Призванная во власть

Большой спорт №1-2 (22) зима 2008
Борис Ходоровский
О том, чего хотят от партии и власти спортсмены и каково сегодняшнее состояние российского конькобежного спорта, в интервью журналу BOLSHOI sport рассказывает Светлана Журова.

Мы не включили Светлану Журову в наш итоговый рейтинг-2007. Между тем те метаморфозы, которые произошли с олимпийской чемпионкой в последнее время, прекрасно демонстрируют, насколько прочно спорт в современной России инкорпорирован в политическую и социальную жизнь. После триумфа в Турине Журова сначала вступила в «Единую Россию», затем стала депутатом Законодательного собрания Ленинградской области и вот теперь заняла пост председателя комиссии генсовета партии по содействию подготовке Олимпиады в Сочи.

Семь лет назад Владимир Путин приходил во власть, во многом выстраивая свою предвыборную кампанию по «спортивной» схеме. Сегодня, накануне очередных президентских выборов, один из главных козырей действующей власти – Олимпиада в Сочи, и политическая повестка вновь формируется в России с использованием спортивной риторики. Но политизация спорта имеет, безусловно, и положительные стороны: это самая надежная гарантия его дальнейшего полноценного развития.

О том, чего хотят от партии и власти спортсмены и каково сегодняшнее состояние российского конькобежного спорта, в интервью журналу BOLSHOI sport рассказывает Светлана Журова.

Часто ли вам снится конькобежная дорожка?

Может быть, я вас разочарую, но мне она вообще не снится. Все, что связано с коньками, спортивными победами и поражениями, радостями и разочарованиями, осталось в прошлом. Я выиграла все награды и звания, которые возможно вы­играть в спорте. Иногда снится, как пакую вещи перед выездом на сборы или соревнования. Это уйдет, наверное, не скоро. Тем более что и сейчас у меня жизнь связана с поездками то на спортивные объекты, то к своим избирателям в Ленинградскую область.

Однокомнатная квартира 
в Москве в среднем в 2 раза ДОРОЖЕ автомобиля Lexus RX 350, угнанного у Светланы Журовой в марте 2007 года, а затем возвращенного владелице

Как вы оцениваете состояние конькобежного спорта в России?

Я была, наверное, последним выпускником советской конькобежной школы. Сейчас на дорожку выходят ребята, начинавшие в очень сложное время. Их юниорский возраст пришелся на годы, последовавшие за распадом Союза. Не было ни преемственности поколений, ни нормальных условий для тренировок. О каких условиях вообще можно было говорить, когда чемпионаты России проводились в Берлине? Молодые ребята и девчонки просто не видели, как тренируются за границей участники национальной сборной. Мне в этом плане повезло гораздо больше. Будучи юниоркой, я каждый день смотрела на олимпийских чемпионов и чемпионов мира советской эпохи и училась у них.

Изменилось ли что-то к лучшему после вашего триумфа в Турине?

В сборной произошла смена поколений. Ушли ветераны, и нужно некоторое время для возрождения победных традиций. Стать лидером непросто. До уровня, позволяющего регулярно попадать на пьедестал чемпионатов мира и Европы, молодые российские конькобежцы пока не дотягивают. Но трагедию из этого делать не стоит. В ближайшее время обязательно кто-то «выстрелит». Сейчас ведь в России три суперсовременных катка, и это должно принести свои плоды. Если не к Ванкуверу, то к Сочи.

В политике олимпийская чемпионка Турина совершенно не стремится быть лидером, так как понимает, что это абсолютно новая для нее сфера деятельности, где у нее нет ни достаточного опыта, ни необходимых знаний. Однако Светлана Журова не исключает того, что в будущем может создать и возглавить свою собственную команду

За счет чего вам удалось выиграть золото, не имея на протяжении почти всего олимпийского цикла нормальных условий для подготовки?

За год до стартов в Турине ситуация изменилась. Был построен каток в Крылатском, и уже не нужно было упрашивать немцев, голландцев или канадцев пустить меня тренироваться в неудобное для них время. В Олимпийской деревне мы даже шутили, что у бобслеистов с саночниками в России нет трассы для тренировок, а они выиграли две медали. Конькобежцы – три медали, а ведь им только-только построили каток. Представляете, каких успехов добилась бы сборная России по футболу, если бы вспахали все футбольные поля? Когда приходится преодолевать препятствия, выковывается чемпионский характер.

К Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, где вы заняли на своей коронной дистанции только седьмое место, вас готовил известный канадский специалист Джек Уолтерс, к Турину – Владимир Филиппов. Судя по результатам двух последних Игр, наши тренеры ничуть не хуже зарубежных. Это так?

Согласна на все сто процентов, что успех в Турине – во многом заслуга Владимира Филиппова. Хотя работа с зарубежными специалистами позволила сравнить различные методики и различные подходы. В России тренер – царь, бог и отец родной. Спортсмена он опекает так плотно, что иногда вздохнуть без его разрешения боишься. На Западе все гораздо проще: отношения целиком и полностью строятся на профессиональной основе. Никто не лезет в твою личную жизнь, не стремится контролировать за пределами катка.

