«Мир, в котором играют, прекрасен. Но еще более прекрасен мир, в котором играет каждый» – так звучит девиз спортивной организации New Federations Board, предшественницы ConIFA, которая за 11 лет существования провела пять мундиалей Viva World Cup среди государств, не признанных мировым сообществом и FIFA. Три чемпионата (2008, 2009, 2010) выиграли футболисты Падании (область на севере Италии), по разу успех праздновали Лапландия (саамы, живущие в северной части Норвегии, Швеции, Финляндии и России, 2006) и Иракский Курдистан (2012). За неимением средств NF-Board вот-вот канет в Лету, хотя еще в начале текущего года в ее составе насчитывалось 32 члена. Часть из них уже перебрались в стан конкурента.
Впрочем, ConIFA – также небогатая организация, которая не в состоянии себе позволить спонсировать коллективы из разных уголков Азии, Европы, Африки, Северной и Южной Америки. Собственных денег у большинства федераций-«изгоев» попросту нет. Если партия сепаратистов «Лига Севера» находит средства во благо процветания сборной Падании, то разутые футболисты Дарфура собирают с миру по нитке, прокручивая в своих головах не самую приятную мысль: а хватит ли у команды денег добраться до места, где состоится ближайший турнир.
Трудности сбора команд
В шведский Эстерсунд на ConIFA World Football Cup 2014 доехали 12 сборных: в группу А попали Тамил-Илам (нацменьшинство из Шри-Ланки), Ассирия и Иракский Курдистан (обе – автономии в северной части Ирака); Абхазия, Окситания (область на юге Франции) и хозяева турнира Лапландия (группа B); Дарфур (часть Западного Судана), Падания и Южная Осетия (группа C), а также Элан Ванин (остров Мэн в Ирландском море), графство Ницца и команда Нагорного Карабаха, полностью составленная из футболистов, выступающих во внутреннем чемпионате Армении (группа D). Вокруг карабахцев едва не разгорелся скандал, живо подхваченный шведскими СМИ, которые анонсировали турнир как чемпионат среди национальных меньшинств. Географический сосед Азербайджан потребовал немедленного исключения никем не признанной республики, написав в довесок петицию в штаб-квартиру FIFA. Команда Зеппа Блаттера предпочла соблюсти нейтралитет, а президент турнира Пер-Андерс Блинд всем своим видом показывал, что не собирается конфликтовать на почве политики.
Состав чемпионата могла усилить Каталония, старейшая (1912 год) из всех непризнанных сборных. Однако приглашенные каталонцы не решились привезти даже любителей. Не добрались до Швеции и футболисты Рапа-Нуи. У коллектива с острова Пасхи, относящегося к Чили, не нашлось денег на перелеты. Уже после жеребьевки пришлось сняться Квебеку (часть Канады) и Занзибару (автономия в составе Танзании). Квебекцы пошли по пути Северного Кипра: объединились с теми, кто уже имеет официальный статус. А занзибарцы не смогли улететь из-за проблем с получением виз. С теми же трудностями столкнулась и часть футболистов национальной команды Абхазии.
«Звонок из Абхазии поступил за пять дней до начала турнира, – рассказывает Александр Хохлов, в прошлом левый защитник “Зенита”, ныне – свободный агент. – Тренер Александр Тумасян объяснил ситуацию: игрока на мою позицию нет, времени нет. Есть шанс получить визу, если очень быстро приехать в Москву. Условия и размер премиальных даже не обсуждали. За хорошую игру пообещали ужин в Абхазии – и я согласился».
Таким образом, сборная была укомплектована в основном из игроков разных лиг России. На роль капитана был приглашен 39‑летний полузащитник самарских «Крыльев Советов» Руслан Аджинджал. В его окружении выделялись фигуры Сандро Цвейбы и Дмитрия Чертищева, 20‑летних защитников хабаровского СКА и молодежного состава «Зенита», а также Дмитрия Ахбы, который наколотил 18 мячей за «Волгарь» в зоне «Юг». Сам Хохлов пребывает на обочине профессионального футбола уже второй год, хотя еще в сезоне 2011/2012 он играл за клуб премьер-лиги «Ростов». «Различные сплетни и слухи не дают мне вернуться в большой футбол, – объясняет 25‑летний защитник. – Некоторое время поддерживал форму самостоятельно. Потом стал играть в КФК за “Петербург”. Немногочисленные варианты трудоустроиться заканчивались лишь разговорами, поэтому ни с одной из команд поехать на сборы так и не получилось. А тут возник чемпионат мира – неплохая возможность заявить о себе, приглянуться хорошему клубу».
Игра другого уровня за 44 евро
Регламент турнира достаточно прост: 12 сборных разделены на 4 подгруппы по 3 команды, каждая из них проводит по два матча на групповой стадии. Два лучших коллектива выходят в следующий раунд, а аутсайдеры в личных встречах распределяют позиции с 9‑й по 12‑ю. Проигравшие в четвертьфинале играют за 5–8‑е места. Оступившиеся в полуфиналах рвут жилы за бронзу, а победители схлестнутся в финале, понаблюдать за которым на 5‑тысячной Jamtkraft Arena предлагалось за нескромные 44 евро. 5 евро за матч – и вы смотрите видео в формате HD на официальном сайте ConIFA. В это сложно поверить, но трансляция одной прошлогодней встречи Тамил-Илама с турнира на острове Мэн собрала 6 миллионов просмотров. За той игрой наблюдали в США и Канаде, в Индии и Великобритании – везде, где живут покинувшие родину тамилы.
