Какой результат на чемпионате мира сочтете положительным?
Чем дальше пройдем – тем лучше. Главное – выйти из группы, а в плей-офф все будет зависеть от нас, от настроя. С кем хочу встретиться в случае прохода в четвертьфинал? Пожалуй, с португальцами. Мы с ними играли в отборе, уже изучили. Конечно, в Бразилии все будет по-другому – в финальной стадии нет слабых команд.
Россия – единственная сборная, все футболисты которой выступают за команды национального чемпионата – РФПЛ. Хотя еще шесть лет назад ряд игроков защищали цвета ведущих клубов Европы…
Затрудняюсь сказать, хорошо это или плохо для национальной команды. Кто из легионеров приехал на чемпионат Европы в Польше и на Украине? Аршавин, игравший за Arsenal, Измайлов из Sporting да Погребняк, на тот момент выступавший за Fulham. В принципе, тут разницы нет. Мы хорошо знаем друг друга, вместе прошли отборочный цикл. Выкладываться на 100 процентов – вот самое важное, что должно заботить сейчас.
Рассматриваете ли вы чемпионат мира как шанс приглянуться «большому» клубу?
Мечта каждого футболиста – поиграть в одном из европейских топ-чемпионатов. Безусловно, и у меня есть такое желание: хотелось бы прогрессировать как футболист за рубежом. Например, в Италии или Германии.
Что для вас в приоритете – деньги или саморазвитие?
Выступая на хорошем уровне, ты можешь одновременно получать удовольствие и от работы, и от собственной игры – ведь рано или поздно тебя пригласят в клуб с хорошим бюджетом. Ставить во главу только футбол, деньги или команду неправильно. Проще говоря: если ты играешь отлично – будешь получать достойный гонорар. Например, я не поеду в клуб-середняк итальянской серии A, даже если вдруг мне предложат контракт на улучшенных условиях. Зачем? Я хочу биться за топ-команду.
Чем вас удивил Фабио Капелло?
Не ожидал, что он так наладит дисциплину. Капелло – человек с характером, авторитет.
Сергей Игнашевич сказал по-другому: «Капелло очень тонко чувствует игру. Ни один тренер, с которым я работал до этого, не управлял игрой так ловко, исходя из происходящих на поле событий». Приведите хотя бы один пример такой ловкости во время матча.
Капелло знает и чувствует, кого и когда нужно заменить. Я ощутил это на себе еще в прошлом году. Допустим, Витя Файзулин выходил в стартовом составе: почему-то нередко случалось, что в начале второго тайма его менял я. Или заменил в домашнем матче с Израилем (3:1) Игоря Денисова и того же Файзулина. Выпустили меня с Аланом Дзагоевым, после чего команда забила один, второй, а потом и третий гол.
При этом у сборной в минувшем отборочном цикле не получалось добывать очки, проигрывая по ходу встречи. Достаточно вспомнить гостевые матчи с Северной Ирландией (0:1) и Португалией (0:1).
Не все так просто, ведь мы играли на выезде против хороших команд. С португальцами после пропущенного гола были неплохие шансы забить, и у меня в том числе. Североирландцы переиграли нас психологически: по ощущениям, мы тогда недонастроились.
Давайте поговорим о футболе российском. Сергей Галицкий убежден, что появление в премьер-лиге сразу четырех новых команд – это плохо. Основная причина: у новичков проблемы со стадионами. Разделяете мнение владельца «Краснодара»?
Галицкого можно понять. С другой стороны, все закономерно: в премьер-лигу вышли сильнейшие. Стадионный вопрос отмечу как большой плюс для российского футбола: так руководители клубов, городов и областей начнут заботиться о своих командах, реконструировать и строить новые арены.
Насколько целесообразно расширять лигу до 18 команд?
Когда больше игр – уже интереснее, больше шансов проявить себя футболистам из других городов, особенно в преддверии чемпионата мира 2018 года. Думаю, и у тренерского штаба Капелло появится выбор – число кандидатов в национальную сборную должно возрасти.
Не посвященные во внутренние дела «Спартака» полагают, что команду подкосил уход Валерия Карпина. Его увольнение – основная причина провала в концовке сезона 2013/2014?
