- Родился 6 октября 1993 года в Нижнекамске
- Воспитанник «Нефтехимика», в молодежной команде которого – «Реактор» – начинал карьеру
- Первый номер драфта NHL 2012 года
- Выступал за Sarnia Sting / OHL (2010–2013), Edmonton Oilers / NHL (с 2012 года)
- Во время локаута NHL играл за «Нефтехимик» / Нижнекамск (2012–2013)
- В NHL провел 192 матча, набрал 88 (42+46) очков за результативность
- Серебряный (2012) и бронзовый (2013) призер чемпионатов мира среди молодежных команд
Вы пропустили чемпионат мира из-за травмы. Как сейчас обстоят дела со здоровьем?
Все проблемы остались в прошлом сезоне. Сейчас я в порядке. Тренируюсь с командой в полную силу, сыграл в первом выставочном матче, забросил шайбу.
На вашей странице в одной из социальных сетей много семейных фотографий, на которых стол ломится от еды. Лишний вес за время отпуска не набрали?
У меня нет склонности к полноте, к тому же летом я активно готовился к сезону в родном Нижнекамске. У меня есть персональный тренер. Он составил программу, по которой я занимался. Иногда в одиночестве, иногда – с другом или двоюродным братом. Много работал с шайбой, баллонами.
Предыдущий сезон сложно назвать удачным для Edmonton Oilers. Чего ждете от прихода на пост главного тренера Тодда Маклеллана?
Я бы не назвал минувший сезон провальным лично для себя: на финише все было в порядке. Если же говорить о команде в целом, то мы со старта выступали неудачно и рано потеряли шансы на место в плей-офф. «Нефтяники» не попадают туда в течение восьми лет кряду.
Маклеллан существенно изменил подход к тренировкам, как глобально, так и в деталях. Можно даже сказать, что теперь команда говорит на другом хоккейном языке. В оставшееся до старта сезона время делаем акцент на «шлифовке»: нужно «подкрутить» некоторые «винтики», чтобы механизм работал исправно. Когда команда доверяет тренеру, а он – ей, появится результат. Мы с вами говорим за несколько недель до старта сезона, еще даже не полностью определился основной состав, костяк.
Канадские специалисты прочат вам выступление в звене с Коннором Макдэвидом…
Первый предсезонный матч я начал с другими партнерами, а в тройку к Коннору перешел по ходу игры, когда два хоккеиста команды получили повреждения. Мы довольно быстро забросили шайбу.
Какое в целом впечатление оставляет первый номер драфта 2015 года? Хотите играть с ним в одной тройке?
У меня много разных желаний и амбиций. Однако игрок не может диктовать тренеру, с кем он хочет играть в звене, – с кем поставят, с тем и будешь. Это запретная тема в разговорах с наставником. Макдэвид – скромный парнишка, за пределами льда спокойный. Как хоккеист – быстрый, умный, хороший распасовщик. С психологическим давлением справляется, причем довольно неплохо.
Как думаете, для таланта калибра Макдэвида попадание в объективно не самый сильный клуб – плюс или минус?
Не думаю, что уместно рассуждать на эту тему. Раз клуб тебя выбрал – тренируйся, доказывай, выполняй свою работу. Лично для меня Эдмонтон – один из лучших хоккейных городов. Несмотря на все неудачи, команду здесь любят, поддерживают, подходят на улице, спрашивают о делах. Ждут побед. Сейчас строится новый стадион, с его открытием атмосфера на матчах станет еще более комфортной для игроков. Думаю, Коннору приятно находиться здесь, начинать карьеру именно в Эдмонтоне.
Как оцениваете перспективы двух других россиян в составе «нефтяников» – Антона Слепышева и Богдана Якимова?
С Богданом мы летом вместе тренировались, с Антоном пересекались только на тренировках и «двусторонках» клуба. Из-за занятости общаемся мало. Обоим будет тяжело – в команде высокая конкуренция на позициях как крайних, так и центральных нападающих. Борьба на сборах Oilers идет даже за то, чтобы попасть в фарм-клуб в AHL. Ребята выкладываются, им доверяют в товарищеских встречах – это уже хорошо.
