юэ (5,6 миллиона), а также Патрика Шарпа, Дастина Бафлина, Криса Верстига и Дэйва Боллэнда – форвардов отличных, но совокупно не тянущих на свои почти 14 миллионов. И получим, что эти десять игроков сжирали бы более девяти десятых! от той суммы, которую разрешено втискивать под общекомандный потолок зарплат. Даже не принимая во внимание, что Юэ при этом за свои деньги еще и не играет, а греет скамейку запасных, – все равно получается катастрофически.

Но это далеко не все. Удачно – и достаточно неожиданно – отыгравшие сезон Антти Ни­еми (вытеснивший из основы Юэ) и Никлас Хьялмарссон с контрактами, так не вовремя заканчивающимися, также выросли в цене: первый с 800 тысяч до 2 миллионов, второй – с 600 тысяч до 3,5 миллиона. Собственно, вот теперь – все. Если бы Chicago сохранил всех этих парней у себя, то и играть им нужно было бы вдвенадцатером: больше уже никого под потолок зарплат никаким образом не уместить.

Пришлось резать по живому. Отказаться от притязаний на Ниеми, обменять Бафлина с Верстигом… Еще полтора десятка игроков, отпущенных или принудительно отправленных в разных направлениях, мы не станем перечислять ввиду их не очень значительной, малозначительной либо совсем незначительной роли в команде. Но обратим, тем не менее, внимание на это число. А также заметим для сравнения, что, например, Detroit Red Wings и Columbus Blue Jackets (точнее – их системы, поскольку значительность тут еще меньшая) покинули всего по три хоккеиста.

Аксакал Ковальчук

Краткое содержание предыдущих серий. Когда в феврале New Jersey Devils выменял из Atlanta Thrashers Илью Ковальчука, хоккейный мир разделился на две части, гадая о дальнейшем развитии событий. Кто-то считал, что Лу Ламорелло взял снайпера лишь на концовку текущего сезона, в качестве разового усиления, кто-то – что с намерением подписать с ним новое соглашение лет на пять минимум. По отдельным причинам каждый из двух вариантов казался маловероятным. «Одноразовость» выглядела сомнительной из-за достаточно высокой цены, уплаченной за Илью, а также из-за его кубковой репутации – крайне скудной, чтобы не сказать жестче, для «усиления». «Долгосрочность» же не внушала доверия из-за того, что непонятно было, каким образом размещать под потолком зарплат новый контракт Ковальчука – наверняка очень солидный.

В межсезонье на Илью Ковальчука серьезно претендовал питерский СКА. По неофициальной информации, в Санкт-Петербурге были готовы заключить с нападающим четырехлетний контракт, по которому форвард получил бы 40 миллионов долларов. Но Ковальчук подписал новый договор с New Jersey Devils

И вот в июле Ламорелло показал, как надо вести дела, заключив беспрецедентный 17-летний договор на 102 миллиона долларов. По действующему Коллективному соглашению в salary cap должна учитываться средняя зарплата: путем нехитрого деления 102 на 17 получаем 6 миллионов. При том что первые шесть лет – самый пик карьеры – Ковальчуку платили бы 11,5 миллиона, затем еще три года – несущественно меньше. Таким образом, при формальном соблюдении закона имело бы место явное мошенничество: все же разница между 6 и 11,5 почти двукратна. В сущности, получалось бы, что практически половина зарплаты элитного форварда «укрывается от налога», то есть выводится из-под потолка.

Строго говоря, Ламорелло здесь не открыл Америки. Несколько подобных контрактов в лиге уже имелось. Но вариант Ковальчука рядом с ними казался наиболее циничным, и NHL постаралась пресечь данную деятельность на корню. Иначе аналогичные договоры неминуемо поставили бы на поток, что сделало бы понятие потолка зарплат откровенной профанацией. В свою очередь, еще неминуемее привело бы лигу к новому локауту по окончании действия нынешнего Коллективного соглашения, что совсем не за горами.

Не вдаваясь в подробности длительных и нудных препирательств между клубом, профсоюзом игроков и лигой, в той или иной степени известные уже всем, кого данная тема интересует, просто подведем итог: New Jersey представил другой вариант контракта – укороченный на два года, а лига и профсоюз внесли в Коллективное соглашение поправки относительно расчета сумм, вписываемых в salary cap при долгосрочных контрактах. Ну и New Jersey попутно был оштрафован за попытку мошенничества на 3 миллиона долларов и утратил право выбора в первом и третьем раундах будущего драфта.

Межконтинентальная миграция

Дополнительную интригу эпопее Ковальчука добавляла вероятность его возвращения в Россию, и вероятность, надо признать, достаточно высокая. Потеря форварда такого уровня и, главное, возраста могла стать ощутимым ударом по имиджу NHL в виртуальном противостоянии с КХЛ. После Алексея Яшина, Яромира Ягра, Сергея Федорова, Сергея Зубова громкими именами российскую лигу уже не удивить, но чтобы хоккеист такого калибра приехал сюда в 27 лет, самом зените карьеры, такого пока не случалось.