Экзоты из Darfur United
На прошлогодних Островных играх сборная Тамил-Илама увезла домой, в Шри-Ланку, почетное 3‑е место. Аналогичную позицию островитяне заняли и в Эстерсунде – правда, на этот раз в группе, продолжив бороться с Нагорным Карабахом за утешительное 9‑е место. Тамилы проиграли оба матча на старте: сначала Ассирии (0:2), а потом и Курдистану с разгромным счетом 0:9. Курды при этом умудрились нарушить регламент, заявив больше игроков, чем положено (23 вместо 21). Организаторы сжалились и вместо «технаря» вынесли штраф, сохранив Курдистану шанс отыскать счастье в плей-офф.
Деньги передали сборной Дарфура, полностью составленной из молодежи, проживающей в лагерях для беженцев на территориях Судана и Чада, где в 2003 году началась гражданская война. Там до сих пор все очень плачевно. Не хватает еды, врачей, школ. Футбол для приехавших в Швецию дарфурцев – отдушина. Если 5–7 лет назад африканцы гоняли на раскаленном песке моток из перевязанных тряпок, то сейчас при футбольной школе Darfur United есть практически все – в том числе американский наставник. На мировой арене дарфурцы не блещут: в трех играх чемпионата они пропустили 51 мяч, а забить хотя бы раз не смогли. Как итог – последнее место.
«В целом уровень команд на турнире порадовал, – делится мнением Дмитрий Чертищев, защитник сборной Абхазии и молодежной команды “Зенита”. – Здесь играют мужики, присутствует скорость, борьба: я как игрок дубля приобрел хороший опыт. Один из наших ребят вообще заявил, что по уровню чемпионат сопоставим с пятеркой лучших команд ФНЛ. Практически все соперники были хорошо готовы и физически и тактически, кое-кто выделялся индивидуально».
Чертищев отметил Паданию. Костяк апеннинцев составляют футболисты из серии D – Марко Гаравелли (Pro Dronero) и Андреа Рота (Folgore Caratese), Мауро Наннини (Asti Calcio) и Андреа Мусси (Fiesolecaldine), в активе которого имеется даже несколько матчей за Empoli в Serie A. На острие атаки действовал «легионер» Маттео Пранделли из албанского клуба Kukёsi. Ему помогал и забивал сам, изображал боль и получал «горчичники» брат форварда Milan Марио Балотелли Энох Барвуа. Сейчас он пылит за Vallecamonica в одной из низших лиг чемпионата Италии. Просмотры в Stoke City и Napoli карьерным взлетом для него не увенчались, не сложился вояж и в малоизвестное первенство Мальты.
Неудачи Абхазии и прелести Ниццы
«8‑е место Абхазии – просто не фарт, – оправдывается Дмитрий Чертищев. – Сыграв вничью с Окситанией (1:1) и победив команду Лапландии (2:1), мы довольно уверенно вышли из группы с первого места. В четвертьфинале против Южной Осетии выглядели здорово, даже лучше соперника, но основное время так и закончилось без забитых мячей. Увы, не смогли реализовать и пенальти – 0:2. Победи мы тогда – уже бы точно боролись за тройку. Между 3‑м и 8‑м местами шажок небольшой. А борьба там вышла очень серьезная, возможно, даже интереснее, чем за 1–4‑ю строчки. Лучшее воспоминание о Кубке мира – следующий матч против Падании, уступившей до этого Ницце. Море эмоций, отыгрались и вышли вперед после счета 0:2, хотя почти всю встречу провели вдесятером: Энох Барвуа толкнул нашего Ахмата Аргбу после свистка. Тот взорвался и в отместку ударил Балотелли в лицо. Уже в компенсированное время паданцам таки удалось забить третий мяч. Вторую кряду серию 11‑метровых мы вновь проиграли… Уступили и в заключительном матче окситанцам (0:1)».
Чемпионами стали футболисты из графства Ницца, расправившиеся в полуфинале с Южной Осетией (3:0), а затем в решающем матче переигравшие по пенальти команду Элан Ванин – альтернативную сборную острова Мэн, куда вызываются игроки, не выступающие в национальном чемпионате. «У Ниццы интересная тактика, – замечает Дмитрий Чертищев. – При обороне они использовали игру в пять защитников. Как только осуществлялся переход от обороны к атаке – крайние поднимались на позицию форварда, а три центральных всегда оставались на месте. И забить тяжело, и обороняться непросто. Испытать на себе в этот раз не удалось. Надеюсь, получится уже через год – в том случае, если Абхазии доверят право организовать чемпионат Европы среди непризнанных стран, на который также претендуют Нагорный Карабах и остров Мэн».
Место проведения: Эстерсунд, Швеция
Стадион: Jamtkraft Arena
Полуфиналы, 6 июня
графство Ницца – Южная Осетия – 3:0
Ассирия – Элан Ванин – 1:4
Матч за 3-е место, 7 июня
Ассирия – Южная Осетия – 4:1
Финал, 8 июня
графство Ницца – Элан Ванин – 0:0 (5:3 по пенальти)