Мало кто из наставников сборной СССР по футболу мог похвастаться хотя бы трехлетним нахождением на своем посту. Как правило, тренеры национальной команды сменялись после каждого двухлетнего цикла. И если в 1960-е, в золотую эпоху советского футбола, игроки умудрялись выигрывать даже вопреки тренерской чехарде, то в 1970-е и 1980-е советских болельщиков ждала череда горьких разочарований. Хотя, безусловно, без медалей не обходилось и в эти годы: советские футболисты дважды выиграли серебро чемпионатов Европы (1972 и 1988), в 1988 году в Сеуле стали олимпийскими чемпионами и трижды привозили с Игр бронзовые награды (1972, 1976, 1980).
1970–1971
Проведенные матчи: +8 =6 -1
В конце 1970 года сборную возглавил Валентин Николаев, только что приведший ЦСКА к триумфу в чемпионате СССР и тем самым связавший две исторические эпохи. Ведь до этого армейский клуб побеждал в союзном первенстве почти 20 лет назад – в то время, когда Валентин Александрович еще играл сам и был членом феноменальной пятерки нападения «команды лейтенантов».
Его работа в национальной команде оказалась чрезвычайно успешной: за год сборная не проиграла ни одного из 13 матчей и сумела преодолеть групповой отборочный этап чемпионата Европы, обойдя Испанию! Но в конце 1971-го Николаеву пришлось спешно покинуть команду: высокое армейское руководство призвало его спасать ЦСКА, рухнувший после ухода тренера, и Валентин Александрович вернулся в родной клуб. Правда, однажды он вновь занял место на тренерском мостике сборной, но это было лишь коротким эпизодом: зимой 1976 года он свозил команду на два товарищеских матча в Южную Америку.
Понятно, что военнослужащий Николаев не мог ослушаться приказа начальства и не вернуться в ЦСКА. Да и душа его, конечно же, болела за клуб. Но вывести армейцев на прежний уровень он уже не смог, а оставленная им сборная начала стремительное падение вниз – не в последнюю очередь по причине тренерской чехарды. 1972 год оказался чрезвычайно насыщенным для команды, которая провела 22 матча. И в этих играх ею руководили три тренера.
1972
Проведенные матчи: +8 =4 -3
Покинутый Николаевым пост занял Александр Пономарев – великолепный, самобытный нападающий послевоенного «Торпедо», в качестве тренера приведший московское «Динамо» к победе в чемпионате страны 1963 года. После этого он работал в Финляндии и в ереванском «Арарате», а в 1971-м возглавлял олимпийскую сборную СССР, так что его переход в главную команду логичен и закономерен.
Увы, в то время здоровье Александра Семеновича резко ухудшилось, поэтому периодически он был вынужден отходить от дел. Кто же мог знать, что ему оставалось жить лишь месяцы: тренер скончался в июне 1973-го в 56-летнем возрасте…
В марте 1972 года сборная провела при Пономареве лишь один матч, после чего он заболел и его заменил Николай Гуляев.
1972
Проведенные матчи:+2 =1 -1
Николай Алексеевич до войны побеждал в чемпионате и Кубке СССР в качестве игрока «Спартака», а позже повторил успех на посту тренера родного клуба. В 1956-м привел «красно-белых» к победе в первенстве страны, а два года спустя под его руководством «Спартак» сделал «дубль». Будучи одним из наиболее уважаемых специалистов в стране, Гуляев неоднократно входил в тренерский штаб сборной (1956–1957, 1960–1964, 1972).
На его долю как главного тренера национальной команды достались четыре матча, два из них были крайне важны, поскольку являли собой противостояние с Югославией в четвертьфинале чемпионата Европы. Победив по сумме двух встреч (0:0, 3:0), сборная СССР в очередной раз пробилась в финальную четверку, а вскоре после этого провела товарищеский матч с командой ФРГ по случаю открытия олимпийского стадиона в Мюнхене. И потерпела в нем сокрушительное поражение – 1:4 (все голы в наши ворота забил легендарный Герд Мюллер).
Спустя всего лишь три недели СССР и ФРГ встретились вновь, на сей раз уже в финале чемпионата Европы. К тому времени в строй вернулся Пономарев, он и повез команду на финальный турнир в Бельгию. И снова наших ждало чувствительное поражение – 0:3 (в тот день Мюллер отличился дважды). Тем не менее тогда серебро континентального первенства впервые не расценили как провал – слишком уж хорошо представляли начальники силу сборной ФРГ, с которой в те годы не мог тягаться никто в мире.
