Центральным событием летнего отрезка российского первенства по регби, безусловно, стал прошедший в Монино поединок лидеров – «ВВА-Подмосковье» и «Енисей-СТМ», выигранный хозяевами со счетом 25:16. Все очки в этой встрече принесли своей команде два игрока сборной России – Василий Артемьев, сделавший попытку, и Юрий Кушнарев, порадовавший болельщиков меткими ударами из стандартных положений. Через несколько дней после матча, победа в котором фактически гарантировала «летчикам» первое место в регулярном чемпионате страны, его главные герои дали интервью журналу «Большой спорт».
Вы специально тренируете удары?
Юрий Кушнарев (Ю.К.): Да. Обычно в команде есть три-четыре человека, специализирующихся на этом. Как правило, это трехчетвертные по амплуа, хотя в элитных сборных судьбу матчей подобным образом порой решают и нападающие. Существует базовая техника удара, можно как полностью ей следовать, так и отходить от нее, учитывая индивидуальные особенности спортсмена. Например, я бью «ракетой». Тренер имеет право что-то подсказать, но в целом удары отрабатываются индивидуально.
Ваш отец – профессиональный тренер. Значит, вопрос, заниматься ли вам регби, никогда не стоял?
Ю.К.: Тренируюсь с десяти лет. Это мое личное решение, родители не настаивали на спортивной карьере. Я родился в Монино, и особого выбора в плане видов спорта не было. Когда же у «ВВА-Подмосковье» появилась поддержка областных властей, бюджет, решил продолжить занятия.
Василий Артемьев (В.А.): Я родом из Зеленограда, секция регби была неподалеку от моего дома, и туда меня привел друг. В 15-летнем возрасте уехал учиться в Ирландию, играл там за вузовскую команду, затем – в дубле профессионального клуба. Когда учился на последнем курсе (по образованию я юрист), стал получать приглашения в сборную России. В итоге решил вернуться на родину и выступать за «ВВА-Подмосковье», тренер которой по совместительству возглавляет национальную команду. Так легче попасть в сборную на Кубок мира.
_Игроки, с кем вы вместе выступали в Ирландии, сравнимы по уровню с входящими в сборную России? _
В.А.: Я играл там на разных уровнях – от школьного до практически профессионального. Главное отличие в том, что в Ирландии регби занимается несоизмеримо большее количество людей. У нас же в сборную страны отбирают фактически из пятидесяти кандидатов.
Нередко приходится слышать, что Николай Неруш не слишком объективен в выборе состава сборной, в которую при прочих равных приглашает игроков своего клуба…
В.А.: Отбор в сборную – не прерогатива Неруша, в руководстве Союза регбистов России (СРР) есть зарубежные специалисты, которые также занимаются этим, да и начальник национальной команды не имеет отношения к нашему клубу. Проводятся расширенные сборы, куда приглашаются представители многих клубов, среди них выбираются сильнейшие.
Ю.К.: Критики Неруша забывают, что были случаи, когда приглашенные в сборную игроки других клубов отказывались приезжать в ее расположение. Наш главный тренер сделал большое дело – вывел команду на Кубок мира, что никому ранее не удавалось.
Вы считаете, что это закономерность, а не стечение обстоятельств?
Ю.К.: Конечно, элемент удачи был: румыны не всегда выступали сильнейшим составом. Но уровень нашей команды объективно растет. Могу говорить за себя: за два-три года я стал играть лучше, повысились мои антропометрические показатели. Хотя проблемы до сих пор есть. В частности, со «столбами». Уровень подготовки игроков первой линии в других странах значительно вырос, мы же остались на прежнем. Здесь проблемы скорее не со спортсменами, а с тренерами. Хотя в последнее время ситуация улучшается. Директор по развитию и элитному регби СРР Стив Даймонд и другие иностранные специалисты принимают непосредственное участие в индивидуальной работе с игроками, их физической подготовке.
Вы оба играете за сборную России по регби-7. По какому принципу отбираются спортсмены в эту команду?
Ю.К.: Перед чемпионатом Европы четыре российские команды участвовали в Лиге чемпионов по регби-7, из них и отобрали 16 кандидатов. После двухнедельного подготовительного сбора в команде осталось десять человек. Конечно, перестраиваться с «пятнашки» на «семерку» неудобно. В идеале нужно иметь отдельную сборную по регби-7, которая будет тренироваться по собственному плану.
Включение регби-7 в программу Олимпийских игр повлекло какие-то изменения в клубе?
Ю.К.: У нас создана ДЮСШ олимпийского резерва, в остальном же новшеств не заметил.
А что выиграть престижнее – Кубок мира по регби-15 или Олимпийские игры в «семерке»?