Однако даже без учета Ильи Национальная хоккейная лига уступила несколько вистов лиге Континентальной. Если говорить о числах, то спортсменов, пересекших океан в западном направлении, несколько больше, чем в восточном. Но половине уехавших еще только предстоит пробиваться в основу клубов NHL через низшие лиги, и не факт, что у всех это вообще получится. А вот сама NHL наряду с десятком не самых значительных игроков лишилась достаточно заметных Дениса Гребешкова, Максима Афиногенова, Павола Демитры и – особенно – Евгения Набокова. О последнем, пожалуй, стоит сказать подробнее.

На первый взгляд кажется удивительным, что ни один из клубов NHL не смог конкурировать с предложением СКА, каким бы заманчивым оно ни было. Но на второй взгляд вопрос стоит переформулировать: быть может, не «не смог», а «не захотел»? И смысл здесь вовсе не в том, что Евгений недостаточно хорош – в его высочайшем классе нет никаких сомнений. Просто в последние годы вырисовывается такая тенденция, что нет смысла вкладываться в элитных вратарей – целесообразнее сэкономленные с помощью недорогого голкипера деньги потратить на пару, а то и тройку полевых игроков из числа рабочих лошадок, дела­ющих погоду в плей-офф.

Судите сами: зарплата Набокова в сезоне 2009/2010 всего на 600 тысяч меньше суммарного дохода четырех вратарей, которые в последние два года играли в финалах Кубка Стэнли. А если говорить только о триумфаторе Антти Ниеми, то его контракт уступал набоковскому более чем в 7 раз. И именно Ниеми San Jose Sharks и пригласили на место Евгения – теперь его заработок «всего» в три раза меньше, чем был у Набокова.

Расклады

Собственно, среди главных фаворитов наступающего сезона, а таковых четверо на Западе и пятеро на Востоке, лишь в трех клубах место в воротах доверено людям с окладом, превышающим 2 миллиона – достаточно скромные для «стартера» деньги. Это Vancouver Canucks с Роберто Луонго, Pittsburg Penguins с Марком-Андре Флери и New Jersey с Мартином Бродо. Еще в двух командах есть дорогостоящие голкиперы, но там спят и видят, как бы их куда-нибудь сбагрить. Речь о Тиме Томасе в Boston Bruins и Кристобале Юэ в Chicago. Последний, кстати, к моменту выхода номера из печати, скорее всего, окажется уже очень далеко от Города ветров, да и вообще от Америки. Предположительно, в Швейцарии.

С Томасом же сложнее. Но даже если он останется в Boston Bruins, то все равно будет лишь сменщиком, уповающим на травму Туукки Раска. Наряду с этими клубами причислим к фаворитам Washington Capitals, San Jose Sharks, Philadelphia Flyers и Detroit Red Wings. Маловероятно, что на Кубок замахнется кто-то другой, помимо названной «большой девятки».

36-летний защитник Руслан Салей подписал годичный контракт с Detroit Red Wings, по которому заработает 750 тысяч долларов и еще получит дополнительные 350 тысяч в качестве бонусов. клубы КХЛ делали ветерану и более интересные в финансовом плане предложения. но Салей выбрал не деньги, а возможность побороться за Кубок Стэнли

Сюрприз (но не в виде чемпионства, а максимум – выхода в финал) способны преподнести Los Angeles Kings, St. Louis Blues и Tampa Bay Lightning. Особенно интересно, что покажет Tampa, бразды правления в которой принял великолепный в недавнем прошлом игрок Стив Айзермэн. Заняв пост генерального менеджера, он не растерялся и первым делом выиграл схватку с Columbus за тренера Ги Буше. У нас это имя пока малоизвестно, но только пока. За океаном же он считается одним из наиболее перспективных молодых (в августе Ги исполнилось 39 лет) наставников. Два последних года Буше провел в QMJHL (Молодежной лиге Квебека) и AHL и преобразил свои команды до неузнаваемости всего за один сезон. Точнее, по ходу сезона. Думается, в NHL этот специалист тоже не затеряется, благо его новый клуб отнюдь не обделен талантливыми исполнителями.

Как представляется, в каждой из конференций борьбу за восемь путевок в плей-офф будут вести по одиннадцать клубов, а оставшиеся четыре коллектива можно списывать в утиль уже сейчас. Конечно, два-три удачных обмена вкупе с незапланированным стремительным прогрессом пяти-шести игроков способны изменить ситуацию, но случается такое крайне редко.

