Досье / Елена Замолодчикова
- Родилась 19 сентября 1982 года в Москве
- Двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике (2000, опорный прыжок, 2000, вольные упражнения), серебряный (2000, команда) и бронзовый (2004, команда) призер Игр
- Двукратная чемпионка мира (1999, опорный прыжок, 2002, опорный прыжок), обладательница трех серебряных (1999, команда, 2001, команда, 2002, опорный прыжок) и двух бронзовых (1999, многоборье, 2006, команда) медалей чемпионатов мира
- На чемпионатах Европы завоевала две золотые, четыре серебряные и три бронзовые медали
- Примет участие в шоу Алексея Немова «Легенды спорта. Восхождение»
Какие впечатления остались у вас от прошлогоднего шоу Алексея Немова «Легенды спорта»?
Самые положительные. Даже почувствовала грусть после того, как шоу закончилось. Нахлынули воспоминания о чудесных годах, которые я прожила на гимнастическом помосте.
Тренируетесь ли вы специально перед выступлением?
Я работаю с детьми в зале, демонстрирую им упражнения, держу себя в тонусе. Но к шоу готовлюсь отдельно. Невозможно, не тренируясь, показать тот уровень мастерства, который вы видели на первом шоу. Что бы там ни говорили другие участники.
Вы уже решили, с каким номером выступите 28 октября?
Определенные задумки у меня есть, программу изменю. Но подробности хотелось бы сохранить в тайне.
Можно ли сравнить показательные выступления и соревновательные по уровню сложности?
Думаю, в этом компоненте год назад я продемонстрировала примерно 20% от максимума, который выдавала, будучи спортсменкой. Но это объяснимо: завершила карьеру в 2010 году и в течение шести лет не тренировалась, да и времени на подготовку было мало. Планирую в этом прибавить.
Пример Оксаны Чусовитиной у нас перед глазами…
Это феномен, наша всеобщая любимица.
Можно ли сказать, что шоу Алексея Немова – это своеобразная «встреча выпускников», повод встретиться с теми, с кем выступали в бытность спортсменкой? Или вы и так поддерживаете отношения с бывшими коллегами по сборной России?
В таком массовом составе мы больше нигде не собираемся. Я регулярно общаюсь с Алексеем Немовым и Светланой Хоркиной, другими спортсменами, которые живут в Москве. Откровенно говоря, нормально побеседовать с представителями других регионов и стран почти не удается и во время мероприятия, которое организует Алексей Немов, – все концентрируются на собственном выступлении.
Многие советские и российские гимнасты по окончании карьеры эмигрировали. У вас не возникало подобных мыслей?
Никогда. Живу как в поговорке «где родился – там и сгодился». Думаю, ни в одной другой стране ко мне не будут относиться с такой теплотой, как в России. Имею возможность заниматься тем, чем хочу, и очень этим довольна. Но никого не осуждаю: каждый сам выстраивает свою жизнь.
Вы тренируете детей, судите соревнования и работаете начальником отдела по антидопинговой программе в Федерации спортивной гимнастики России. Можно ли сказать, что подобная разносторонность – свидетельство того, что все еще ищете свое призвание?
Можно сказать, везде сгодилась! Как тренеру мне очень помогает работа судьей. Знаю, как выстроить программу, чтобы воспитанницы получили меньше сбавок и больше надбавок. Я занимаюсь с маленькими детьми: решила воспитать сильных гимнасток с нуля. В первой половине дня мои ученицы в школе, и в это время могу находиться в федерации, заниматься ее делами. Меня все устраивает.
Алексей Немов называл профессиональный спорт своеобразным социальным лифтом, отмечая, что успех в гимнастике позволил ему и другим спортсменам получить недоступные ранее материальные блага. А в чем основная мотивация у ваших подопечных? Они хотят достичь больших побед или занимаются «для здоровья»?
Каждый ребенок со своей историей: в одних случаях тренироваться хочет сама девочка, в других инициатива исходит от родителей. Я же просто надеюсь, что все они любят гимнастику. Сложится карьера спортсменки – хорошо, нет – человек просто будет в хорошей физической форме. На данный момент все мои воспитанницы хотят участвовать в Олимпийских играх. Правда, очень немногие понимают, какая титаническая работа необходима для этого.
