«Такое впечатление, что к подошвам моих спортивных туфель кто-то приделал маленькие крылья», – как-то признался легендарный Майкл Джордан. Столь поэтическую ассоциацию у «Короля воздуха» вызывали его кроссовки Air Jordan, спроектированные Nike специально для прославленного баскетболиста. И эта обувь действительно имела все основания называться «крылатой». Оснащенные воздушными капсулами и учитывающие особенности игры боковых нападающих, приземляющихся с большой нагрузкой на стопу, Air Jordan представляли собой супертехнологичное творение.
Сегодня производство кроссовок – процесс не менее сложный и дорогостоящий, чем создание «формульного» болида. Над сотворением идеального спортивного ботинка вот уже несколько десятилетий бьется самая передовая научная мысль, прибегающая к самым совершенным технологиям, а спонсорские контракты на рекламу кроссовок давно уже исчисляются многомиллиардными суммами.
Древние греки, первыми претворившие в жизнь идею спортивного состязания, были первопроходцами и в вопросах спортивной обуви. Именно античные олимпионики обратили внимание на то, что в сандалиях им удается бегать намного быстрее, чем босиком. Любопытно, что древнегреческая беговая обувь существенно отличалась от повседневной и, по сути, в ней использовались те же «технические решения», что и в современных кроссовках. Древние эллины, так же как и нынешние производители спортивной обуви, стремились, чтобы подметка беговых сандалий максимально плотно прилегала к подошве ноги, увеличивая таким образом ее сцепление с землей. Правда, в V–IV веках до нашей эры достичь такого эффекта было весьма непросто: ремни, которыми сандалии приматывались к ноге, постоянно рвались. И снять эту проблему грекам никак не удавалось.
Революцию в технологии изготовления спортивных сандалий совершили этруски, создатели первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове. Они первыми догадались крепить ремни к подошве с помощью бронзовых клепок, благодаря чему срок службы сандалий возрастал в несколько раз. Это этрусское ноу-хау позаимствовали римляне и в ходе своих завоевательных походов сделали его достоянием всей Западной Европы.
После того как в 394 году римский император Феодосий I объявил Олимпийские игры «языческим пережитком» и строжайше запретил их проведение, Запад надолго забыл о массовых спортивных состязаниях. И лишь спустя 14 столетий атлетизм и спорт вновь стали частью повседневной европейской культуры.
В начале XIX века тапочки для бега и игры в теннис делали из кожи, но, намокая, они растягивались и оказывались совершенно непригодными. Все изменилось в 1832 году, когда англичанин Уэйт Уэбстер запатентовал технологию, позволяющую прикрепить к кожаному верху резиновую подошву. В 1860 году по этой технологии были созданы прародители современных кед – тапочки для крокета, которые благодаря своему бесшумному ходу сразу полюбились ворам-домушникам и потому были названы sneakers (от английского sneak – красться). Кстати, в Северной Америке «сникерсами» до сих пор называют не только кеды, но и кроссовки.
В 1852 году были изобретены беговые тапочки с шипами, а спустя 42 года, в 1894-м, когда в Париже по инициативе барона Пьера де Кубертена прошел Международный спортивный конгресс, одобривший возобновление Олимпийских игр, в каталоге компании Spaulding были представлены уже три вида «шиповок». Они шились из кожи кенгуру и стоили 6 долларов (по тем временам сумма весьма значительная, если учитывать, что среднестатическая семья из четырех человек жила тогда на 11 долларов в неделю). Но уже на пороге великой спортивной эры было понятно, как важна для спортсмена правильная экипировка, и производители, не стесняясь, начали устанавливать на нее высокие цены.
Но годом рождения спортивных туфель в их современной версии принято считать 1907-й, когда специалисты компании J.W. Foster and Sons Limited придумали пришивать к верху тапочка кожаную полоску, – так чтобы она образовывала «воротник». Эта технология позволила существенно уменьшить растяжение кожаной обуви. Кстати, в 1958 году внуки основателя J.W. Foster and Sons Limited – Джефри и Джозеф Фостер – бросили семейный бизнес и учредили свою компанию, назвав ее в честь африканской антилопы Reebok.
Вслед за британской J.W. Foster and Sons Limited революцию в производстве спортивной обуви продолжила американская компания U.S. Rubber, выпустив в свет в 1916 году матерчатые тапочки на резиновой подошве под торговой маркой Ked (что на языке одного из индейских племен Северной Америки означало «след»). Впоследствии название этого бренда стало широко употребляться для обозначения этого вида спортивной обуви. Любопытно, что ее дизайн за прошедшие 90 лет почти не изменился. Хороший пример тому – китайские кеды «Два мяча», вызывающие в памяти советское школьное детство 1970 – 1980-х годов. Их внешний вид почти не отличим и от образцов столетней давности.
В 1917-м главный сегодняшний конкурент Ked – компания Converse – выпустила в свет тапочки для баскетбола All Stars. Правда, в начале века «кеды» и «конверсы» не конкурировали – в первых играли в теннис, а во вторых – в баскетбол.
Но очень скоро мирное перераспределение сфер влияния на рынке спортивной обуви было нарушено, и планета вступила в эру великого противостояния брендов. Одну из основополагающих ролей в этом процессе сыграл основатель Adidas Адольф Дасслер.
Свои первые спортивные тапочки Адольф Дасслер сшил в 1920 году на кухне в доме своей матери в родном городке Герцогенаурах, куда он возвратился после окончания Первой мировой войны. В 1924 году он решился открыть собственное дело, и уже на амстердамской Олимпиаде-1928 в его обуви выступало несколько спортсменов немецкой сборной.
