Нынешний чемпионат России по легкой атлетике стал юбилейным, сотым. Посетив соревнования в Чебоксарах, автор «Большого спорта» порадовался тому, что некоторые спортсмены продемонстрировали на нем результаты мирового уровня. Однако расстроился тому, что многие из этих атлетов не имеют возможности соревноваться с зарубежными коллегами и не знают, когда получат подобную возможность.
Год назад в Казани президент Всероссийской федерации легкой атлетики Дмитрий Шляхтин отметил, что к организации юбилейного чемпионата страны ВФЛА подойдет со всей ответственностью. Даже конкурс организует за право его провести. Выиграли его Чебоксары. В столице Чувашии нашли неотразимый аргумент: в этом году город отмечает свое 550-летие и заслуживает такого подарка.
Чебоксары действительно заслужили право провести юбилейный чемпионат. В столице Чувашии великолепный стадион с дорожками и секторами, на которых и международные соревнования провести не стыдно. Сопутствующую инфраструктуру стадиона «Олимпийский» обновили в рамках программы подготовки к… чемпионату мира по футболу. Чебоксары были включены в список городов, где могли базироваться участники мундиаля. Никто столицу Чувашии не выбрал, а зря.
Главное, что в Чебоксарах очень любят легкую атлетику. На протяжении всех четырех дней чемпионата центральная трибуна стадиона был заполнена под завязку. Болельщики по ходу соревнований перемещались и к секторам, где происходило самое интересное, поддерживая рыцарей королевы. При этом стадион не заполнялся по разнарядке свыше. Желающие посмотреть на Марию Ласицкене и Дарью Клишину покупали билеты. Большое внимание юбилейному чемпионату уделяли местные СМИ. Разительный контраст с 99-м чемпионатом России, прошедшим в столице Татарстана при пустых трибунах и полном отсутствии интереса к нему!
В столицу Чувашии приехали все сильнейшие легкоатлеты России за исключением залечивавшего травму чемпиона мира 2015 года в беге на 110 метров с барьерами Сергея Шубенкова. Даже Ласицкене прервала зарубежные гастроли. «Очень люблю выступать в России! – подчеркнула Мария. – В нынешнем сезоне календарь был составлен так, что практически все интересные соревнования в нашей стране пересекались со стартами за рубежом. Естественно, выбирала этапы “Бриллиантовой лиги”, где высока конкуренция и есть возможность показывать высокие результаты в соперничестве с сильными зарубежными прыгуньями. Чемпионат России пропустить не могла. Это святое!»
«У вас есть допуск?»
В Чебоксарах было показано немало высоких результатов, с которыми можно было бы претендовать на места на пьедестале на этапе «Бриллиантовой лиги» и главном старте сезона – чемпионате мира в Дохе. Только далеко не все триумфаторы юбилейного чемпионата страны могут просто выступить на международных соревнованиях. Даже не под российским флагом, а в статусе нейтрального атлета. Самым популярным вопросом, адресованным многим чемпионам страны, был сакраментальный «У вас есть допуск?» Во времена, когда судьбы отечественных рыцарей королевы решают чиновники из ведомства Себастьяна Коэ, это сродни шекспировскому «Быть или не быть?»
Победителем юбилейного чемпионата в прыжках в высоту стал Михаил Акименко, преодолевший планку на высоте 2,33. Это повторение лучшего результата сезона в мире. Очень близок был Михаил к тому, чтобы поднять планку личного рекорда до отметки 2,36. Только в отличие от своей землячки Ласицкене допуска на международные соревнования чемпион России не имеет. Как объяснил Акименко, он недавно вошел в пул тестирования, а это обязательное условие для получения отмашки от IAAF.
«Первые шаги сделал в той же секции, что и Маша Кучина, которую сейчас все знают, как Ласицкене, – рассказал автору этих строк победитель юбилейного чемпионата России. – Другой в нашем небольшом городе Прохладном, что в Кабардино-Балкарии, просто нет. Может быть, пошел бы в футбол, хотя с моим ростом это сложно, да только игравшую когда-то во втором дивизионе команду “Кавказкабель” давно расформировали».
Сама Ласицкене часто рассказывает, что в родном городе лучшие в мире условия для тренировок. Акименко же был вынужден перебраться в Москву именно из-за отсутствия этих самых условий. «Маше хорошо, у нее разбег короче, и зимой она может тренироваться в зале, – пояснил такую разницу в оценках Михаил. – Мне он элементарно мал. Летом условия для тренировок в Прохладном действительно очень хорошие. На стадионе покрытие поменяли, за что нужно сказать спасибо Маше».
Сама Ласицкене в Чебоксарах довольно легко одержала очередную победу. Для этого ей хватило прыжка на два метра. Уже в статусе победительницы юбилейного чемпионата Мария предприняла попытку установить рекорд России, но планка на высоте 2,08 ей не покорилась. «Все возможности обновить мое достижение у Ласицкене есть, – подчеркнула действующая рекордсменка олимпийская чемпионка Лондона Анна Чичерова. – Жаль, что мне не удалось навязать Марии соперничество. Сегодня прыжок на 1,91 явно не то, что нужно для конкуренции в секторе».
