До
За два дня до официального старта Vuelta у «Катюши» начались проблемы: Павел Трофимов и Егор Силин были замечены пьяными в аэропорту Рио-де-Жанейро (в Бразилии они находились в расположении сборной России), из-за чего их пришлось срочно исключать из заявки на веломногодневку. Места россиян заняли Гатис Смукулис и Тьягу Машаду, и, таким образом, количество наших соотечественников в «Катюше» уменьшилось до трех. Впрочем, в составе другой российской команды, Tinkoff-Saxo, россиянин был только один – Павел Брутт.
На первом же этапе проблемы свалились уже на голову организаторов. Трасса командной гонки, проложенная вдоль пляжа в Марбелье, была признана небезопасной. Старт в итоге состоялся, но результаты гонки было решено не включать в генеральную классификацию. На втором этапе оскандалился Винченцо Нибали. Один из фаворитов Vuelta попал в завал, после чего долго догонял пелотон. Как оказалось, делал это итальянец, держась за машину сопровождения, за что и был с позором изгнан из гонки. Интересно, что на следующий же день в похожей ситуации Насер Буанни из Cofidis получил лишь штраф. Впрочем, ему воздалось на восьмом этапе, когда он сошел после большого завала. В том инциденте пострадало много гонщиков – например Дэн Мартин (Garmin-Sharp), шедший на третьем месте в общем зачете, и Крис Бекманс, виновник аварии, который после госпитализации был введен в искусственную кому. Упал и сенсационный обладатель красной майки колумбиец Эстебан Чавес, но сумел не потерять во времени.
Восьмой этап вообще стал проклятым – в конце Tinkoff-Saxo потерял Петера Сагана, которого сбил мотоцикл сопровождения. «Если бы я упал сам или столкнулся с другим гонщиком, то мог бы считать, что это часть спорта. Однако когда тебя сбивает мотоцикл организаторов гонки, это просто неприемлемо. Надеюсь, что инцидент станет началом серии назревших изменений в вопросе организации гонок», – заявил Саган, из-за полученных травм снявшийся с Vuelta. Знал бы он, как далеки его надежды от реальности…
9‑й этап: Торревьеха – Кумбре-дель-Соль
Появление журналистского десанта из России пришлось на девятый этап, в ходе которого вся велоспортивная рать куда больше обсуждала перипетии скандального предыдущего этапа, чем следила за перемещениями пелотона. Он в это время довольно мирно катил вдоль побережья Валенсии, минуя столь любимый русскими Бенидорм, в том числе и знаменитый высотный дом в форме двух единиц, в котором по стечению обстоятельств забыли построить лифт.
А этап вместе с первым местом в «генерале» остался за Томом Дюмуленом, который неожиданно для многих сумел на финише разобраться с Крисом Фрумом и Хоакимом Родригесом! Но в «Катюше» горевали недолго, ведь Пурито все же попал на подиум. Да и новости из Франции добавили поводов для празднеств. На параллельно проходящем в соседней стране Гран-при Плуэ победу одержал гонщик российской команды Александр Кристофф.
10‑й этап: Валенсия – Кастельон-де-ла-Плана
Русских на побережье Валенсии и в различных местах с ласкающими слух окончаниями на «соль» было немало. Многие подходили к автобусам и техникам команды «Катюша» и спрашивали, что происходит, почему дороги перекрыты и отчего они не могут вовремя попасть на работу. Кому-то даже приходилось подбирать слова – ассимилировались настолько, что испанский вытеснил родной язык из памяти. Узнав, что мимо скоро пронесутся гонщики, представляющие далекую ныне Россию, оставались смотреть. Впрочем, перекрытые дороги не предлагали новым болельщикам велоспорта других вариантов.