Но главными Играми в жизни Ади стала Берлинская Олимпиада 1936 года, во время которой американец Джесси Оуэнс, обутый в кроссовки от Дасслера, установил сразу три олимпийских и один мировой рекорд, став первым в истории четырехкратным олимпийским чемпионом по легкой атлетике. Впрочем, не только спортивные победы Оуэнса способствовали всемирному признанию продукции Ади Дасслера, но и шумиха, поднятая Адольфом Гитлером вокруг рекордов чернокожего атлета. Как бы там ни было, но 1936 год стал рубежным не только в жизни Ади Дасслера, но и всей спортивной индустрии.
После окончания Второй мировой войны будущий основатель Adidas продолжил шить спортивную обувь, пытаясь найти в разоренной Германии дешевые и доступные материалы. В результате он остановился на ткани, из которой были сшиты армейские палатки, и резиновых стенках списанных автомобильных баков. В 1947-м вместе с братом Рудольфом он основал компанию Adidas, но уже через год их пути разошлись, брат покинул предприятие и учредил собственную фирму, назвав ее Puma.
Три кожаные полоски Дасслер впервые пришил на свое изделие в 1949 году, и тогда это было сделано не с маркетинговыми, а сугубо практическими целями: чтобы усилить поддержку стопы. Однако уже через несколько лет именно эти три полоски стали главным козырем Adidas в затеянной им великой войне спортивных брендов.
Считается, что серьезная борьба спортивных производителей за места на пьедесталах мировых соревнований началась после того, как в 1968 году телевидение впервые показало Олимпийские игры, проводившиеся тогда в Мехико. Однако флагманы спортивной индустрии начали наносить друг другу удары исподтишка гораздо раньше. Так, уже в 1956 году на Олимпиаде в Мельбурне сотрудники Adidas попались на взятке, которую они предлагали спортсменам за то, чтобы те выступили на соревнованиях именно в их кроссовках. После этого большой спорт захлестнула волна скандалов с участием известных легкоатлетов и крупных производителей спортивной обуви.
Однако со временем маркетологи отшлифовали свои технологии и перестали действовать «в лоб». Кроссовки и спортивная форма раздавались бесплатно, а все договоренности со спортсменами о тщательно продуманных рекламных шагах заключались за закрытыми дверями. Возможно, идею о том, что достаточно надеть на чемпиона кроссовки своего бренда, а дальше они навсегда сольются с его имиджем и получат долю его харизмы, производителям спортивной экипировки подсказал американский легкоатлет Томми Смит, выигравший на Олимпиаде в Мехико золотую медаль. Фотография этого чернокожего бегуна, стоящего на пьедестале почета с поднятой рукой (жест приветствия, принятый в радикальном политическом движении Black Power) и в кроссовках Puma Suedes, обошла тогда все мировые газеты.
В 1973 году чемпион США на дистанции 5000 метров Стив Префонтейн стал первым легкоатлетом, подписавшим эксклюзивный спонсорский контракт с недавно появившимся брендом Nike. Через пять лет, в 1978-м, такой же контракт с Nike заключил и знаменитый американский теннисист Джон Макенрой. Обладатель 10 титулов «Большого шлема», он был интересен Nike не только благодаря своим спортивным заслугам. Были учтены и взрывной темперамент, и его эксцентричные выходки на корте, которые, по мнению руководства компании, должны были привлечь внимание публики ко всему, что связано с его именем, в том числе и к кроссовкам.
В 1984 году Nike подписала еще один эпохальный контракт – 2,5-миллионую сделку с Майклом Джорданом. На несколько лет легендарный баскетболист, по сути, превратился в ходячую рекламу черно-синих кроссовок Air Jordan, а суммы с шестью нулями стали привычными для кроссовочных контрактов.
В производстве спортивной обуви технологическая революция произошла в 1970-х и была связана с появлением этиленвинилацетата – полимера, в структуру которого включены пузырьки воздуха. Этот материал, используемый для изготовления подошвы, помог существенно уменьшить ударные нагрузки на ноги спортсменов при соприкосновении с землей.
Следующей вехой стало создание в 1979 году кроссовок Air Nike с воздушными капсулами в пяточной части подошвы. С тех пор все крупнейшие производители спортивной обуви так или иначе стараются «прокачать» свою продукцию. Со временем, кроме воздуха, в кроссовки стали закачивать менее подвижные гели, однако принцип этой технологии остался прежним, – сделать подошву более упругой.
Что касается материалов, из которых сегодня делают кроссовки, то они постоянно совершенствуются и заимствуются из самых разных областей, в том числе из космической индустрии. Так, например, из американской программы пилотируемых лунных экспедиций Apollo в большой спорт была перенесена технология, позволяющая эффективно проветривать спортивный ботинок и предотвращать скопление влаги под ступней атлета. Из лабораторий по конструированию скафандров пришли термопластики, которые принимают определенную форму в условиях высоких температур, а потом сохраняют ее. Термопластики используют в спортивной обуви для придания внутренней поверхности индивидуальной формы, соответствующей особенностям ноги спортсмена. Правда, в последнее время ученые выступают против «прокачанных» кроссовок. По их мнению, идеальная форма и суперупругая подошва изменяют сложившуюся за миллионы лет биомеханику движения человека, и пока неизвестно, к каким последствиям для спорта и человечества в целом это может привести.