Вспомнила Чичерова и о том, как установила рекорд России здесь же, на чебоксарском стадионе «Олимпийский», семь лет назад, прыгнув на 2,07 в третьей попытке. Через год был победный прыжок в Лондоне. Только, схлопотав дисквалификацию после перепроверки взятых на Олимпиаде в Пекине допинг-проб, Чичерова уже и не надеется, похоже, выступить на международных соревнованиях. Впрочем, и российские легкоатлеты, ни разу не уличенные в употреблении запрещенных препаратов, с тревогой ждут вердикта из штаб-квартиры IAAF.
В Рио-2016 разрешили выступить только Дарье Клишиной, которая живет и тренируется в США. «Это было безумно тяжело, – призналась в Чебоксарах Клишина. – Считаю себя человеком с сильным характером, но к прессингу со всех сторон оказалась не готова. Даже удивилась, что смогла пробиться в финал. Олимпиада сделала меня намного сильнее, и теперь мне гораздо проще выдерживать давление».
Призналась ставшая победительницей юбилейного чемпионата страны прыгунья в длину, что мечтает выступить на чемпионате мира под российским флагом. «Все российские легкоатлеты об этом уже четыре года мечтают, – отметила Клишина. – Очень обидно видеть, как празднуют свои победы спортсмены из других стран».
Повышенным вниманием в Чебоксарах пользовалась Аксана Гатауллина, занявшая лишь шестое место в соревнованиях по прыжкам с шестом. Чемпионкой в этом виде программы стала Анжелика Сидорова, взявшая 4,86. Это второй результат сезона в мире. Тем не менее в смешанной зоне Аксана, дочь известного в прошлом советского и российского легкоатлета Радиона Гатауллина (в его активе есть даже прыжок за шесть метров), привлекла повышенное внимание со стороны репортеров.
Все потому, что, выиграв в шведском Буросе чемпионат Европы среди юниоров, Аксана совершила круг почета… с накинутым на плечи пледом. Обычно победители и призеры пробегают мимо трибун с национальным флагом, но Гатауллина, как и другие наши юные спортсмены, выступала в статусе «нейтрального атлета», милостиво дарованного IAAF. Сама она отрицает, что плед стал выражением протеста против политики изоляции России на международной арене. «Это просто смешно, – сказала автору этих заметок Аксана. – Эмоции нужно было выплеснуть, вот и накинула подвернувшийся под руку плед».
С 2015 года ВФЛА лишена членства в IAAF из-за многочисленных допинговых скандалов. Со стороны ВАДА было даже предъявлено обвинение в существовании в России государственной поддержки допинговой программы. Вот уже четыре года руководители отечественной легкой атлетики пытаются пробить опущенный сэром Коэ железный занавес. Если поначалу многие требования международных функционеров с негодованием отвергались, то сейчас даже 3,2 млн долларов деятельность рабочей группы по восстановлению в правах нашей федерации на счета IAAF перевели. И все равно раз за разом находятся все новые предлоги, чтобы не допустить возвращения наших легкоатлетов на международную арену.
Меняться, а не создавать видимость
Из 52 легкоатлетов, выполнивших к началу августа квалификационные нормативы для участия в чемпионате мира, допуск от IAAF имели лишь 20. Еще в конце июля ВФЛА направила письмо с просьбой ускорить рассмотрение заявок всех российских спортсменов на получение нейтрального статуса и особое внимание обратить на потенциальных участников ЧМ-2019 в Дохе. Только вряд ли можно рассчитывать на успех подобной миссии.
Президент IAAF Коэ и его подчиненные, судя по всему, считают, что в России не борются с допингом, а прикрывают виновных. Глава рабочей группы по восстановлению ВФЛА в правах норвежец Руне Андерсен приводит две главные причины, по которым разработанная совместно дорожная карта привела в тупик. По мнению высокопоставленного функционера, которому сэр Коэ доверил ответственную миссию, дисквалифицированные даже пожизненно за применение и распространение допинга тренеры продолжают работать, а чиновники ВФЛА участвуют в фальсификации документов.
Самое печальное, что реакция со стороны Шляхтина и его подчиненных на эти обвинения следует после того, как предъявляются неопровержимые доказательства. Лишь после этого принимаются меры, да и то их эффективность приходится доказывать Андерсену. И не факт, что он их не воспринимает как сказки.
Самым наглядным примером стала история с Виктором Чегиным. Опальный тренер ходоков не смирился с тем, что у центра в Саранске отняли его имя, а его самого отстранили от любимого дела. Чегин организовал охранное предприятие с выразительным названием «Честь-С» и в качестве его главы подписал контракты на 8,5 млн рублей с центром, некогда носившим его имя. Это дает возможность в любой момент появляться на тренировках. Нужно же лично проконтролировать, как охраняют спортсменов!