Думаете, существует вероятность, при которой один из лидеров минувшего сезона «Салавата Юлаева» Слепышев не попадет даже в AHL?
До такого вряд ли дойдет. Существует вероятность, что он начнет сезон в AHL. Но в целом Антон – претендент на место в основном составе Edmonton Oilers. Он хорошо смотрится, разве что языковой барьер мешает полностью адаптироваться. В Северной Америке такой же хоккей, как в КХЛ, но площадки немного меньше и персональные задачи слегка отличаются. Если Слепышев ко всему приспособится – все будет в порядке.
На чемпионате мира по хоккею в составе сборной Канады выступали ваши одноклубники Тэйлор Холл и Джордан Эберле, ставшие одними из ее лидеров. Не удивило тотальное доминирование команды кленового листа?
Я знал, что канадцы могут собрать минимум три состава, каждый из которых будет реально претендовать на победу. В Чехию они привезли молодую, перспективную, быструю команду. В возможностях Эберле и Холла я не сомневался, они и показали себя с лучшей стороны, несмотря на непривычный размер площадки. Я давно не видел столь сильной и доминирующей в каждом матче сборной Канады. Она катком проехалась по соперникам.
Как думаете, на чемпионат мира в Россию родоначальники хоккея привезут столь же мощный состав или поберегут лучших до Кубка мира?
В Кубке мира будут выступать все сильнейшие, в этом нет сомнений. А в Россию поедут те, чьи команды не попадут в розыгрыш Кубка Стэнли, так что этот вариант состава окажется слабее. Но все равно претендует на победу.
В Канаде чувствуется интерес к Кубку мира?
Может, где-то и есть. В Эдмонтоне же думают преимущественно о сезоне NHL. Канадцы не любят забегать далеко вперед, живут сегодняшним днем, готовятся к конкретному матчу.
Вы уже научились этому нужному в спорте качеству – быстро забывать успехи и неудачи?
Жизнь всему учит, особенно в другой стране. Чередование побед и поражений – это и есть спорт. Всякое случается. Выиграли – забыли, надо двигаться дальше.
В минувшем сезоне ваш показатель полезности составил «–35»…
Не обращаю на него внимания. Да особо и не спрашивают. Моя задача – забивать голы, делать результативные передачи.
Много очков набираете в большинстве. В неравных составах вас наигрывают на месте защитника?
У нас нет такого разделения, не будет «стоящих» на определенной позиции в ожидании шайбы игроков, все станем крутиться-вертеться в попытке выйти на ударную позицию.
Вы стали лишь третьим россиянином, выбранным на драфте NHL под первым номером. Не напрягает постоянное сравнение с Ильей Ковальчуком и Александром Овечкиным?
Не люблю говорить на эту тему. Я уже забыл о драфте, он давно прошел. Не вижу принципиальной разницы, первым тебя выбрали или, допустим, пятидесятым. В любом случае задача – выходить на лед и выкладываться по полной. Каждый может забить гол или ошибиться. Игрок должен делать все возможное для победы в первую очередь ради себя и команды, а не потому, что с ним связывают определенные ожидания специалисты и болельщики.
Ваш родной клуб – «Нефтехимик», сейчас тоже выступаете за «нефтяников»…
Сравнивать города и страны сложно. Нижнекамск и Эдмонтон роднит то, что это маленькие города по меркам лиг, в которых играют их хоккейные команды. Мне в таких условиях комфортно. В Эдмонтоне снимаю дом, уже адаптировался к местному жизненному укладу. Языкового барьера тоже нет – понимаю английский язык, говорю на нем.
С чем у вас ассоциируется город, в котором сейчас живете?
