Марафон – любимая забава экстремалов, причем не только легкоатлетов, но и лыжников, биатлонистов, велогонщиков и даже футболистов. Не остаются в стороне и автогонщики, уже почти 100 лет устраивающие проверку на выносливость себе и своим железным коням. Естественно, что на одном из старейших автомарафонов в бельгийском Спа, который состоялся в конце июля, энтузиасты преодолели куда больше, чем 42 км.
Одна из самых престижных европейских кузовных гонок «24 часа Спа» впервые состоялась в 1924 году – спустя всего год после первых «24 часов Ле-Мана». Поначалу соревнования проходили на 15‑километровом кольце, созданном на обычных шоссейных дорогах, и лишь в 1980‑х марафонцы перебрались на современный 7‑километровый трек, который, впрочем, до конца XX века также включал в себя дороги общего пользования. Ныне суточные гонки в Спа-Франкоршаме проводятся ежегодно, без перерывов, но до 1964‑го в расписании случались перебои из-за Второй мировой и финансового кризиса. Таким образом, нынешний заезд стал юбилейным, 65‑м.
Стоит отметить, что марафон «24 часа Спа» неоднократно менял «хозяина», становясь домом для разнообразных гоночных классов. В конце прошлого века он был этапом чемпионата Европы среди серийных автомобилей, а в новом тысячелетии приютил уже машины класса Gran Turismo. Последняя смена вывески случилась пару лет назад – нынешний старт стал третьим для Blancpain Endurance Series, а все участники представляли класс GT3.
На старт гонки вышли 66 автомобилей, которые соревновались в трех классах: Pro (три профессиональных гонщика), Pro-Am (четыре гонщика, любители с профессионалами) и Gentleman Trophy (любители). Наибольший интерес для группы российских журналистов представлял класс Pro-Am, в котором выступали Nissan GT-R Марка Шульжицкого и российская дружина SMP Racing, представленная аж четырьмя экипажами. Благодаря Nissan GT Academy Team нам удалось полностью погрузиться в атмосферу мероприятия – полный допуск в паддок и гараж даже во время гонки и пит-стопов существенно повысил интерес к происходящему, позволив заглянуть за кулисы гонок на выносливость.
Академия Марка
В 2012 году программа Nissan GT Academy, целью которой является поиск перспективных гонщиков, пришла в Россию. Из огромного количества сетевых игроков на PlayStation 3 самым быстрым оказался Марк Шульжицкий. Этим летом в отборочном этапе второго российского чемпионата приняли участие более 33 тысяч россиян. Победитель национального первенства получит путевку в Сильверстоун, где будет доказывать право стать профессиональным гонщиком за рулем реального спорткара.
Естественно, 24‑часовые заезды не столь насыщены событиями, как этап «Формулы‑1», проходящий здесь в конце лета. Большую часть времени машины с жутким ревом проносятся мимо вас, а без экранов в пресс-центре толком и не разобраться, кто, кого и когда обогнал. Но многотысячную (!) армию болельщиков это не волнует. Они приезжают в Франкоршам большими компаниями и целыми семьями, ставят палатки и кемперы, достают пиво и наслаждаются гонкой. У кого-то есть проходки на трибуны, на которых счастливчики появляются с разной периодичностью, остальные же ютятся на холмах, с которых открывается прекрасный вид на Арденны и трассу, усеянную людьми по всему периметру. Мы не поленились потратить три часа, чтобы пройти все 7 км вдоль трека – а за это время машины проехали около полутысячи, посетив пит-стоп и сменив пилота! Даже в темное время суток, когда полил дождь, а в ночи были видны лишь пит-лейн да яркий свет фар, на холмах оставались наблюдатели. Возможно, это особый вид мазохизма, присущий только истинным любителям гонок. Остальные же вечер провели на местной дискотеке, не проявляя никакого интереса к происходящему на трассе.
Те, кто предпочел танцы, не прогадали: ночью ничего особенного не происходило, хотя для пилотов это был чертовски сложный отрезок, ведь покорять ночной Спа под дождем – задача не из легких. Аварий не было – видимо, лимит исчерпали в дневное время. К сожалению, один из первых сходов на счету Nissan GT Academy. Уже на 12‑м круге у GT-R Nismo сломался рычаг задней подвески, и Алекс Банкомб разбил машину прямо на легендарном повороте Eau Rouge. Таким образом, Марку Шульжицкому так и не удалось дебютировать в Спа. За коллег пришлось отдуваться второй машине «академиков», которой удалось добраться до подиума в своем классе Pro-Am. Ступенькой выше оказались россияне Кирилл Ладыгин и Виктор Шайтар из SMP Racing, а вообще все четыре российских экипажа сумели финишировать, что можно считать выдающимся достижением – ведь до финиша добралось всего 35 спорткаров из 66.
Победу же одержал немецкий экипаж Mercedes-Benz SLS AMG, который возглавлял легендарный Бернд Шнайдер. Этот успех примечателен тем, что Mercedes впервые с 1964 года победил в марафоне в Спа, а Шнайдер подтвердил свой высокий класс. Невероятно, но 49‑летний гонщик, возобновивший карьеру после четырехлетнего перерыва, в этом сезоне выиграл и «24 часа Дубая», и «24 часа Нюрбургринга»! В Спа Бернд заодно выиграл и неофициальный зачет среди бывших пилотов «Формулы‑1». Помимо немца на трассе можно было заметить Карла Вендлингера, Мику Сало, Бруно Сенну и Оливье Паниса.