Не только твердая рука, но и интеллект, приправленный точным расчетом. Для победы в керлинге вовсе не обязательно быть «быстрее, выше, сильнее», здесь противника переигрывают силой разума, не забывая, правда, воплощать теорию на практике. То есть на льду. И ни в коем случае не радоваться ошибке соперника, ведь керлинг – занятие для настоящих леди и джентльменов.
Рожденный в Шотландии, этот вид спорта сегодня считается национальным еще в одной стране – Канаде. Когда в 1998 году на Играх в Нагано канадская женская сборная завоевала первую в истории золотую олимпийскую медаль, это достижение было воспринято как естественное и очевидно заслуженное. Однако восемь лет спустя МОК отдал звание первых олимпийских чемпионов британцам. И причиной такого странного решения стала весьма запутанная история этого вида спорта.
Лед и камень – вот, собственно говоря, примитивный набор мастеров этой игры в эпоху ее зарождения. Само собой, такая забава не могла появиться в южных широтах, а вот суровые шотландские зимы оказались весьма кстати. Кто конкретно и в каком году придумал эту игру, неизвестно, однако предполагается, что уже в конце XV века шотландцы частенько развлекались подобным образом на замерзших реках. Первое фактическое подтверждение существования керлинга относится к 1511-му – именно этот год выбит на камне-снаряде, обнаруженном на дне высохшего озера Данбан.
А еще три десятилетия спустя о керлинге упоминают монастырские книги шотландского аббатства Пейсли. В них рассказывается о некоем Джоне Слейтере, вызвавшем Гэвина Хэмильтона на оригинальную ледово-каменную дуэль. Уже в середине XVI века такое развлечение вошло в моду. Причем не только в Шотландии. В 1565 году великий фламандский живописец Питер Брейгель Старший запечатлел игру в камни на своих картинах. И судя по изображению, в те времена в нее играли обычные крестьяне.
Четыре столетия назад Шотландия и Голландия имели довольно прочные торгово-культурные связи, экспортируя друг другу не только товары, но и виды спорта. Так, именно через этот «канал» в континентальную Европу просочился гольф. Правда, не все европейцы согласны с шотландским происхождением керлинга. Альтернативная версия толкует все с точностью до наоборот, уверяя, что именно фламандские эмигранты завезли игру в Шотландию, где она, правда, была существенно подкорректирована. Впрочем, как именно дело обстояло на самом деле, сегодня не так уж и важно.
Само слово «керлинг» появилось только в 1620 году с легкой руки поэта Генри Адамсона в одной из его элегий, посвященной безвременно почившему другу из Перта – любителю гольфа, стрельбы из лука и керлинга… Большинство исследователей сходятся во мнении, что причиной такого названия стал рев (на шотландском – curr), издаваемый скользящими по зазубринкам льда гранитными камнями. Недаром кое-где в Шотландии керлинг до сих пор известен как «игра в ревущие камни».
Несмотря на популярность в Голландии, долгие годы эта игра оставалась сугубо шотландской национальной забавой и была, например, почти неизвестна в Англии. Вот что писал в XVIII веке знаменитый писатель, историк и путешественник Томас Пеннант в своей книге Tour in Scotland: «Среди видов спорта в этих местах самый популярный – керлинг, совсем нам, англичанам, незнакомый. Игра проходит на льду, участники посылают к марке специальные камни с железными или деревянными ручками. Цель – поставить свой камень как можно ближе к центру, попутно выбив камень соперника или защитив им камень партнера по команде».
В общем-то, сегодня, более двух веков спустя, упомянутые Пеннантом схематичные правила керлинга не изменились. А в первой половине XIX столетия они были утверждены официально. Хотя, конечно, сам характер керлинга все же кардинально трансформировался: если сто лет назад из-за несовершенства естественного ледового покрытия везунчики могли легко обыграть мастеров, то сейчас, когда игры проводят на специальных площадках с искусственным льдом, основополагающее значение имеет технико-тактическая подготовка. Недаром керлинг считают интеллектуальной игрой, постоянно сравнивая его с шахматами и бильярдом. Однако физические нагрузки здесь весьма внушительные, ведь бросать (или запускать, как говорят, керлеры) камни весом под 20 кг не так-то просто.
