Научный подход

Большой спорт №12-1(38) Зима 2009-2010
Дмитрий Маслов
О том, как удается совмещать президентские и тренерские функции и интригах в Международной федерации керлинга Ольга Андрианова рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Именно с ее именем во всем мире ассоциируется российский керлинг. Ольга Андрианова – одна из немногих в России, кто является президентом федерации по зимнему олимпийскому виду спорта и главным тренером национальной команды одновременно. «Мне очень трудно, потому что совершенно нет личного времени. Я редко вижу детей и не имею времени на внуков – один керлинг, керлинг и керлинг», – жалуется Андрианова, однако тут же подчеркивает, что занимается интересным ей делом.

О том, как удается совмещать президентские и тренерские функции, перспективах россиянок в Ванкувере и интригах в Международной федерации керлинга Ольга Андрианова рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

С чего началось ваше увлечение керлингом?

Как-то раз моя подруга Наталья Петрова, с которой мы вместе играли в баскетбол, пригласила меня на чемпионат России по керлингу в Санкт-Петербург. Сначала я подумала: какая скука, но потом мы создали Федерацию керлинга в Москве. До тех пор пока сборная России не попала на молодежный чемпионат мира, все говорили: сначала выиграйте, а потом дадим денег. Лишь после первых успехов нам стали помогать, а когда отобрались на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити, керлинг включили в государственную программу финансирования. В Москве открыли школу спортивного мастерства «Москвич». И хотя в России по-прежнему нет специального льда для керлинга, мы выиграли чемпионат Европы, молодежное первенство мира и стали победителями и призерами трех всемирных универсиад.

Получается, что сборная России – сборная школы «Москвич»?

В настоящее время это в основном так, но керлинг развивается и в других регионах страны. Спонсоров у нас нет, финансирование осуществляется за счет региональных физкультурных организаций.

А комплекс «Планета льда» не имеет отношения к Федерации керлинга России?

Это коммерческий каток, мы были рады, когда его открыли. Некоторые спортсмены, принимающие участие в чемпионатах России, за собственные средства арендуют там лед. Но национальная сборная в комплексе не тренируется – ледовые условия не соответствуют требованиям. Правда, в «Моск­виче» они лишь чуть-чуть лучше.

Тот факт, что вы одновременно возглавляете федерацию и являетесь главным тренером женской сборной – оптимальный расклад или вынужденная мера?

Я не стремилась стать во главе федерации, тренерская работа для меня намного интереснее, ею и занимаюсь всю жизнь. Но предыдущий президент Константин Задворнов проживает в Санкт-Петербурге и не имеет возможности приезжать в Москву для оперативного решения вопросов, поэтому всю рутинную работу делала я. По большому счету после выборов меня президентом ничего не изменилось – занимаюсь теми же проблемами. Но главное – постоянно стараюсь повышать свою квалификацию именно как тренера. В 2009 году защитила по керлингу кандидатскую диссертацию. Первостепенное значение для нас сегодня имеет подготовка к Олимпиадам в Ванкувере и Сочи.

Защитив диссертацию, вы сказали, что продолжите научную деятельность. Над чем именно вы сейчас работаете?

Хочу написать учебник – во многих регионах сейчас начали развивать керлинг и нужно обобщить имеющуюся систему знаний. В России уже есть люди, разбирающиеся в этом вопросе, недавно была создана комплексная научная группа во главе с профессором Константином Задворновым.

Тренировки по керлингу посвящены в основном развитию физических навыков?

Там есть и математика, и физика, и логика, и техника. Бросок в предлагаемой мною технике мало чем отличается от броска в баскетболе. Сама же игра строится наподобие шахматной партии. Первый камень – установка на то, каким будет продолжение. Правда, в отличие от шахмат, фигура, то есть камень, может не приехать в заданное место. И скипу необходимо в короткий промежуток времени исправить ситуацию. Поэтому много внимания уделяется стратегии, в основном на теоретических занятиях. Но есть и тренировочные игры, и после каждой проходит разбор. В керлинге очень большая нагрузка на ноги и плечевой пояс. Свиппинг (процесс натирания льда щетками) – колоссальная работа.

В 2006 году сборная России стала чемпионом Европы, а на Олимпиаде заняла пятое место. Что не получилось?

Мы подготовились очень хорошо, но, возможно, нам просто не хватило опыта. А еще я не смогла убедить девчонок в том, что они способны победить. На Играх в Турине у нас была слишком молодая команда. Сейчас мы стали взрослее, умнее, тактически грамотнее и увереннее в себе. Считаю, что десять сильнейших команд мира могут финишировать в Ванкувере в любом порядке: одна ошибка – и все.

Есть ли в керлинге проблема необъективного судейства?

Некая интрига в Международной федерации есть, но Россия в ней не участвует. Повлиять на результат в нашем виде спорта сложно, поэтому борьба более-менее честная. Существует определенная линия, до которой нужно отпустить камень, иначе он снимается. Помню, на чемпионате мира в полуфинале канадцам сняли три камня, заявив, что они допустили ошибку, которой не было. Они оказались настолько сломлены, что не смогли даже попасть в первую тройку. И нас таким же образом засудили в Шотландии в матче с канадками, которые, извиняясь, сами написали письмо в Международную федерацию с просьбой изменить решение. Но ничего, к сожалению, сделано не было. Сейчас введена автоматическая система определения того момента, когда именно спортсмен выпустил камень. Единственное, когда судьи могут повлиять на результат, – во время замера положения камней, но это не существенно. Так что в целом судейство сейчас объективное: если команда сильная, она и выиграет.

Правда ли, что в ближайшее время в олимпийскую программу может войти микст?

Не микст, а дабл-микст, когда в команде по одной женщине и по одному мужчине. Международная федерация керлинга пыталась ввести его уже на Играх-2010, но МОК требует, чтобы на момент принятия решения о включении в программу той или иной дисциплины по ней было проведено не менее двух чемпионатов мира. А тогда состоялся лишь один. Думаю, что в Сочи дабл-микст войдет в программу, у нас в нем хорошие шансы.

К Играм в Турине мы подготовились очень хорошо, но нам просто не хватило опыта. А еще я не смогла убедить девчонок в том, что они способны победить. Сейчас мы стали взрослее, умнее, тактически грамотнее и увереннее в себе. Считаю, что сильнейшие команды мира могут финишировать в Ванкувере в любом порядке: одна ошибка – и все