Как идет ваша учеба в Российской академии государственной службы при Администрации Президента РФ?

Я учусь заочно на кафедре национальной экономики, ближайший семестр начнется в январе. Может быть, покажусь нескромной, но учусь на «отлично».

Для вас важно быть первой не только на конькобежной дорожке, но и в учебе или 
политике?

Всегда ставила перед собой максимальные цели и, как правило, добивалась их. Правда, школу с золотой медалью окончить не удалось. Две четверки в аттестате – по русскому языку и черчению. Связываю это с тем, что в старших классах уже добилась первых серьезных успехов в спорте и часто выезжала на сборы и соревнования. А вот по окончании института получила красный диплом, даже два – бакалавра и магистра.

Любая политическая партия была бы рада видеть в своих рядах олимпийскую чемпионку, да и просто очень привлекательную женщину, способную стать лицом общественно-политического движения. Чем был обусловлен ваш выбор в пользу «Единой России»?

Я пошла в политику, чтобы поспособствовать развитию материальной базы спорта, сделать его частью повседневной жизни всех граждан нашей страны. Люди, которые могут помочь мне реализовать эти идеи, все состоят в «Единой России». Мне предстоит работать вместе с руководителем Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеславом Фетисовым, и мы должны быть в одной команде. Это принципиальный для меня момент. Я вообще очень командный человек.

Светлана Журова призывает не драматизировать смену поколений, которую переживает конькобежный спорт. И хотя сегодня в сборной нет спортсменов, дотягивающих до уровня мировых и европейских первенств, она уверена, что до Олимпиад в Ванкувере и Сочи кто-нибудь обязательно «выстрелит»

В команде должны быть только единомышленники, и согласитесь ли вы, если потребуется, уступить лидерские позиции?

В политике я как раз не стремлюсь быть абсолютным лидером. Каждый должен отвечать за ту работу, которую может выполнить. Чтобы управлять большой командой, нужно обладать большим опытом и знаниями. У меня пока их нет. Именно поэтому предпочитаю заниматься тем, в чем достаточно компетентна. Возможно, в будущем я смогу возглавить всю команду. Есть к чему стремиться, во всяком случае.

После Турина на вас была возложена большая общественная нагрузка. Не жалеете об этой оборотной стороне популярности?

Нет, у меня остались самые лучшие воспоминания от работы в Заявочном комитете «Сочи-2014». Я отвечала за связь со спортсменами и олимпийскими послами. Наша служба анкетировала спортсменов, собирала их предложения, касающиеся Олимпийской деревни и спортивных арен. «Сочи-2014» – это потрясающий проект для всей России, хотя многим он поначалу казался утопией.

А если бы Сочи проиграл олимпийскую гонку, у вас остались бы столь же позитивные впечатления о своей 
работе?

После возвращения из Гватемалы я прочитала в прессе о том, что еще за день до голосования расклад был не в пользу Сочи. Могу с полной ответственностью утверждать: среди членов российской делегации не было тех, кто сомневался в успехе. Работу нашей службы тоже оценили по достоинству. Виртуальная Олимпийская деревня произвела самое благоприятное впечатление. Современная Олимпиада – это продукт, который нужно продать такому взыскательному покупателю, как МОК. Российские продавцы блестяще его подали, да еще и завернули в красивую упаковку.

Физрук «Единой России» – так сама Журова определяет свое место в партии. Возглавляя комиссию генсовета единороссов по содействию подготовке Игр в Сочи, спортсменка надеется, что ей удастся сделать все возможное, чтобы для России это была по-настоящему триумфальная Олимпиада

После столь успешного дебюта на политическом и дип­ломатическом поприще, с учетом вашего авторитета, образования и прекрасного знания английского, вы не задумываетесь о работе в Международном союзе конькобежцев или Международном олимпийском комитете?

Нельзя браться за все и сразу. Хотя это очень важный момент. Сегодняшняя позиция руководителей Международного олимпийского комитета состоит в том, чтобы как можно больше женщин выдвигалось на руководящие посты. Убеждена, что успех проекта «Сочи-2014» был обусловлен и этим обстоятельством. В нашей команде было немало женщин, и члены МОК это оценили. Мне довелось слышать даже слова о том, что в России многое изменилось к лучшему.

Складывается впечатление, что после олимпийского триумфа вы еще реже бываете дома, чем во время подготовки к Турину.

Меня это обстоятельство не смущает. Победа на Олимпиаде – это отличный шанс для начала новой жизни. Только золото Игр приносит спортсмену славу и популярность, которыми он может воспользоваться в полной мере. В России таких возможностей пока гораздо меньше, чем в той же Америке. Хотя после Турина действительно многое изменилось. Хочу успеть реализовать себя не только на конькобежной дорожке.