Это клубный провал – и футболистов, и тренеров, и руководства. Мы и сами не понимаем, в чем причина, из-за чего все это произошло – чехарда в команде и плохие результаты во второй части чемпионата.
Каким вы запомните Карпина?
Строгим тренером, ну и человеком, который привел меня в «Спартак».
Это правда, что футболисты обратились к Леониду Федуну с просьбой назначить иностранного тренера?
Я не знаю. Могу сказать, в чем на 100 процентов уверен: никто из российских футболистов к руководству не обращался. Говорить за всех не могу: мы не знаем языков, поэтому не можем спросить у других, общались ли они.
Карпин утверждает, что проблема внутри команды – это группировки, которые не ладят между собой.
В каждой команде у любого футболиста есть друзья, их может быть два, три, пять. И так в любом коллективе: одни дружат больше, другие – меньше. А слухи про два лагеря… я не думаю, что так и было.
Карпин рассказывал, что однажды зашел в раздевалку – а там драка стенка на стенку.
Это было до моего прихода в клуб. И что здесь такого? Абсолютно нормально: зато ребята сплотились, заиграли куда лучше. Это произошло два-три года назад в перерыве игры с «Тереком» (7 августа 2011 года; 4:2 – победа «Спартака». – Прим. БС). Все об этом знают.
Следите за тем, как оценивают вас журналисты, эксперты, ветераны футбола?
Прессу читаю, но оценивать и ставить на поле меня должен тренер. Если слушать всех экспертов, то у меня закипит голова, и я не буду играть в футбол.
Вы верите, что продвигаемая система видеоповторов – благо для современного футбола?
С одной стороны: ты забиваешь, гол не засчитывают – и нужен повтор. С другой: забивают тебе, гол отменяют – и тут повтор нежелателен в принципе. Все это – прелести футбола, зачем их искоренять? Я думаю, не стоит давать возможность судьям просматривать видеозапись спорных моментов. В противном случае футбол как игра потеряет свой темп, еще хуже – дух.
Ваш короткий отпуск прошел в родном Миллерове, где вы построили свой стадион…
Суетился, конечно, в основном я: для меня это была непростая головоломка. Но и не совсем в одиночку: Ольга Смородская подарила искусственный газон, Джеван Челоянц, акционер «Спартака», выделил деньги на возведение трибуны, РФПЛ по дешевке продала кресла из уже реконструированных «Лужников». Вот так всем миром построили стадион. Конечно, стоимость земли, дренажной системы, транспортных перевозок я оплатил из собственных средств. Старался во все вникать: процессом руководил по телефону, а когда приезжал в Миллерово на выходные – наблюдал за строительством лично.
Кто и каким образом будет осуществлять контроль за площадкой?
Родители, которые, можно сказать, живут на этом стадионе. После открытия многие дети уже потянулись на тренировки. Я хочу, чтобы в школе под руководством 3–4 тренеров могли заниматься совсем маленькие, неиспорченные ребята в возрасте 6–8 лет, которым интересен футбол. Сейчас каникулы, набор начнется в сентябре.
Уже прикидывали, во сколько обойдется содержание комплекса со всеми удобствами?
Поле-то я построил, но хотелось бы создать и взрослую команду для выступлений в областном чемпионате, где смогут играть свои, «доморощенные» футболисты. Уже думали о привлечении спонсоров. В Миллерове есть большие заводы – с ними и хотелось бы наладить связь.
Куда еще вы готовы вкладывать средства ради воплощения собственных идей?
Об этом пока не задумывался. Есть ряд действующих футболистов, которые вкладывают в бизнес, но прогорают. Занимаешься бизнесом – в футбол не играй. Я считаю, одно другому мешает, ведь любым важным делом нужно по-настоящему жить.
______________________________
Volkswagen Touareg – выбор сборной России
В рамках партнерства со сборной России по футболу марка Volkswagen организует специальные мероприятия совместно с РФС, а также предоставляет автомобили для передвижения тренерского состава и игроков. Полузащитник Денис Глушаков уже протестировал Volkswagen Touareg на московских трассах и остался доволен автомобилем. А главный тренер отечественной сборной Фабио Капелло предпочитает путешествовать на Touareg не только по российским дорогам, но и у себя на родине, в Италии.