В конце июня сборная СССР отправилась на товарищеский турнир в Бразилию. Состояние здоровья Пономарева не позволило ему совершить столь далекий вояж, и на три матча команду возглавил Герман Зонин.
1972
Проведенные матчи: +1 =0 -2
В качестве игрока казанского «Динамо» и ленинградских «Динамо» и «Трудовых резервов» Герман Зонин не завоевал ни славы, ни титулов. Зато как тренер пользовался в 1970-х большим авторитетом. А в 1972-м возглавляемая им «Заря» из Ворошиловграда (ныне – Луганск) уверенно шла в лидерах союзного чемпионата. Именно «Зарю» и решили сделать после поражения в финале чемпионата Европы базовым клубом сборной.
Сам Герман Семенович, впрочем, вспоминает об этом весьма скептически, видя в неожиданном решении футбольного руководства «руку Москвы». Дескать, очень уж не хотели пускать «Зарю» в чемпионы, вот и придумали ей дополнительную нагрузку в разгар сезона: практически в полном составе, усилив лишь несколькими игроками других клубов, отправили под видом национальной команды в Южную Америку. Кстати, не помогло: у футболистов осталось достаточно сил, чтобы совершить чудо и одержать-таки сенсационную победу в чемпионате. После этого Зонин довольно успешно работал в «Зените» (Ленинград), СКА (Ростов-на-Дону) и «Динамо» (Тбилиси).
А сборная СССР после возвращения из Южной Америки вновь обрела прежний состав и прежнего главного тренера. Пономарев руководил ею во время Олимпиады в Мюнхене, где команды СССР и ГДР разделили третье место, сыграв в «бронзовом финале» вничью – 2:2. Доработал Александр Семенович до конца 1972 года, после чего ему пришлось уйти окончательно. На смену пришел Евгений Горянский.
1973
Проведенные матчи: +3 =2 -5
Назначение Горянского вызвало недоумение у многих специалистов, ведь Евгения Ивановича никак нельзя было причислить к ведущим тренерам страны. Главным его достижением считался выход «Зари» в 1966 году в высшую лигу. Впрочем, сборная при нем, хоть и не отличалась каким-то особым игровым почерком и не имела яркой, узнаваемой манеры, успешно выполнила главную задачу – победила Францию и Ирландию в отборочных матчах чемпионата мира.
Тем не менее на финальный турнир в Германию советская команда не поехала. В сентябре ей предстояли стыковые матчи со сборной Чили, где только что произошел военный переворот. От предложения FIFA провести две встречи на нейтральном поле советские чиновники отказались, и первая игра состоялась в Москве. Сборная СССР не смогла добиться победы (0:0), а на ответную ее не пустили. В результате FIFA засчитала Советскому Союзу техническое поражение и на ЧМ-74 отправилась сборная Чили.
Горянский после ухода из национальной команды повторил свой успех по выведению клуба в элиту союзного первенства: в 1975 году в высшую лигу с его помощью пробилось минское «Динамо».
А сборная СССР, впервые пропустившая чемпионат мира, провела в 1974-м лишь три матча, в которых ею руководил Константин Бесков. В следующем же году тренерский мостик занял Валерий Лобановский.
1975–1976, 1982–1983, 1986–1990
Проведенные матчи: +42 =19 -16
Один из лучших нападающих советского футбола первой половины 1960-х, чемпион СССР 1961 года в составе киевского «Динамо», Валерий Лобановский достаточно быстро стал проявлять себя и в качестве успешного тренера. В 1971-м он вывел «Днепр» в высшую лигу, а в 1973-м возглавил главную украинскую команду – «Динамо». И сделал ее чемпионом страны в 1974 и 1975 годах, а в 1975-м одержал и первую в истории советского футбола международную победу на клубном уровне: киевляне завоевали Кубок кубков, чуть позже прибавив к этому трофею и Суперкубок Европы.
Естественно, Лобановский в одночасье превратился в самого авторитетного тренера в стране и получил предложение возглавить сборную. При этом руководство выдало ему карт-бланш, априори соглашаясь со всеми идеями. Лобановскому разрешили совмещать работу в Киеве и сборной и даже перекроили календарь чемпионата СССР 1976 года, разделив его на два однокруговых первенства – весеннее и осеннее.