Ю.К.: Лучше задаваться вопросом: какую из этих задач выполнить легче. Думаю, само попадание на Олимпиаду окажется большим успехом.
В.А.: Для решения каждой из этих задач нужно иметь отдельные сборные и целенаправленно их готовить. Так, в тех же Шотландии и Уэльсе уже есть полноценные национальные команды по регби-7.
Главный тренер сборной России по «семерке» Павел Барановский заявил, что намерен укрепить состав за счет натурализованных игроков. Как вы к этому относитесь?
Ю.К.: Подобная практика распространена в мире. Вопрос в классе игроков, которых пригласят. Они должны быть сильнее имеющихся. Проблема не в регбистах, а в тренерах, прежде всего в детских. Сейчас их уровень очень низкий. Нужны обучающие семинары, стажировки за границей, можно приглашать в Россию иностранцев для повышения квалификации отечественных специалистов.
Значит, основная проблема не в финансировании, а в уровне специалистов?
В.А.: Эти вещи взаимосвязаны. За десять тысяч рублей классный тренер работать не будет.
А вы лично готовы стать тренером?
Ю.К.: Я думаю об этом, планирую получить соответствующее образование.
У вас не было возможности попробовать себя в зарубежном клубе?
Ю.К.: Реальной – нет, все на уровне разговоров. С моей стороны инициатива проявлялась, но не срослось. Объективно говоря, репутация российских регбистов в мире не слишком высока. Кирилл Кулемин и Андрей Остриков, обладающие выдающимися антропометрическими характеристиками, – скорее исключение.
В.А.: Я уезжал в Ирландию прежде всего изучать английский язык, и мое пребывание там оплачивали родители. Затем школа предложила грант, в вуз взяли со стипендией, при условии, что буду выступать за студенческую команду. И сейчас ставлю перед собой задачу попробовать поиграть в сильном зарубежном чемпионате. Реальность такой перспективы зависит от выступления за национальную сборную. По сути, это единственная возможность «засветиться». У меня до сих пор остались определенные связи в Ирландии, но зарубежные клубы готовы просматривать игроков летом, когда в разгаре чемпионат России.
Ю.К.: Главным трамплином для спортсменов будет Кубок мира, где нужно показать себя достойно. Он и даст ответ на вопрос: способен игрок сделать следующий шаг в карьере или продолжит выступать в чемпионате России.
«Достойно» – это как?
Ю.К.: У игрока каждого амплуа свои задачи, технико-тактические действия. И если ты будешь их выполнять, как бы ни выступила команда в целом, специалисты адекватно оценят игру конкретных исполнителей.
Значит, перед вами на Кубке мира будут стоять прежде всего индивидуальные цели?
Ю.К.: Командная уже поставлена. Наш первый соперник – сборная США, победу над которой расценят как успех. С остальными же – Италией, Австралией и Ирландией – нужно ставить реальные задачи. Например, «пропустить не более 30 очков», «занести в матче две попытки». Мы слишком молодая регбийная нация, не все это понимают. Многие иногда любят порассуждать на тему, как во времена СССР сборная обыгрывала итальянцев, но в 1990-е регби в России было в глубочайшем кризисе, мы сильно отстали по уровню.
Летом сборная России выступала на Кубке Черчилля. Какие впечатления от этого турнира?
В.А.: Мы играли там со второй сборной Англии, в которой было немало игроков с опытом выступления в главной команде, с американцами и Уругваем. В целом выступили неплохо. Конечно, не обошлось без невынужденных ошибок, большое число которых не позволило добиться приемлемого счета в поединке с англичанами. Пропустили несколько «заносов» в начале матча, а потом в течение 60 минут качественно действовали с командой мирового уровня, фактически вничью отыграли второй тайм. В матче с американцами не хватило физической подготовки – в концовке из-за невынужденных ошибок пропустили «необязательные» очки. Чем больше напряженных матчей – тем быстрее прогресс. Выигрывая по 60–70 очков в чемпионате России, ничему не научишься, можно лишь потерять. В Америке в перерывах между матчами мы получали приличную нагрузку от австралийского тренера по физподготовке Найджела Эшли Джонса. А в октябре-ноябре намечаются товарищеские игры с аргентинцами и японцами. Они также очень кстати перед Кубком мира.
Периодически появляется информация о том, что «ВВА-Подмосковье» будет играть в еврокубках…
Ю.К.: Это слухи. Хотя хотелось бы, конечно. Но у нас даже хорошего стадиона нет, где можно принимать соперников такого уровня, – стройка два года как заморожена. Думаю, таким странам, как Румыния, Грузия, Украина, Россия, нужно создавать свой клубный турнир.