Отметившая 90-летний юбилей легендарная гонка на выносливость «24 часа Ле-Мана» по традиции собрала более 200 тысяч зрителей и завершилась предсказуемым триумфом Audi. Представители этой команды одержали четвертую победу кряду, а пилот Том Кристенсен стал чемпионом в рекордный девятый раз. Соревнование прошло в экстремальных погодных условиях и было омрачено гибелью Аллана Симонсена, разбившегося уже на третьем круге после старта гонки.
Впервые состоявшийся в 1923 году знаменитый ежегодный автомарафон прерывался дважды: в 1936‑м – из-за забастовки рабочих, а в период с 1940‑го по 1948‑й – из-за Второй мировой войны и вызванных ею экономических проблем. Так что нынешняя гонка стала не юбилейной, а 81‑й по счету. Однако от этого ничуть не менее интересной.
Трагедия на старте
На старт одновременно вышли 56 автомобилей, разделенные на четыре класса в зависимости от своих технических характеристик. В самом престижном из них – LMP1 – ожидалась борьба между двумя заводскими командами – Audi и Toyota. После ухода из гонок на выносливость Peugeot именно возвратившаяся в них японская «конюшня» позиционируется как основной соперник фаворита из Германии. Правда, год назад серьезной борьбы не получилось: сказалось вызванное перерывом в выступлениях отсутствие опыта у азиатской команды. Сейчас же он появился, равно как и интрига: с первых кругов Toyota Энтони Дэвидсона навязала борьбу немецким гибридам. Правда, вскоре на трассу выехал пейс-кар: в высокоскоростном повороте Tertre Rouge не справился с управлением пилот выступавшего в классе LMGTE Am автомобиля Aston Martin Аллан Симонсен. Машина датчанина разбилась, врезавшись в ограждение. Травмированный гонщик был доставлен в госпиталь, где и скончался. Эта авария стала на «24 часах Ле-Мана» первой со смертельным исходом с 1997 года. В связи с тем что значительная часть гонки прошла под проливным дождем, инцидентов на трассе было немало, и в общей сложности более пяти часов пилотам пришлось двигаться на безопасной скорости вслед за пейс-карами.
Девятикратный Том
Экстремальные условия не помешали трем оснащенным электроприводом передней оси болидам Audi R18 e-tron quattro оставить позади японских конкурентов и наращивать преимущество. Лидерство захватили победители двух предыдущих автомарафонов в Ле-Мане Андре Лоттерер, Марсель Фесслер и Бенуа Трелюйе. Однако в третий раз оказаться на подиуме им было не суждено: в машине сломался генератор, замена которого заняла слишком много времени. Отыграть данную соперникам фору звездный экипаж не смог.
Машина еще одного фаворита – под управлением Оливера Джарвиса – столкнулась на трассе с другим автомобилем, после чего у нее произошел прокол шины. Британец добрался-таки до боксов, однако за этот период лидеры успели оторваться на два круга. Героическими усилиями Джарвис с партнерами по команде сократили отставание, а в конце гонки смогли обойти второй экипаж Toyota и взойти на подиум.
А вот у Тома Кристенсена и его коллег Алана Макниша и Лоика Дюваля проблем на трассе не возникло. Болид работал безупречно, а пилоты – безошибочно. Легендарный датчанин уверенно одержал свою рекордную девятую победу в автомарафоне, более чем на круг опередив ближайших преследователей. «Эта победа очень важна для меня. Недавно мой отец скончался от рака. Незадолго до смерти он сказал мне, что в нынешнем году выиграю “24 часа Ле-Мана”. Именно он привил мне страсть к автоспорту, о папе я часто думал по ходу гонки. Однако он может подождать. Эту викторию хочу посвятить Алану Симонсену, моему другу и соотечественнику», – заявил Том Кристенсен, принимая поздравления со своим девятым триумфом в автомарафоне. В свою очередь, глава Audi Motorsport Вольфганг Ульрих поблагодарил всех причастных к успеху коллег: «Мы знали, что это будет сложная гонка не только ввиду нормативных требований. Как и ожидалось, Toyota оказалась очень сильным соперником, но наш Audi R18 e-tron quattro превзошел все ожидания. Я благодарен команде, которая много и усердно работала на протяжении нескольких месяцев, чтобы сделать эту победу возможной».