Итак, на кого в этом сезоне не стоит делать ставок в букмекерских конторах? На Востоке это Florida Panthers, обе нью-йоркские команды и Atlanta Trashers, на Западе – Edmonton Oilers, Columbus Blue Jackets, Minnesota Wild и Dallas Stars. Возвращаясь к вратарской тенденции, необходимо отметить, что лишь в одном клубе из восьми – Atlanta, голкипер зарабатывает меньше двух миллионов. Мало того, Rangers и Florida обладают без преувеличения элитными стражами ворот, а Edmonton, Minnesota и Dallas – близкими к элите. Но всем им, скорее всего, предстоит в апреле играть в гольф. Если, конечно, их не обменяют.

Великолепная семерка

Из россиян самой заметной фигурой продолжает оставаться, разумеется, Александр Овечкин. По мнению коллег, нападающий Washington узурпировал награду самому ценному игроку (напомним, есть аналогичный приз, определяемый не хоккеистами, а журналистами), получая его три сезона подряд. Если Александру удастся выиграть Ted Lindsay Award, до прошлого года носивший имя Lester B. Person Award, и в этом сезоне, он сравняется с Уэйном Грецки – только Величайший владел этим трофеем четыре раза кряду.

Более тонкие любители хоккея выше Овечкина ценят Павла Дацюка. Он, конечно, проигрывает Александру в результативности (строго говоря, суммарно за последние пять лет ему уступают вообще все – 269 шайб и 529 очков), но второго такого универсала, одинаково эффективно работающего как в атаке, так и в обороне, в современном хоккее попросту нет.

Дацюк – тоже своего рода узурпатор, последние три года стабильно забирающий себе приз лучшему форварду оборонительного плана. У Павла есть шанс сравняться с Бобом Гэйни – первым лауреатом Frank J. Selke Trophy, выигрывавшим его также четырежды подряд. К слову, у Дацюка было еще четыре Lady Byng Trophy (и тоже кряду), но этим летом его гегемонию в роли главного джентльмена лиги прервал Мартин Сен-Луи.

В первую десятку, а по некоторым версиям – и в пятерку самых рейтинговых хоккеистов NHL входит и Евгений Малкин. Прошлый сезон у центрфорварда выдался немного скомканным из-за нескольких травм, что, впрочем, не помешало ему продолжить набирать в среднем не менее очка за игру. Эти травмы приглушили эпические споры среди болельщиков Pittsburg (и не только) о том, кто лучше: Малкин или Кросби. Нет сомнений, что если со здоровьем у россиянина все в порядке, тема снова станет животрепещущей.

Илья Ковальчук не зря не поддался на уговоры СКА и остался в NHL, ведь перейдя из слабой Atlanta в сильный New Jersey, он получил шанс украсить домашний музей не только индивидуальными трофеями. Критики сомневаются в «кубковости» Ильи, но откуда они взяли этот стереотип, непонятно. За все годы выступления за Atlanta нападающий лишь однажды играл в плей-офф. Да, выступил не очень удачно, но почему из одного раза можно делать такие категоричные выводы? Этой весной Ковальчук во второй раз сыграл в кубковых матчах. Его команда вылетела в первом же раунде, но если предъявлять каждому из «дьяволов» претензии, то Илья окажется последним в очереди со своими шестью очками в пяти матчах. Ну и не будем забывать более чем солидный вклад снайпера в два мировых чемпионства сборной России, добытые в очень даже кубковой обстановке.

Илья Брызгалов – главная причина подъема Phoenix, неожиданно занявшего в прошлом году четвертое место в регулярном чемпионате. Хорошим голкипером Илья считался уже давно, а теперь окончательно вошел во вратарскую элиту. Чтобы подтвердить приобретенную репутацию, Брызгалову придется попотеть: так как его клуб в межсезонье несколько ослаб, бросков теперь придется отбивать побольше.

Александр Семин в последние три года неуклонно прогрессирует: 26 заброшенных шайб, затем 34, потом 40. На очереди – гроссмейстерский полтинник? Почему бы и нет: помочь в этом Александру может сумасшедший кистевой бросок, каким мало кто обладает, а помешать – довольно частые травмы.

У Андрея Маркова последний сезон выдался самым неудачным за всю его карьеру, но виной тому не регресс, а травма лодыжки с последующей операцией, из-за которой пришлось пропустить почти половину регулярного чемпионата. Вернувшись в строй, Андрей повредил еще и правое колено – последовала новая операция. Прогнозируется, что период восстановления затянется как минимум до середины ноября, так что Montreal Canadiens придется начинать сезон без своего сильнейшего защитника, да и просто лучшего игрока. Искренне надеемся, что, залечив все свои болячки, Марков вернется на свой прежний уровень.

Из четырех десятков россиян, выступающих ныне в NHL, наибольших подвигов следует ожидать от этой великолепной семерки. Характерно, кстати, что, за исключением Брызгалова и Маркова, все наши главные герои выступают за клубы, претендующие на самые высокие места. Разумеется, никогда нельзя исключать вероятность того, что выстрелит кто-то из доселе менее заметных игроков, но этот кто-то в лучшем случае сможет присоединиться к звездной компании, а не вытеснить одного из ее членов.