Вы приходили в «Анжи» дважды. Какие впечатления остались от общения с владельцем клуба Сулейманом Керимовым?
Самые позитивные. Он уделял игрокам много внимания, часто общался с нами. Если у кого-то возникала проблема, можно было обратиться к Сулейману, и она решалась. Изменение курса клуба стало для нас настоящим шоком. Но это выбор Керимова, и каждый должен его уважать. Мы и сейчас сохранили прекрасные отношения. Могу охарактеризовать этого человека только с самой хорошей стороны.
Если бы вы были столь богаты, как Керимов, и решили помочь своему народу, делали бы это посредством футбола?
Почему нет? Эта игра объединяет людей, делает их счастливыми. Считаю, мы могли выиграть чемпионат России, просто не хватило терпения. В Махачкале построен прекрасный стадион, и я надеюсь, «Анжи» выберется из кризиса. У жителей Дагестана есть команда, за которую они могут болеть, это здорово.
Как думаете, неудачный старт сезона сказался на решении изменить бюджет и кадровую политику «Анжи»?
Считаю, причины в другом. На тот момент мы провели всего пять матчей, а неудачные отрезки бывают даже у суперклубов. Без них не обходится и мадридский Real.
Почему вы перешли именно в «Динамо»?
У меня были варианты в Европе, но решил остаться в России. Я уже приспособился к местной лиге и хочу достичь успеха в ней. Добиться чемпионства с махачкалинцами не получилось, надеюсь сделать это в московском клубе. Выбрал «Динамо» в том числе и потому, что лично знаю многих игроков команды: Кевина Кураньи, Балажа Джуджака, Леандро Фернандеса… Это сильные футболисты. К тому же к бело-голубым присоединились некоторые мои одноклубники по «Анжи».
Можете сравнить атмосферу в своей бывшей и нынешней команде?
Она значительно отличается, но и тут, и там много мастеров. «Динамо» начало сезон не слишком удачно, но мы выправляем позиции. Думаю, все будет в порядке. Иногда дела идут не так, как ты планировал. Посмотрите на ЦСКА: действующий чемпион России переживает серьезный кризис.
Вы нечасто появляетесь в стартовом составе…
Конечно, меня это расстраивает. Думаю, выступлениями за «Анжи» доказал, что являюсь игроком высокого уровня. Но тренер делает выбор в пользу других, это его право. Буду стараться переубедить его.
В лобби динамовской базы я увидел расписание на сегодня. В нем значатся лишь одна тренировка и короткое занятие в тренажерном зале. Вам хватает нагрузок?
Мы профессионалы и делаем то, что скажет тренер. Так как мне не хватает игровой практики за основной состав, я пришел в тренажерный зал за час до партнеров, чтобы позаниматься дополнительно. В игре футболист объективно выкладывается больше, чем на тренировках, поэтому эта нагрузка полезна.
Вы провели один матч за молодежный состав. Это тоже во благо?
Чтобы почувствовать игру после перерыва – да.
Чего вам не хватает как футболисту?
Титулов. Хочу завоевывать их. Когда смотрю матчи Лиги чемпионов, мечтаю побеждать в ней. Это сильнейший европейский турнир. Надо соперничать с лучшими, если есть возможность. Думаю, для прогресса таких молодых динамовцев, как Александр Кокорин и Федор Смолов, выступление в Лиге чемпионов было бы отличным шансом проявить себя и прибавить в мастерстве.
«Динамо» сможет завоевать путевку в этот турнир в ближайшее время?
Конечно. Мы в хорошей форме, отстаем от второго места ненамного. Продолжим в том же духе – и все реально. «Зенит», конечно, оторвался, но пара неудачных матчей питерцев – и все изменится. Если же они не допустят осечек, соперникам будет сложно.
В течение длительного времени вы были капитаном сборной Конго. Команда не попала на чемпионат мира в Бразилии. Продолжите выступления за «красных дьяволов»?
Мы очень расстроены итогами квалификационного турнира. Лидировали в группе, но в последнем туре сыграли вничью с Нигером и на одно очко отстали от сборной Буркина-Фасо. Упустили исторический шанс впервые поехать на мундиаль, но я не сдаюсь. Верю в то, что еще сыграю за Конго на топ-турнире.
Вы никогда не жалели, что выбрали конголезскую, а не французскую сборную?
Когда я был совсем юным, получил травму, и Sedan не продлил со мной контракт. В течение шести месяцев оставался без клуба и даже подумывал о завершении карьеры. Но меня пригласили тренироваться со сборной Конго, затем я сыграл за нее в официальном матче, неудачная полоса прошла, жизнь наладилась. Я буду помнить эту историю и никогда не предам свою национальную команду.