Сделано это было для того, чтобы киевское «Динамо» не участвовало в весеннем чемпионате и по собственной программе готовилось к четвертьфинальным встречам с Saint-Étienne в Кубке чемпионов. Валерий Васильевич уверял, что это повысит шансы команды на победу в главном еврокубке. А еще он был сторонником перехода календаря на систему «осень – весна» по образцу ведущих футбольных держав Европы, поэтому осенний чемпионат 1976 года мог бы в итоге стать первым кругом чемпионата 1976/1977. Этот план, возможно, и мог бы осуществиться, если бы к концу 1976-го Лобановский сохранил свое влияние в советском спорте. Однако он довольно быстро выпал из фавора.
В том самом 1976-м Валерий Васильевич не выполнил ни одной из поставленных перед ним задач. Когда в марте «Динамо» проиграло Saint-Étienne в Кубке чемпионов, он объявил, что интересы сборной куда важнее клубных и основные турниры еще впереди. Но в апреле национальная команда СССР уступила в четвертьфинале европейского первенства чехам (0:2, 2:2) и впервые не сумела попасть в финальную четверку континентального чемпионата.
Лобановский тут же сообщил, что главная задача сезона – победа на Олимпиаде в Монреале, но и там футболисты не смогли подняться выше третьего места. Этот провал переполнил чашу терпения руководства страны, и Лобановскому было пожизненно запрещено работать с национальной командой. Хоть как-то восстановить его реноме могла бы победа «Динамо» в осеннем чемпионате СССР, но и тут киевляне не добились успеха, уступив первую строчку торпедовцам.
Со временем с Лобановского запрет на работу в сборной был снят, и Валерий Васильевич еще дважды приходил в главную команду страны. В первый раз это было очень неудачно: перед самым финальным турниром ЧМ-82 руководство посчитало нужным усилить тренерский штаб, и к нормально работавшему Бескову подключили Лобановского и тренера тбилисского «Динамо» Нодара Ахалкаци. Но никаких чудес этот триумвират не сотворил: напротив, разбившаяся на кланы команда выступила совсем не так успешно, как могла бы. После этого Лобановский остался в сборной в качестве единоличного тренера, но в 1983-м не смог вывести команду в финальную часть Евро-84 и снова ушел.
И лишь третий период его работы ознаменовался успехом: в 1988 году СССР впервые за 16 лет дошел до финала европейского первенства, уступив в решающем матче Нидерландам – 0:2. Правда, достижение на Евро-88 было обрамлено бледными выступлениями в чемпионатах мира 1986 и 1990 годов. Так что в целом работа Лобановского в сборной несравнима по результатам с его деятельностью в киевском «Динамо», с которым он выиграл восемь чемпионатов, шесть Кубков СССР и два Кубка кубков.
В начале 1990-х Валерий Васильевич отправился на Ближний Восток, тренировал сборные ОАЭ и Кувейта, а потом вернулся на Украину и до последних дней жизни оставался в родном «Динамо», которое временами проявляло себя очень неплохо в Лиге чемпионов.
А в сборной СССР продолжался период упадка. Замена Лобановского на Никиту Симоняна не привела к качественным изменениям.
1963, 1964, 1977–1979, 1988
Проведенные матчи: +19 =5 -6
Легендарный спартаковский бомбардир 1950-х, один из лучших форвардов в истории советского футбола впоследствии оказался и прекрасным клубным тренером. Никита Павлович дважды выигрывал со «Спартаком» чемпионат страны, трижды – Кубок СССР, а в 1973-м ереванский «Арарат» сделал под его руководством исторический «дубль».
Но в сборной Симонян не сумел добиться успехов. Он периодически привлекался в качестве главного тренера на несколько матчей, однако по-настоящему отработал один двухлетний цикл, и при нем команда так и не пробилась в финальный турнир Евро-80, пропустив вперед греков. Справедливости ради отметим, что еще до прихода Симоняна был составлен чрезвычайно плотный и неудобный календарь отборочных игр. Впрочем, сам Никита Павлович признает, что одним этим неудачу не объяснить, и говорит о ряде ошибок в своей работе.
После этого он еще не раз привлекался в штаб сборной в качестве помощника (в частности, работал и с Лобановским во второй половине 1980-х), а затем перешел на административную стезю и в течение многих лет занимал различные руководящие посты в Российском футбольном союзе.
