21 мая лидер сборной Уругвая травмировал мениск на тренировке, а на следующий день перенес операцию. Как правило, восстановление после подобных повреждений занимает от четырех до шести недель, таким образом, форвард должен был пропустить чемпионат мира. Однако 63‑летний физиотерапевт Вальтер Феррейра сотворил чудо: уже через 16 дней после оперативного вмешательства Луис начал тренироваться и подошел к матчу с англичанами в полной готовности. Забив два мяча, Суарес подбежал к больному раком Феррейре и в знак благодарности обнял его. Эта красивая история могла послужить сюжетом для телесериала, однако уже в следующем матче с участием уругвайцев случилась другая, еще более захватывающая. При победном для латиноамериканцев счете Луис Суарес зубами вцепился в плечо жестко сыгравшего против него Джорджо Кьеллини. Несмотря на то что итальянец демонстрировал мексиканскому арбитру Марку Родригесу следы от укуса на своем теле, тот проигнорировал инцидент. Зато FIFA наказала форварда по полной программе: он был дисквалифицирован на девять матчей национальной команды, отстранен от футбольной деятельности на четыре месяца и оштрафован на 100 тысяч швейцарских франков. «Игрок нисколько не раскаялся в содеянном и не признал факта самого нарушения правил» – так в официальном документе FIFA объяснялась строгость решения. Наверняка сыграло свою роль и то обстоятельство, что Суарес уже получал дисквалификации за укусы соперников, выступая на клубном уровне. Лишившись лидера, уругвайцы значительно ослабли и потерпели бесславное поражение от сборной Колумбии в первом же раунде плей-офф. Сам форвард отправился на родину, в окружении семьи отошел от случившегося и через Twitter принес-таки извинения Кьеллини, пообещав, что «такое больше не повторится». Значит, срок его дисквалификации может быть сокращен.
В мае главный тренер сборной Италии Чезаре Пранделли продлил контракт с футбольной федерацией страны, намереваясь работать в команде, которую он привел к серебряным медалям Евро‑2012, минимум до 2016 года. А уже 24 июня написал заявление об отставке. «Когда сборная не показывает требуемых результатов, это вина тренера», – заявил Чезаре, комментируя поражение от уругвайцев и непопадание в плей-офф мундиаля. Несмотря на попытки футбольных чиновников уговорить его, был непреклонен в своем решении. Новым местом работы Пранделли станет Galatasaray, предложивший контракт специалисту спустя несколько дней после его ухода из итальянской сборной. Состав команды Боснии и Герцеговины не позволял строить амбициозные планы, однако ее наставник Сафет Сушич посчитал 3‑е место в группе неудачей и также подал в отставку. Подобный шаг на родине был воспринят с сожалением, ведь именно благодаря Сушичу балканцы смогли впервые в своей истории квалифицироваться на топ-турнир. Последнее место японцев в группе С привело к отставке их наставника Альберто Дзаккерони. «Я определял, как команда будет играть, поэтому должен взять на себя ответственность», – заявил специалист, которого в Стране восходящего солнца вовсе не собирались увольнять. Португалец Карлуш Кейруш, наоборот, был готов продолжить работу с набравшей одно очко сборной Ирана, но не получил предложения о новом контракте. Равно как и Сабри Лямуши, под руководством которого в плей-офф не квалифицировались ивуарийцы.
«Бородатого мужчину в возрасте 53 лет, имя которого – Диего Марадона, в VIP-секторы не пропускать» – такую инструкцию получили службы безопасности стадионов в преддверии чемпионата мира. Поводом стала привычка легендарного футболиста сборной Аргентины критиковать руководство FIFA. Все началось в 1994-м, когда Марадона оказался в центре допинг-скандала и вступил в конфронтацию с Жоао Авеланжем, бывшим главой организации. Уже в Бразилии чемпион мира 1986 года заговорил в день стартового матча своей любимой команды против Боснии (2:1). «Мне не разрешили пойти на игру, – пояснил Диего Армандо, – поэтому я вернулся в отель и уже оттуда смотрел второй тайм. Сделал все, что мог, но они меня не пустили». Дальше – больше. После встречи Италии и Коста-Рики (0:1) Марадона публично выразил недовольство решением FIFA, которая организовала допинг-контроль сразу для семерых костариканцев. В этот раз замечание прозвучало абсолютно по делу: согласно правилам проходить тесты по окончании матчей должны лишь по два игрока из каждой команды. «Это неуважение к правилам! На самом деле просто кое-кто расстроен, что дальше прошел аутсайдер и не будет обещанных спонсорских денег», – резал правду-матку Марадона, не упустивший возможности раскритиковать приговор FIFA и по «делу Луиса Суареса». «Решение FIFA – это позор. Я не могу его понять. Кого Суарес убил, чтобы получить четыре месяца дисквалификации? Почему бы FIFA в таком случае не надеть на него наручники и не отправить в Гуантанамо? Футболист упорно трудился целый год, чтобы иметь возможность играть на первенстве мира, Луис забил 29 мячей. А они его пинками выгнали. Это невероятно!»