Любители керлинга начали объединяться в клубы еще в XVI веке, однако официально первый керлингистский клуб планеты был организован в малюсеньком городке Килсит, неподалеку от Глазго (даже сейчас, по последней переписи, его население составляет всего 10 100 жителей). Местные керлеры прославились тем, что не стали ждать милости от природы и своими руками построили искусственную площадку размером 100×250 м.
25 июля 1838 года произошло историческое событие – в Эдинбурге был создан Royal Caledonian Curling Club (RCCC) с целью «унификации и регулирования законов древней игры». Спустя еще несколько лет окончательно сформировался и зальный вариант керлинга – в него сыграли на полированном танцевальном полу на глазах у королевы Виктории и принца Альберта. Монаршей чете представление понравилось, и в дальнейшем супруги оказывали клубу особое покровительство (отсюда и приставка Royal в его названии). Примечательно, что более века спустя, в 1965-м, в шотландском Перте в качестве комиссии RCCC была создана ни много ни мало Всемирная федерация керлинга. И только еще через 17 лет эта структура обрела полную независимость от материнского клуба.
В конце XVII века шотландские эмигранты посеяли «зерна» керлинга на благодатную североамериканскую почву. Сначала вирусом «игры в ревущие камни» заразилась Канада (тем более что местные климатические условия всячески способствовали распространению этой забавы), затем, пару десятилетий спустя, керлинг проник и в США. В XIX столетии неугомонные шотландцы познакомили с игрой шведов и швейцарцев. Впрочем, последние, как и немцы, пошли дальше, придумав свои версии керлинга, хотя отличия от традиционных правил были не слишком велики.
В России первые керлингистские матчи сыграли еще в конце XIX века, но без российских игроков – в сражении принимали участие британские и немецкие дипломаты. В Москве даже создали российский филиал RCCC, позднее керлинг пришел и в Санкт-Петербург. Но с началом Первой мировой войны об этом виде спорта забыли. И вспомнили ненадолго лишь в конце 1920-х – энтузиасты создали клуб на Чистых прудах, но такая инициатива ни к чему ни привела. Керлинг сочли излишне буржуазным, а значит, идеологически чуждым. И возродили его в России только в год распада СССР – в 1991-м в Санкт-Петербурге, на базе Государственной академии физической культуры им. Лесгафта.
Что ж, подозрения в том, что керлинг излишне буржуазен, во многом справедливы. Даже несмотря на факт, что в Европе этой забавой всегда увлекались самые широкие слои населения. Все дело в том, что согласно особому керлингистскому этикету во время игры необходимо соблюдать правила хорошего тона – не радоваться ошибкам оппонентов и всегда признавать собственные промахи. Более того, по существующей до сих пор традиции победители после матчей угощают проигравших выпивкой.
Возможно, именно из-за всех этих правил и ограничений керлинг по-прежнему остается полупрофессиональным видом спорта (в отличие от того же гольфа или тенниса). Призовые фонды турниров невелики и в лучшем случае достигают 150 тысяч канадских долларов. Так что заработать более 100 тысяч американских долларов в год – даже для звезд этого спорта занятие почти нереальное.
Впервые керлинг появился на Олимпийских играх еще в 1924 году, то есть уже на дебютной Белой олимпиаде в Шамони. Однако и тогда, и впоследствии (в 1932, 1936, 1964, 1988 и 1992 годах) он всегда имел статус демонстрационного вида. Официальное признание состоялось лишь в 1989-м на Играх в Нагано. И одной из главных сенсаций тех соревнований стала лидер канадской сборной, трехкратная чемпионка мира Сандра Шмилер. В сентябре 1997-го она родила дочь, но в рекордные сроки смогла восстановиться и привела сборную Канады к победе. Увы, через несколько лет, после рождения второй дочери, у Шмилер обнаружили редкую форму рака. Многочисленные операции результата не принесли, и весной 2000-го в возрасте 36 лет великая спортсменка скончалась.