«24 часа Ле-Мана». Результаты
1. Audi Sport Team Joest (Том Кристенсен, Аллан Макниш, Лоик Дюваль), автомобиль Audi R18 e-tron quattro – 348 кругов
2. Toyota Racing (Энтони Дэвидсон, Себастьян Буэми, Стефан Сарразен), Toyota TS030 Hybrid – 347 кругов
3. Audi Sport Team Joest (Марк Жене, Лукас ди Грасси, Оливер Джарвис), Audi R18 e-tron quattro – 347 кругов
7. OAK Racing (Бертран Багетт, Мартин Плоуман, Рикардо Гонсалес), Morgan LMP2, победитель в классе LMP2 – 329 кругов
15. Porsche AG Team Manthey (Марк Либ, Ричард, Литц, Ромэн Дюма), Porsche 911 RSR, победитель в классе LMGTE Pro – 315 кругов
25. IMSA Performance Matmut (Раймон Нарак, Жан-Карл Верне, Кристоф Бурре), Porsche 911 GT3 RSR. Победитель в классе LMGTE Am – 306 кругов
Бак с секретом
Принимал поздравления с успехом и Роман Русинов, совместно с Джоном Мартином и Майком Конвэем занявший третье место в классе LMP2. Причем выступал пилот не за иностранную «конюшню», а в составе российской команды G-Drive Racing, пусть и использовавшей в качестве базы британскую Delta–ADR.
Правда, радость от первого в истории российского подиума на «24 часах Ле-Мана» оказалась недолгой: через четыре дня после окончания гонки организаторы заявили об аннулировании результата экипажа Русинова по причине того, что размеры топливного бака автомобиля превышают разрешенные для класса 75 литров. Сам Роман уверен, что команда не нарушала правил. «Как и все другие команды, G-Drive Racing, прошла предстартовый контроль и была допущена к участию в гонке. Все технические параметры нашего болида были в соответствии с регламентом, в том числе и объем топливного бака, который составил 74,4 литра. В результате проверки, проведенной техническим делегатом соревнований через день после окончания гонки, было выявлено, что объем топливного бака нашего автомобиля оказался больше, чем положено по регламенту, на 0,4 литра. В ходе 24-часовой гонки бак деформируется, именно поэтому на финише в Ле-Мане его объем превысил допустимые 75 литров. Я думаю, что при проверке других болидов, если бы таковая была проведена, мы увидели бы ту же картину, так как все используем одинаковые топливные баки. В связи с этим непонятно, почему санкции были применены только к нашему экипажу. К производству бака команда не имеет никакого отношения. По ходу марафона мы ни разу не заливали в него больше 73 литров – все данные мы готовы предоставить Международной автомобильной федерации (FIA). Более того, наш экипаж по ходу гонки совершил больше всех пит-стопов в своем классе, это является подтверждением факта, что мы не пытались и не могли получить неспортивного преимущества», – отметил Русинов в присланном в редакцию «Большого спорта» заявлении. Апелляция российской команды принята, и до ее рассмотрения результаты гонки считаются предварительными.
От Бразилии до Бахрейна
Следующие «24 часа Ле-Мана» состоятся 14–15 июня 2014 года, однако интересующиеся гонками на выносливость болельщики уже в ближайшие месяцы смогут понаблюдать за несколькими увлекательными событиями. Суточная гонка во Франции является одним из этапов чемпионата мира. В нем уверенно лидирует команда Audi, а экипажи Тома Кристенсена и Андре Лоттерера занимают первое и второе места в зачете LMP1. Правда, борьба еще не закончена: впереди пять из восьми этапов, во время каждого из которых пройдут шестичасовые гонки. Ближайшая – 1 сентября в Бразилии, затем участники первенства отправятся в США, Японию, Китай и Бахрейн, где 30 ноября завершится соревнование. Впрочем, чтобы воочию увидеть выигравший две последние гонки «24 часа Ле-Мана» Audi R18 e-tron quattro, российским болельщикам необязательно отправляться в дальний путь: автомобиль экспонируется на проходящей в московском ГУМе с 8 по 31 июля выставке Audi Motorsport.