В 1950 году в финале домашнего чемпионата мира бразильцы на стадионе Maracanã потерпели драматичное поражение от уругвайцев и, с тех пор как FIFA доверила им право вновь принять мундиаль, жили мечтой о реванше. На пост главного тренера национальной команды был приглашен уже приводивший ее к золотым медалям первенства планеты Луис Фелипе Сколари. Под его руководством «селесао» выиграли Кубок конфедераций, и в стране началось своеобразное помешательство. Все только и говорили, что о грядущем триумфе, отказываясь признавать очевидный факт: по подбору исполнителей нынешняя команда значительно уступает той, что 12 лет назад блистала на полях Южной Кореи и Японии. Голкипер Жулио Сезар давно прошел пик карьеры и доигрывает в скромном Toronto, нет забивного форварда, молодой плеймейкер Оскар пока объективно недотягивает до уровня своих коллег по амплуа из других топ-команд…
На ранних стадиях турнира все эти недочеты скрывались за слабостью соперников, вдохновенными действиями Неймара и, не будем лукавить, судейской благосклонностью. Полуфинал против Германии стал своеобразным моментом истины. Травма Неймара и дисквалификация капитана и столпа обороны Тьяго Силвы оказались для бразильцев невосполнимыми. В отсутствие этих двух игроков не нашлось человека, который смог бы вдохнуть волю в команду после обескураживающего начала, и она откровенно посыпалась, потерпев самое крупное поражение в своей истории – 1:7. Завершившийся еще одним разгромом (0:3) матч за третье место с голландцами стал своеобразным продолжением полуфинала. При этом Сколари сделал немало изменений в составе, не включив в него, в частности, проведшего блеклый турнир, но постоянно получавшего карт-бланш Фреда. Сменивший его Жо сыграл не лучше, как и другие резервисты. «Селесао» показали, что не способны держать удар, а критики вынуждены были признать: постоянные нападки на главного тренера по поводу выбора состава вряд ли имели под собой почву: находившиеся на скамейке запасных не сильнее тех, кто выходил на поле. Вряд ли изменили бы ситуацию и ветераны Роналдиньо с Робиньо, за невключение которых в заявку Сколари нещадно «полоскали»: оба уже провели свои лучшие матчи, как и многие другие игроки бразильской команды. Ее главного тренера действительно есть в чем упрекнуть: и в отсутствии тактической гибкости, и в излишнем доверии к некоторым игрокам, и в переоценке возможностей своей команды. Но при всем этом надо четко понимать: состав, в котором бразильцы выступали на домашнем мундиале, значительно слабее того, что имелся, к примеру, у сборной Германии. Так что полуфинал – это действительно потолок. Но безволие, которое команда продемонстрировала в двух заключительных матчах, не прощается.
По итогам сезона 2012/2013 полузащитник Bayern Франк Рибери был признан UEFA лучшим игроком Европы, а также получил россыпь других индивидуальных призов. К глубочайшему расстройству лидера сборной Франции, среди них не оказалось «Золотого мяча». Заполучить награду лучшего футболиста планеты Рибери надеялся благодаря успешному выступлению в Бразилии – на родине Пеле и Гарринчи для него должен был состояться заключительный кубок мира в карьере. Отыграв без видимых проблем со здоровьем почти весь сезон, Франк явно некстати попал в лазарет из-за травмы спины – ровно за три недели до финала Кубка Германии, где к радости, а чуть позже и к грусти миллионов фанатов трехцветных, он вышел на поле и себя доломал. Рибери стоит отдать должное: француз до последнего рассчитывал поехать на мундиаль. Державшийся оптимистом Дидье Дешам включил звездного хавбека в итоговый список из 23 человек, однако 6 июня все-таки был вынужден согласиться с вердиктом врачей, запретившим Рибери появляться на поле.
В последние месяцы этот страшный приговор не раз повторяли Тео Уоллкоту и Рикардо Монтоливо, Рафаэлю ван дер Варту и Тиаго Алькантаре. При всем уважении, найти равнозначную замену любому из них не составит труда, а вот колумбийцу Радамелю Фалькао – едва ли. Лидер атаки Monaco сменил мяч на костыли в январе и восстановиться к июню не смог – настолько сокрушительным был удар сзади по ногам в исполнении умельца из второсортного французского клуба. Говорят, обидчику Фалькао до сих пор поступают угрозы о скорой расправе.
В сборной Нидерландов Луи ван Гала есть три неприкасаемых футболиста – это ван Перси, Арьен Роббен и Кевин Стротман, которого 62‑летний наставник хочет переманить из Roma в Manchester United. Клубы могут провернуть сделку не раньше января будущего года – уже после того как Стротман, являющийся главным связующим звеном между обороной и атакой в тактической схеме ван Гала, залечит переднюю крестообразную связку, разрыв которой не позволил ему полететь в Бразилию. У «оранье» добавилось проблем и по ходу турнира. В первом матче плей-офф против Мексики поле досрочно покинул опытнейший Найджел де Йонг. В той же встрече защитник «ацтеков» Эктор Морено заработал перелом голени, а бразилец Неймар – уже в четвертьфинале с Колумбией – не смог встать после единоборства с Хуаном Суньигой.