Здесь носят кепки с прямым козырьком, на улицах большие автомобили – пикапы, улыбчивый народ, много фастфуда. Но девушки в России самые красивые. Как хотите – так и понимайте.
А в России самые красивые девушки в Татарстане?
Можно и так сказать.
Я видел фотографию, на которой вы играете в гольф. Какие еще не характерные для жителя Нижнекамска привычки приобрели в Канаде?
Не могу сказать, что люблю гольф, – просто ездили с командой. Здесь я стал пить настоящий черный кофе в Starbucks, практически убрал из рациона сладкую газированную воду. Стал серьезно следить за питанием – почти не ем фастфуд. Благо со мной живет мама, которая готовит исключительно вкусную и полезную еду. У нас в рационе даже мучного почти нет.
Все эти изменения произошли по вашей собственной инициативе или кто-то в клубе посоветовал?
Конечно, по собственной. Человек самостоятельно строит свою жизнь, принимает решения. Другие могут лишь рекомендовать что-то, но никак не принуждать.
В межсезонье многие российские хоккеисты решили попробовать себя в NHL. Вас удивил выбор, скажем, Евгения Медведева и Артемия Панарина?
Я не ожидал, что в Северную Америку ринется столь большой поток из КХЛ. В то же время считаю, что желание испытать себя в лучшей лиге мира – здорово. Это хорошая школа. Кто-то попадет в состав, кто-то – нет. Думаю, для сборной России отъезд игроков за океан – благо. Выдерживая конкуренцию, пробиваясь, играя против сильнейших, можно прогрессировать. Вернуться в Россию никогда не поздно.
Права на вас в КХЛ принадлежат ЦСКА. Планируете на закате карьеры выступать в этом клубе?
Я не загадываю на много лет вперед. Мне нравится жизнь в Канаде, о возвращении в российский хоккей не думаю. Хочу играть на самом высоком уровне лет до 38–40.
Можете коротко объяснить, чем хоккей в NHL лучше, чем в КХЛ?
Мастерами. Лучшие игроки мира выступают в Северной Америке. Национальная хоккейная лига – большой бизнес, машина, технология. Придраться буквально не к чему. Получаю удовольствие от жизни в Канаде, чувствую здесь себя абсолютно безопасно. Тут огромные дворцы, постоянные аншлаги – выступать в такой атмосфере в кайф. С другой стороны, раз Александр Радулов, игра которого мне нравится, не хочет ехать в Северную Америку, значит, у КХЛ тоже есть свои преимущества. Для кого-то именно российская лига – лучшая в мире.
В NHL меньше контроля над игроками, чем в России. Это не мешает молодым хоккеистам?
Тренировочных баз здесь нет, в свободное время делай что хочешь. Не желаешь – не занимайся. Но если не готов к сезону – отправят из команды. Это и есть тест на профессионализм. Не каждый его проходит. Сложно самостоятельно выстроить подготовку, особенно в юном возрасте. Но у меня был человек, который помогал на первых порах. Я тренировался, глядя на него, многое копировал.
Чего вам не хватает, чтобы стать звездой уровня Александра Овечкина?
У меня все есть. Я такой, какой есть, выкладываюсь на 100%. Прихожу на стадион – и тренируюсь, а не смотрю на Овечкина или Сидни Кросби, думая: «Хочу стать таким, как они». Это величайшие игроки, сделавшие себе имя. Но я кумиров не строю. Хочу оставаться собой, но каждый следующий день быть чуточку лучше, сильнее, чем в предыдущий.
Можно сказать, вы последователь теории малых дел…
Конечно. Только вперед, шаг за шагом.
Значит, вопрос о бомбардирских планах на сезон не совсем уместен…
Вы правильно поняли. На длительный срок не загадываю. Появится голевой момент – брошу, забью, в другом случае – отдам находящемуся в лучшей позиции партнеру, в третьем – применю силовой прием. Буду действовать по ситуации.
Что бы вы пожелали себе в новом сезоне?
Здоровья и удачи, а команде – выхода в плей-офф.