«Быстрее, выше, сильнее» – традиционный олимпийский девиз сегодня требует небольшого дополнения. «Технологичнее» – пожалуй, без этого параметра не обходится ни одно серьезное спортивное мероприятие. Даже те виды спорта, которые до недавнего времени не участвовали в гонке высоких технологий, сегодня все активнее в нее втягиваются. Исключением не стал и конькобежный спорт. Самый титулованный скороход должен не только быстро бегать, быть сильным и выносливым, но и экипирован по последнему слову науки.
Если сейчас спортсмен в аэродинамическом костюме – обычное дело, то в 1974 году шведский конькобежец Франц Кринбюль, первым решивший затянуть себя в синтетику с головы до ног, стал настоящей белой вороной.
Швед начал свою конькобежную карьеру, когда ему было далеко за тридцать. Но, тем не менее, смог не просто выступить не нескольких Олимпиадах, но и занять на Играх в Инсбруке 1976 года, в возрасте 48 лет, восьмое место. Сегодня никто даже не сомневается, что причиной его успеха стал соответствующий костюм, значительно улучшавший результаты шведского скорохода. А тогда коллеги по конькобежному спорту эту инновацию всерьез не приняли – возможно, не в последнюю очередь потому, что золотая олимпийская медаль так и осталась для Кринбюля несбыточной мечтой.
Но, как показало время, хотя Франц Кринбюль был не самым сильным конькобежцем, изобретателем он оказался талантливым. Поэтому его синтетическая ускоряющая новинка не осталось без внимания и через некоторое время стала использоваться более успешными спортсменами.
Первыми инновацию Кринбюля подхватили голландские скороходы. Именно они на Олимпийских играх 1998 года в Нагано удивили своих соперников обтягивающим нарядом с выпуклыми зигзагообразными полосами для снижения сопротивления воздуха. Результат превзошел все ожидания – три золотые медали из пяти возможных в мужских заездах. Столь впечатляющая победа привела к тому, что компании Nike и Descente к Олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк-Сити решили создать особые аэродинамические костюмы для конькобежцев. В «быстрой коже» Swift Skin от американского концерна Nike выступали сразу несколько сборных: США, Австралии и Голландии, а японский бренд Descente одел канадцев в Vortex C2.
Несмотря на различное происхождение вышеназванных костюмов, задача у них была одна – увеличить скорость спортсмена, снизив сопротивление воздуха. По словам специалистов по аэродинамике, консультировавших Nike, экипировка Swift Skin с поставленной задачей справилась, благодаря чему результаты команд улучшились почти на один процент. В доказательство этому все конькобежное золото у мужчин в Солт-Лейк-Сити досталось командам, одетым именно в костюмы Swift Skin: голландской сборной за дистанции 10 000, 50 000 и 1000 метров и американской – за дистанции 1500 и 500 метров.
Конечно, профессиональную «кожу» в обычных магазинах не купить. Костюм Swift Skin компания Nike создает индивидуально для каждого конькобежца из шести высокотехнологичных видов ткани, с учетом психологических и физиологических особенностей спортсмена. Материалы подбираются так, чтобы при скольжении на костюме не возникали складки, которые могут «поймать» воздух и снизить скорость движения. Специальные вставки со стеклянными микрошариками помогают избежать потери скорости от трения частей тела друг о друга. Их помещают между ногами и под руками спортсмена.
В зависимости от расстояния, которое необходимо преодолеть конькобежцу, Swift Skin выпускается в двух вариантах: для шорт-трека (дистанции 500, 1500 и 5000 метров у мужчин и 500, 1500 и 3000 метров у женщин) и для лонг-трека (10 000 метров у мужчин и 5000 у женщин). Между ними есть определенные различия. Например, у костюма для забега на короткие дистанции отсутствует капюшон, так как спортсмены надевают специальные шлемы для защиты головы от удара об лед, а перчатки разрабатываются таким образом, чтобы не только максимально снизить коэффициент трения кистей рук о лед, но и защитить кожу конькобежца.
У Vortex C2, костюма-конкурента Swift Skin на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, азиатские корни и совсем другой механизм работы. Созданный компанией Descente, специализирующейся на производстве экипировки для лыжников, он оснащен специальными силиконовыми полосками. Расположенные на бедрах и нижних частях рук, спирали распределяют потоки воздуха, откидывая их за спину спортсмена и снижая тем самым трение человеческого тела о воздух.
Дебют синтетических Swift Skin и Descente в Солт-Лейк-Сити вызвал огромное множество споров и дискуссий. Широкую общественность волновало прежде всего два момента: действительно ли костюмы ускоряют конькобежцев и зависит ли результат от бренда-производителя.
Энтузиасты, желающие получить ответ на этот вопрос, нашлись в отделе экономики голландского университета в Гронингене. Экспериментаторы Герард Купер и Элмер Стеркен проанализировали результаты спортсменов на Олимпийских играх 2002 года. При этом они учли такие индивидуальные характеристики для каждого конькобежца, как рост, вес, возраст, лучший результат в прошлом и марку костюма (Nike или Descent), в который был одет атлет. Внимание обращалось и на тот факт, в какой именно – родной или чужой – стране выступал спортсмен.
После сравнения полученных данных Элмер и Купер сделали вывод, что только Swift Skin от Nike положительно влияет на результаты и увеличивает скорость на 0,2–0,3 секунды за круг. Причем наибольший эффект создается костюмом в первой половине гонки на средних или длинных дистанциях. На дистанции 500 метров и у мужчин, и у женщин влияние костюма на результат минимально, так как на таком коротком расстоянии влияние сопротивления воздуха несущественно, а основное значение имеют сила и техника спортсмена.
Полученные результаты указывают на то, что конькобежцы, одетые в Nike на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, имели преимущество перед остальными спортсменами не только благодаря своим физическим данным, но и за счет возможностей костюмов. А что такое экипировка спортсмена? Это показатель финансового благополучия его команды. Хотим мы этого или нет, но именно благодаря спонсорской поддержке конькобежные сборные США, Австралии и Голландии смогли приобрести своим спортсменам чудо-обмундирование.
Чтобы стать чемпионом, сегодня по-прежнему надо быть быстрее, выше и сильнее, а также богаче и технологичнее. Такая несправедливость, конечно, возмущает многих любителей и профессионалов спорта, однако скандальность и непредсказуемость состязаний лишь раззадоривает болельщиков и увеличивает интерес средств массовой информации и спонсоров к спортивным играм.
Сверхтехнологичные аэродинамические костюмы, специальная диета, допинг и даже помощь экстрасенса – что только не используют сегодня спортсмены ради вожделенной золотой медали. Но у самых талантливых и смелых есть свой, особый способ стать чемпионом.
«Я выиграла Олимпиаду, потому что родила сына» – так объяснила свой триумф на Играх в Турине Светлана Журова. Заняв на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити лишь шестое место на своей коронной 500-метровой дистанции и одиннадцатое – на 1000-метровой, Светлана, по сути, провалила Олимпиаду, где на нее делалась большая ставка. Казалось, ее уход из большой спорта был предрешен. И она действительно ушла, чтобы родить сына и с триумфом вернуться, показав блестящей результат на следующей Олимпиаде. Никаких костюмов и экстрасенсов, лишь сила воля и жажда победы.