Анатолий Орлецкий знает о спортивных травмах почти все. Профессор, доктор медицинских наук, и. о. заведующего отделением спортивной и балетной травмы Центрального института травматологии и ортопедии (ЦИТО), он уже несколько лет консультирует Олимпийский комитет России. О том, какие виды спорта являются наиболее травматичными и как нивелировать негативные воздействия тренировок на тело человека, профессор Орлецкий рассказывает в интервью журналу BOLSHOI sport.
На протяжении четырех Олимпиад – двух летних и двух зимних – вы были главным хирургом российской олимпийской сборной. В каких видах спорта жизнь и здоровье спортсмена подвергаются наибольшему риску?
В летних видах спорта, пожалуй, наиболее травматичны футбол, бокс, баскетбол, силовые единоборства. В зимних – горные лыжи, хоккей, фигурное катание.
Вам случалось проводить операции прямо во время соревнований?
Нет. Любое крупное спортивное мероприятие курируют определенные клиники, которые получают лицензию на непосредственное оперативное вмешательство. По страховым и прочим договорам мы не имеем права оперировать во время соревнований, поэтому при возникновении чрезвычайной ситуации, как правило, отправляем спортсмена в Россию и уже там делаем ему операцию. Когда же требуется немедленное хирургическое вмешательство, операции проводятся в соответствующих клиниках. Такие случаи связаны с ургентными, срочными, травмами – теми, которые угрожают жизни человека в данный момент. Это главным образом повреждения сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Часто ли случаются такие травмы?
Нет, это бывает крайне редко.
Большой спорт – это ежедневные нагрузки и непомерные тренировки. Насколько этот процесс разрушителен для человеческого тела?
«Разрушителен» – наверное, слишком сильное слово. Избыточные нагрузки на опорно-двигательный аппарат действительно способствуют тому, что в несколько большей степени прогрессирует явление деформирующего артроза. Но хорошие профессионалы могут нивелировать негативные последствия занятий спортом благодаря тому, что вырабатывают определенный жизненный ритм. Здоровый образ жизни, соблюдение режима способствуют реабилитации спортсмена после соревнований, помогают ему отдохнуть и максимально восстановить силы. Кроме того, используются дополнительные лечебные процедуры, разрешенные препараты, которые уменьшают вред, причиняемый мышцам, костям и тканям. Что же касается непосредственного воздействия на суставы, мышцы и сухожилия во время тренировок и состязаний, то это очень сложный вопрос. Когда возникает большая перегрузка, накапливаются повреждения и наступает утомление, – в этот момент и случается травма.
Правы ли те, кто считает неоправданным тот риск, которому подвергают себя спортсмены?
Я бы так не сказал. Кто-то идет в горы, кто-то спускается под воду – предела совершенству нет, и очень сложно запретить человеку делать что-то, если он желает превзойти самого себя. Спорт – это красота тела и сила духа, и они достигаются неимоверным трудом. То, что доставляет громадное удовольствие и завоевывается с такими усилиями, заслуживает всяческого уважения. Говорить, что большой спорт – убийство собственного здоровья, чересчур категорично. Я с этим не согласен.
В СССР занятия физкультурой были массовым явлением. Сегодня же в моде фитнес. Как вы относитесь к такой замене?
Весьма положительно. Это движение вперед. Современный образ жизни предполагает невиданную ранее адинамию, и в этом смысле достижения цивилизации не очень хорошо влияют на человеческое тело. Поэтому все, что связано с движением – будь то в бассейне, на улице, в лесу, – я только приветствую. Оторваться от телевизора – между прочим, тоже своего рода подвиг, пусть и маленький.
В начале июня в Москве состоялась международная выставка «Медицина в спорте и отдыхе». В ее рамках была проведена научная конференция «Спортивная травматология». Какие проблемы там обсуждались?
Первая проблема – это тяжелые травмы и минимально инвазивные методы операции, то есть самые нетравматичные методики, которые способствуют более быстрому восстановлению спортсмена. Малоинвазивная хирургия связана с использованием небольших разрезов даже при тяжелой травме и с применением различных протезов. В этом смысле ситуация в травматологии практически не меняется на протяжении последних 10–15 лет.
В качестве второй большой темы на конференции поднималась проблема послеоперационной реабилитации – консервативного и восстановительного лечения. Ведь врач должен не просто поставить спортсмена на ноги, но и вывести его на прежний уровень, иначе в лечении нет никакого смысла. В этом и заключается основная сложность спортивной травматологии. Здоровье обыкновенного человека, даже пережившего очень серьезные травмы, легко восстановить – ему не придется подвергать свое тело тяжелейшим нагрузкам. А спортсмену-профессионалу нужно вернуть прежнюю физическую форму. Поэтому и требования к спортивному хирургу совсем иные. Если наш пациент не станет потом чемпионом, наш труд сочтут неудовлетворительным.