Мне же посчастливилось наблюдать за этапом… из автобуса «Катюши». Там есть два телевизора, транслирующих гонку, и довольно резвый Wi-Fi, позволяющий отслеживать статистику. Понятное дело, что старт и финиш довелось увидеть вживую, а вот разделяющие их 150 км холмистой местности удалось посмотреть в компании персонала команды. Этап был последним перед перерывом, так что многие гонщики не жалели сил. После окончания гонки пелотон ждал еще и длительный переезд в Андорру – от финиша до командных отелей было почти 400 км. Некоторые ведущие спортсмены (в том числе и Пурито Родригес, взявший с собой самых уставших партнеров по «Катюше») решили нанять вертолет, чтобы ускорить перемещение в пространстве, но части из них не повезло: сильная гроза и ураганный ветер не позволили затянувшим с вылетом добраться до точки назначения по воздуху. Пока команда Sky, чертыхаясь, садилась в Барселоне и продолжала путь по земле, Пурито и Ко уже ужинали в Андорре.
День отдыха
Адский этап по горам княжества предварял вполне логичный день отдыха – восстановить силы перед ужасным по сложности заездом необходимо. А пока гонщики в тренировочном темпе накручивают километры по горам, остальная команда трудится в поте лица. Три механика обслуживают все 27 велосипедов – перебирают, моют, сушат, смазывают и даже обкатывают. Знаменитый повар «Катюши» Джанпаоло Кабасси, или попросту Паша, использует день, чтобы обновить запасы провизии и накормить девятерых подопечных чем-то вкусным и не очень питательным, ведь когда гонки нет, меню нужно сделать менее калорийным, чем обычно. Паоло, кстати, немного конфликтует с доктором команды Александром. Тот считает, что велогонщикам не стоит есть так много любимой итальянцем пасты, на что тот парирует, что на созданный врачом список продуктов в команде уже смотреть не могут и есть отказываются. Главное для Паоло – накормить, а для Александра – подготовить спортсменов к этапам в наилучшей форме. Как выяснилось позже, усилий доктора оказалось недостаточно.
Выходной – отличный повод потревожить гонщиков, которые не любят давать интервью на фоне усталости. А вот в свободное время Владимир Исайчев охотно откликнулся на просьбу поговорить и даже пригласил для этого к себе в номер.
«Катюша», хоть и российская команда, – очень интернациональный коллектив. На каких языках вы общаетесь?
На разных. Разговорные испанский и итальянский, причем ни один я специально не учил, все подхватывал в процессе.
Для вас это уже четвертая Vuelta. Можете сравнить с предыдущими?
Чем больше опыта – тем легче. Уже знаешь, чего ожидать, разумнее распределяешь силы.
В Испании существует настоящий культ Хоакима Родригеса. Болельщики сильно докучают?
Как раз нет. Да, они постоянно рядом, но они очень воспитанные, понимают, что можно делать, а чего нельзя. У испанцев и итальянцев есть культура велоспорта. Вот в Англии, например, все сумасшедшие, не знают как себя вести.
Ваша задача на гонке такая же, как и у остальной команды?
Да, она проста: помогать Родригесу чем только можешь. У всех разные возможности. Большая польза от меня на равнине и холмах, а в горах я не помощник. В Андорре борюсь сам с собой.
При каких условиях вам могут дать карт-бланш на борьбу за победу на этапе?
На Vuelta ни при каких. На равнине, где я мог бы посражаться, нужно постоянно быть с Пурито, охранять от ветра, беречь его силы для гор.
На девятом этапе вы с трудом приехали к финишу последним. На что потратили все силы?
Приходилось часто ловить отрывы, такая работа выхолащивает, так что на концовку сил не хватило. Думал: «Лишь бы добраться, нельзя сойти».
За месяц до Vuelta вы проехали Vuelta Burgos. Ее можно назвать этапом подготовки к многодневке?
Да, я предпочитаю готовиться через гонки, на тренировках нельзя смоделировать соревновательный эффект.
Мы общаемся в день отдыха. Как он проходит?
Мы переводим дух, ходим на массаж, восстановительные процедуры. Но и тренируемся немного, ведь нельзя организм «выключать», необходимо заставить его чуть-чуть попотеть.
Каково равнинному гонщику понимать, что завтра его ждет сверхсложный горный этап?
Главное – быть готовым ментально, настроиться на то, что тебе будет плохо. Но это работа, и я такой не один. В пелотоне грегари больше половины. Мы поедем своим темпом.