В конце 1979 года в сборную вернулся Бесков, проработавший до ЧМ-82, как уже было сказано, затем его место занял Лобановский. Именно он, как мы знаем, поехал и на следующий чемпионат мира, сменив менее чем за месяц до его начала Эдуарда Малофеева.
1984–1986
Проведенные матчи: +14 =3 -8
Участник самого успешного для сборной СССР чемпионата мира 1966 года, капитан минского «Динамо» Малофеев – один из лучших нападающих страны второй половины 1960-х. А в качестве тренера привел минчан к победе в чемпионате СССР-1982, прославившись как приверженец «искреннего», по его собственному выражению, футбола.
Два года работы Эдуарда Васильевича в сборной были весьма успешны: команда хоть и неудачно начала отборочный турнир к ЧМ-86, но все же сумела завоевать путевку в Мексику. Самому Малофееву, однако, туда попасть не удалось. Последней для него стала товарищеская игра в Москве с Финляндией 7 мая 1986 года. Она закончилась разочаровывающей нулевой ничьей, а до чемпионата мира оставалось всего три недели. Тогда и было решено в высших кругах, что в Мексику сборную повезет Лобановский, ведь киевское «Динамо», незадолго до этого во второй раз завоевавшее Кубок кубков, являлось базовым клубом национальной команды.
Очень многие тогда считали, что бледная игра с Финляндией не случайна: мол, киевляне, которых на поле было большинство, сознательно «сплавляли» Малофеева. Лобановский присутствовал на том матче в Лужниках, и в перерыве зрители видели, как он в приковывающем внимание белом плаще прошел из гостевой ложи в правительственную. В тот момент многие и поняли, что судьба Малофеева предрешена.
Таким образом, Эдуард Васильевич, совмещавший в то время работу в сборной и московском «Динамо», получил возможность сконцентрироваться на клубных делах. И в том же 1986-м привел динамовцев ко второму месту в чемпионате страны. Впоследствии Малофеев много работал в России, Белоруссии, Шотландии и Литве, а сейчас – тренер-консультант в «Динамо» из Санкт-Петербурга.
В 1988 году, до и после чемпионата Европы в ФРГ, сборную в нескольких матчах тренировал Юрий Морозов, подменявший Лобановского.
1988
Проведенные матчи: +1 =2 -1
Юрий Андреевич, поигравший в ленинградских «Зените», «Динамо» и «Адмиралтейце», в качестве клубного тренера отметился несколькими весомыми достижениями. Так, ему «Зенит» обязан первым в своей истории призовым местом в чемпионате СССР (в 1980-м ленинградский клуб стал третьим), а ЦСКА в 1986 году благодаря Морозову вернулся в высшую лигу.
На протяжении многих лет он был сподвижником Лобановского и неоднократно входил в тренерский штаб сборной (1974–1976, 1983, 1986–1990). Поэтому в 1990-е вместе с Валерием Васильевичем отправился на Ближний Восток, где работал со сборной Ирака, клубом Al Sharjah из ОАЭ и олимпийской сборной Кувейта.
Последним тренером сборной СССР стал Анатолий Бышовец.
1990–1992, 1998
Проведенные матчи: +12 =11 – 11
Еще один бывший прекрасный нападающий возглавил сборную после ЧМ-90. К тому времени в его послужном списке уже были успехи на международном уровне: юношеская сборная (до 16 лет) дошла до финала чемпионата Европы, а олимпийская завоевала золотые медали Сеула-88.
Контракт Бышовца с Федерацией футбола СССР заключен на четыре года, и главной целью значился выход в финальную часть мирового первенства 1994 года. Анатолий Федорович, однако, сумел перевыполнить задачу и вывел главную команду на Евро-92. Этот успех казался особенно неожиданным потому, что в отборочной группе соперником СССР была грозная Италия.
Ко времени финального турнира Евро-92 Советский Союз уже перестал существовать, и в Швецию команда поехала как сборная СНГ. А после этого турнира контракт Бышовца аннулировали на том основании, что в новой стране – России надо заново проводить выборы тренера национальной сборной. Люди, приближенные к команде, знали, что на самом деле Бышовец пострадал за то, что в конфликте по поводу премиальных, возникшем между Федерацией и игроками после Евро-92, занял сторону последних. Так что шанса поработать с национальной командой России Анатолий Федорович был вынужден ждать еще целых шесть лет.