Вы популярны в Конго?
Думаю, да. Стараюсь помогать соотечественникам, поддерживать талантливых футболистов, выводить их на профессиональный уровень. Но делать это непросто: жизнь в стране тяжелая.
Насколько я знаю, защитник вашей сборной Оскар Эволо является пастором.
Так и есть. Это особенный человек, духовный, с ним интересно общаться. Оскар проводит службы в церкви. В Конго много верующих, к которым отношусь и я. Уверен, если человек добрый, все в его жизни будет хорошо.
Вы чувствуете, что отношение к Богу у русских людей несколько иное, чем у ваших соотечественников?
Конечно, это так. Какая-то нация более религиозна, какая-то – менее. Но я считаю, это в большей степени зависит от конкретного человека. От его воспитания, образования.
Жизненные приоритеты российских футболистов схожи с вашими?
Все опять же индивидуально. Для меня, как и для многих других, на первом месте забота о семье. Но жизнь всего одна, и я понимаю людей, которые получают от нее удовольствие. Деньги не заберешь с собой в могилу. Российские игроки в юном возрасте получают большие зарплаты, и некоторых они портят. В то же время я вижу здесь много хороших, целеустремленных ребят.
Как вы лично боролись с соблазнами, которые приносят большие деньги?
Конечно, когда у тебя ничего не было и внезапно появилось многое, удержаться от необдуманных поступков сложно. Я никогда не забывал о своих корнях и близких людях. Дружба и отношения важнее финансового благополучия. Когда ты богат, но одинок – несчастен, а когда беден, но окружен добрыми друзьями – можешь здорово проводить время. Таков закон жизни.
Вы как-то сказали, что восхищены рестораном «Марио». Куда еще любите ходить?
Я уже говорил и готов вновь повторить: лично для меня Москва – лучший город в плане ресторанов и качества еды, он превосходит Лондон в этом отношении. Помимо «Марио» мне очень нравится «Балкон». В российской столице есть где хорошо провести время.
Слышал, у вас 12 пар часов…
Это моя слабость. Правда, не скажу, что ровно 12, – просто не помню сколько именно. В юности я очень любил часы и машины. И сейчас неравнодушен, но несколько охладел к предметам роскоши.
Какой у вас автомобиль в Москве?
Infiniti. Но сам я здесь не вожу: сумасшедший трафик. Я такого нигде не встречал, причем пробки в любое время. Соглашусь с теми, кто говорит, что это одна из самых серьезных проблем в городе.
Что вас больше всего удивляет в России?
Здесь везде стройки, куда бы ты ни приехал. Но прежде всего в Москве.
Вам не нравятся мегаполисы?
Я бы предпочел жить вблизи большого города, но не в нем. Новогорск, где мы с вами беседуем, очень удобен. Мне нравятся тишина и спокойствие вкупе с возможностью быстро добраться до нужных мест в Москве.
Кем бы вы были, не стань футболистом?
Я хорошо учился в школе и во Франции получил высшее образование в области социальной экономики. Возможно, работал бы по этой специальности. В 20 лет даже всерьез рассматривал такую возможность. Совмещать учебу с карьерой футболиста нелегко. Но в целом я не хотел бы ограничиваться каким-то одним видом деятельности.
Неужели станете экономистом по окончании карьеры?
Я задумываюсь об открытии собственной академии в Конго. Там дети будут не только постигать азы футбола, но и получать образование.
А где планируете жить?
Страну назвать не готов, но точно в солнечном регионе.
Видимо, на такие мысли вас наводит осенняя российская погода…
Нет-нет, здесь с этим как раз все в порядке. Просто холодновато. Я четыре года прожил в Англии, вот где ужасная погода. Каждый день дождь, он вгонял меня в депрессию.
Покидая «Анжи» в январе нынешнего года, вы сказали, что пошли на этот шаг ради семьи. Сейчас супруга и дети с вами в России?
На момент нашего разговора жена в Англии ждет третьего ребенка. Когда он родится, семья переедет ко мне. Конечно, жизненный уклад в России значительно отличается от британского, но когда близкие люди рядом, я не чувствую дискомфорта. Я приехал сюда играть в футбол, это моя работа.
Мало у кого в России трое детей…
Считаете, это много? Я хочу, чтобы у меня было пятеро или шестеро. Буду возиться с ними по окончании карьеры.
Ваши сыновья играют в футбол?
Конечно, но не только в него, а и в баскетбол, занимаются другими вещами. Хочу, чтобы дети сами выбирали свой жизненный путь, не стану на них давить. Если захотят стать профессиональными футболистами – здорово. Я смогу давать им советы, основываясь на собственном опыте.