Вся Канада, начиная с премьер-министра, оплакивала свою национальную героиню. Без всякого преувеличения можно сказать, что в этой стране керлинг легко может соперничать по популярности с любым другим видом спорта – его преподают в школах, занимаются им в колледжах и университетах и всего здесь официально зарегистрировано более миллиона керлеров. Неудивительно, что несмотря на безвременную кончину Сандры Шмилер, канадцы по-прежнему занимают в этом виде лидирующие позиции и ни с одной Олимпиады не уезжают без награды, причем завоевывая ее как в мужском, так и в женском турнирах.
Однако честь носить звание первых олимпийских чемпионов по керлингу принадлежит отнюдь не им (несмотря на золотые медали команды Шмилер в 1998-м), и даже не швейцарцам, победившим на той же Олимпиаде в мужском турнире. В 2006-м МОК принял весьма странное решение: считать результаты показательных соревнований, проведенных в рамках Игр в Шамони 1924 года, официальными. Таким образом, первыми олимпийскими чемпионами вдруг оказались британцы, серебряные медали вручили шведам, а бронза досталась французам.
Кстати, «локомотивы» мирового керлинга из Великобритании (точнее, из Шотландии) в последние годы совсем не блещут, регулярно оставаясь без олимпийских наград. Приятное для родоначальников игры исключение произошло в 2002-м на Играх в Солт-Лейк-Сити, когда женская сборная Британии, составленная из шотландских спортсменок во главе с Роной Мартин, одержала, в общем-то, сенсационную победу.
На Играх-2006 в Турине шотландки остались только на пятом месте, поделив его, между прочим, со сборной России, ведомой Людмилой Прививковой. Для российской команды этот олимпийский результат – пока лучший в истории. В 2002-м сборная стала лишь десятой, а в 1998-м и вовсе не прошла олимпийский отбор. Наивысшим достижением России вне Олимпиад по праву считается золото чемпионата Европы-2006. Правда, выиграть медали мировых первенств российской сборной пока не удается, однако команда в составе Людмилы Прививковой, Ольги Жарковой, Нкеируки Езех, Екатерины Галкиной и Маргариты Фоминой под руководством главного тренера Ольги Андриановой надеется в скором времени ликвидировать этот досадный недочет. Вполне вероятно, блеснуть удастся уже на Играх-2010 в Ванкувере, шансы на это у команды весьма неплохие.
А вот с мужским керлингом в России ситуация обстоит значительно хуже, все попытки пробиться в элиту заканчиваются неудачей, в Олимпиадах мужская сборная не участвовала ни разу и дебютирует (да и то лишь на правах хозяев) только в 2014-м в Сочи. Хотя времени на подготовку боеспособного коллектива к домашним Играм еще предостаточно.
Соревнования по керлингу проходят на специальных искусственных ледовых площадках длиной 44,5 метра и шириной 4,32 метра. Цель – попасть гранитным камнем (стоимость порядка 1000 долларов, вес 19,96 кг) как можно ближе к центру мишени (диаметр 3,66), которую называют «домом». В каждой игре, состоящей из 10 периодов, или «эндов», участвуют по две команды из четырех человек. В «энде» соперники выпускают поочередно по восемь камней, при этом другие участники команды могут специальными щетками тереть лед перед камнем, подправляя его траекторию. Выигрывает тот, чей камень после заключительного броска окажется ближе к центру мишени, команда получает по одному очку за каждый из таких снарядов. Право заключительного броска в следующем «энде» переходит к проигравшему коллективу. Побеждает команда, набравшая по итогам 10 «эндов» наибольшее количество баллов. В случае ничьей назначается дополнительный период.