В декабре во время проходившего в Саранске чемпионата России по фигурному катанию министр спорта Мордовии Владимир Киреев уверял автора этих строк, что в школе, уже не носящей имя Чегина, навели полный порядок. Как выяснилось, тренер, чье имя на Западе стало синонимом допинговых скандалов в России, спокойно продолжал находиться рядом со своими бывшими подопечными, обеспечивая их «охрану». Только после нескольких скандальных публикаций в прессе Шляхтин заявил, что ВФЛА настояла на расторжении контракта.
И так происходит раз за разом. В эпоху интернета в сеть постоянно выкладываются фото и видео, на которых дисквалифицированные пожизненно российские тренеры спокойно занимаются своим делом. Некоторые даже семинары проводят для коллег. Естественно, недоброжелатели российской легкой атлетики каждый подобный случай раздувают до скандала вселенского масштаба.
Самого Шляхтина обвиняют в том, что он фальсифицировал документы в деле о пропуске трех допинг-тестов прыгуном в высоту Данилом Лысенко, пытаясь выгородить потенциального чемпиона. Обвинение поддержала даже Ласицкене. В ответ Шляхтин пригрозил… лишить ее нейтрального статуса. Хотя президентских полномочий в России для этого недостаточно. Ласицкене нужна всем – и на коммерческих стартах, и на чемпионате мира. В отличие от главы ВФЛА.
В подвешенном состоянии
В начале сентября в Минске пройдет легкоатлетический матч Европа – США, в котором примут участие пять «нейтральных спортсменов». Организаторы постоянно подчеркивают этот статус российских легкоатлетов, хотя именно Ласицкене доверили почетную миссию посла соревнований. Вместе с ней в столице Белоруссии выступят Сидорова, Шубенков, прыгун в высоту Илья Иванюк и метатель молота Денис Лукьянов. Многие поклонники легкой атлетики проводят аналогии между соревнованиями в столице Белоруссии и «Битвой гигантов», как называли легкоатлетические матчи СССР – США. Первый из них состоялся в 1958 году. Организаторы избегают такого звучного и красивого названия, чтобы Европа не ассоциировалась с СССР. Жаль, конечно, что лишь пять наших легкоатлетов удостоились чести сразиться на дорожках и секторах с американцами.
Жаль и тех, кто до сих пор остается в полной неопределенности относительно своего будущего. Ставший в отсутствие Шубенкова победителем юбилейного чемпионата России в беге на 110 м с барьерами Константин Шабанов на вопрос о ближайших планах в Чебоксарах ответил: «Даже не знаю, что сказать. Допуска на международные соревнования у меня нет. То ли на сборах сейчас пахать, надеясь, что получу, то ли отдохнуть».
Самое печальное, что никто даже не может объяснить, по каким критериям российских легкоатлетов карают или милуют функционеры из ведомства Коэ. В Чебоксарах ставшая чемпионкой в тройном прыжке Дарья Нидбайкина в третий раз в нынешнем сезоне выполнила олимпийский норматив, который выше, чем для чемпионата мира. «Допуска у меня нет, – ответила на главный вопрос современности чемпионка. – Жду ответ от IAAF, как и многие российские легкоатлеты. Ничего другого не остается. В пуле тестирования я достаточно давно, запросы посылала несколько раз. Жду».
Ждет, надеется и верит главный тренер сборной России Юрий Борзаковский. Особенно допуск для Акименко, который в нынешнем сезоне уже не раз покорял гроссмейстерские высоты. Убеждена, что ВФЛА заслужила восстановление в правах, и олимпийская чемпионка, член комиссии спортсменов МОК Елена Исинбаева. «Просто обязаны восстановить, – подчеркивает она. – Все критерии для восстановления, указанные в дорожной карте, выполнены. От совета IAAF, который пройдет накануне ЧМ-2019, ждем положительного решения. Верю, что и в Токио наши легкоатлеты будут выступать под российским флагом».
Вопрос о выполнении условий дорожной карты очень тонкий. Трактуется всеми по-разному. И как тут не вспомнить, что три года назад во время предолимпийского, как казалось, чемпионата России в Чебоксарах вернувшаяся в большой спорт после рождения ребенка Исинбаева, выиграв соревнования с прыжком на 4,90, радовалась и с большим воодушевлением комментировала поступившие в тот день новости из штаб-квартиры IAAF. Увы, в Рио Елена прилетела только для того, чтобы объявить о завершении карьеры и баллотироваться в комиссию спортсменов МОК.
Как отметил Борзаковский, после великолепно проведенного юбилейного чемпионата России следующий снова состоится в Чебоксарах. Он будет иметь статус предолимпийского. И хочется верить, что вопрос о допуске к тому времени уже не будет актуальным.