В каком возрасте видно, может ли ребенок стать спортсменом высокого класса?
В 12–14 лет, когда гимнастка попадает в молодежную сборную России, уже можно сделать выводы о том, станет ли она прибавлять или уже достигла максимума.
В интервью нашему журналу Нелли Ким выразила недовольство системой судейства, заявив буквально следующее: «У нас много неразрешенных проблем. Главная состоит в том, что нынешняя система судейства рассчитана на применение видеопросмотров, а их нет». Прокомментируйте, пожалуйста, ее слова с позиции судьи-практика.
На данный момент у меня не самая высокая категория, нахожусь в бригаде E, которая занимается сбавками за определенные погрешности в исполнении. Увидеть ошибки нетрудно. Сложнее тем, кто находится в бригаде D и выставляет базовую оценку, им порой действительно хорошо бы посмотреть видеоповтор. Судьи могут недосмотреть, переволноваться. Считаю, что нужно учитывать человеческий фактор и разрешать брать видеопросмотр при выставлении оценки D.
Вам нравится направление, в котором эволюционирует гимнастика? Некоторые специалисты отмечают, что упор делается на чистоту исполнения, а элементов повышенной сложности стало меньше.
На вольных упражнениях действительно упала сложность, хотя ковер усовершенствовали, добавили пружин, он стал толкать лучше. Действительно сильная акробатика на Олимпийских играх 2016 года была только у американок. Как олимпийская чемпионка именно в этой дисциплине я бы хотела видеть более сложные программы у других спортсменок. Гимнастки с сильным опорным прыжком есть, хотя их и не так много. Брусья однозначно усложнились по сравнению с тем временем, когда я выступала, и отрадно, что наши девушки на этом снаряде впереди планеты всей. Бревно у спортсменок в целом на прежнем уровне.
Считаете ли вы оптимальной российскую систему подготовки профессиональных гимнастов? Нередко доводится слышать, что в нашей стране государство чересчур опекает спортсменов, из-за чего у них теряется мотивация: человек не склонен ценить то, что получает даром.
Уверена, что у нас идеальные условия подготовки участников сборной страны, а база «Озеро Круглое» – лучшая в Европе. В своих родных городах многим спортсменкам приходится по полтора-два часа добираться до тренировочного зала. В каком состоянии будет девчонка, если ей с тяжелым рюкзаком придется так долго ехать на занятие на общественном транспорте? Я считаю, что существующая система централизованной подготовки сборников в российских условиях оптимальна.
Федерация спортивной гимнастики России оборудовала многие залы в регионах качественными снарядами, так что тренироваться, в принципе, есть где. Однако по-прежнему имеются факторы, которые делают совместные тренировки на базе предпочтительными. Помимо транспорта, это еще и школа. К спортсменкам, живущим на базе «Озеро Круглое», учителя приезжают сами.
Наши гимнасты ведут достаточно разностороннюю жизнь, участвуют в различных проектах, посещают концерты. Да и на базе, насколько я знаю, сидят не круглый год. После трех недель тренировочных сборов следуют семь дней перерыва, когда люди могут вернуться домой. Речь, конечно, не идет о периоде непосредственной подводки к соревнованиям.
Как вы оцениваете перспективы сборной России в начавшемся олимпийском цикле?
Оптимистично. Чемпионат Европы нынешнего года подарил нам чемпионку в вольных упражнениях, которые мы не выигрывали с 2013 года. Наблюдая за Ангелиной Мельниковой, заметила, что она стала тренироваться с большим интересом. Она уже побывала на Олимпийских играх, прочувствовала, что это такое. Помимо нее, порадовала совсем юная Елена Еремина. Верю и в Седу Тутхалян. Посмотрим, как наша молодежь будет соревноваться с американскими гимнастками. И не будем забывать про Алию Мустафину, которая заявила, что обязательно вернется.
Что скажете о Виктории Комовой?
Стройная, красивая гимнастка, на которую приятно смотреть. Насколько я знаю, она тренируется, в декабре собирается выступить на Кубке Воронина. Думаю, это соревнование покажет, насколько Комова готова к конкуренции.