Всегда хочу побеждать. Раиса Мусина – об игре в лучшем клубе Европы, лидерстве в сборной и вегетарианстве

№3(139)_2020
Текст: Андрей Супранович Фото: Платон Шиликов
Она могла стать вторым российским игроком в женской NBA, но в планы постоянно вмешивался форс-мажор. Как лидер сборной России по баскетболу Раиса Мусина переживает эту несправедливость, чем занималась во время пандемии коронавируса и почему и почему ушла из лучшего клуба России, она рассказала в интервью «Большому спорту».


Как проходил ваш карантин?
Баскетбольный сезон в Екатеринбурге закончился в середине марта, и поначалу я оставалась там, а затем поехала к семье в Подмосковье. Она у меня большая: я пятый ребенок, у меня уже восемь племянников, и мы все живем по-соседству. Это очень весело: играем, танцуем, тренируемся. Баскетбольное кольцо тоже есть – мой брат построил его прямо на огороде, и весь поселок этому удивлялся.

В клубе вам давали рекомендации, как тренироваться?
Нет, мы же не первый раз остаемся сами по себе – самостоятельно готовимся и к сезону, и к сборам. Тренируемся и в отпуске. Профессионалы прекрасно знают, что нужно делать, чтобы оставаться в форме. Да и в интернете полно разных упражнений, кардиотренировок.

В том числе и в формате челленджей. Вы участвовали в некоторых из них и даже побили рекорд Александра Овечкина!
За Овечкиным повторять – престижно, очень хотелось это сделать. Но у меня еще много других видео, причем некоторые попали в телеподборки «Спортсмены на карантине» – болельщики часто писали об этом в Direct в соцсетях. Рада, что им понравилось.

Во время карантина вы организовали в Instagram баттл «Спортсмены могут», гостями которого были, например, Кристиан Нобоа и Рафаэль Батыршин. Как вам пришла в голову идея проекта?
Мы придумали его с братом и его женой на кухне. Обсуждали, что во время пандемии любители спорта страдают не только потому, что нет матчей, но и оттого, что не могут видеть своих кумиров – тех, кто их мотивирует на занятия спортом. Да и самим спортсменам от этого не весело. И чтобы поддержать обе стороны, я проводила баттлы – не обычные интервью в Instagram, а более активный, телевизионный формат. Вдохновлялась, например, проектом «Импровизация» на ТНТ.

Как выбирали героев?
Вначале просто спрашивала тех, с кем лично знакома. Многие отказывались, ведь не всем нравятся такие активности в социальных сетях и не каждый готов участвовать в баттле. Потом помогали знакомые. Ну и сарафанное радио. ФК «Сочи», к примеру, понравилась идея, и они помогли с контактами игроков – со мной играли Саша Карапетян и Крис Нобоа. Крис хорошо говорит по-русски. Мне кажется, то, что он иностранец, только придало шарма баттлу. Надеюсь, моя задумка удалась и наши болельщики узнали обо мне и гостях чуть больше и посмеялись вместе с нами.  

Если бы не коронавирус, вы могли бы уже играть в WNBA – в этом году вас туда позвали во второй раз. Обидно, что планы опять спутаны?
Я до последнего буду верить, что поехать в США получится. Конечно, понимаю, что я не такой хороший игрок, как до карантина – игровые связи надо налаживать, вспоминать, как играть против настоящей команды. Но у всех такая же проблема. Ближайший сезон WNBA пройдет в закрытом режиме во Флориде, и многие спортсмены уже отказались туда приезжать, а это значит, что в командах вновь появятся вакантные места. 

В женском баскетболе сложилась уникальная ситуация – лучшие игроки мира могут в один и тот же сезон играть и в WNBA, и в Европе. Это странно, не находите?
Мне кажется, что это, наоборот, круто. Всегда хочется выступать на самом высоком уровне, а если есть такая возможность – почему бы и нет? Мы хотим играть круг­лый год.

Если еще выступать и в сборной, то можно надорваться. Не боитесь выхолащивания?
Мне сложно судить – пока не попробовала. Я молодая, сил много, почему нет? Но да, я вижу по другим баскетболисткам, что они устают. Отпуск – всего неделю на Новый год и две недели летом. Поэтому игроки стараются брать паузу, а не работать в подобном темпе всю карьеру.  

А отличия в стилях между Европой и США не пугают?
Придется перестраиваться, но я хочу попробовать что-то новое. В WNBA играют в очень быстрый и зрелищный баскетбол: без длинных взаимодействий, на скорости, с красивыми решениями. К тому же там есть правило «оборонительные три секунды» – нельзя находиться в своей краске, если ты не противостоишь сопернику. Это сильно меняет игру и структуру обороны.

Ваша лучшая подруга Мария Вадеева – единственная россиянка в WNBA. Она вам много рассказывает про местные реалии?
Нет, мы почти об этом не разговариваем. Я сама езжу каждый год в США, хожу на матчи Маши и других моих подруг и все подмечаю. Я же профессионал.  

Ваша сестра тоже играла в США, а затем позвала вас к себе в Польшу.
Да, Лера уехала туда в 16-летнем возрасте, шесть лет училась там в университете и играла за него. А вскоре после возвращения отправилась в польский Polkowice. А у меня как раз в то время начались проблемы в клубе, и я думала, где продолжить карьеру. Надо сказать, что и мой папа, и я сама всегда мечтали, чтобы две сестры сыграли за одну команду. И вдруг все сложилось – Польша, Евролига, сестра. Надеюсь, мои племянницы скоро подрастут и тоже смогут оказаться со мной на площадке. Они уже высокие, как и все в моей семье.

Ваш брат Леонид тоже высокий – под два метра. Он когда-то был вратарем молодежной сборной Украины по футболу. А где он сейчас?
Он закончил карьеру. Сейчас работает в «Спартаке» тренером.

УГМК – лучший клуб Европы, но в нем вы сидели на скамейке, тогда как в любом другом могли быть лидером. Анна Архипова-фон Калманович, генеральный директор вашего бывшего клуба «Спарта&К», даже считает, что вы регрессируете в Екатеринбурге.
Три года в УГМК в любом случае дали мне очень многое. Ведь баскетболу учишься не только на площадке, но и за ее пределами. Я каждый день тренировалась с лучшими баскетболистами мира, сражалась с ними за место в составе. Игроки других команд выступают с ними два раза в сезон, я же – каждый день. Заодно подтягиваю английский, изучаю чужую культуру.

Когда и в какой момент решился вопрос об уходе из УГМК? Чья была иници­атива?
У меня закончился контракт, и я сразу получила предложение из «Динамо». В Курске хорошая команда, играющая в Евролиге. Мне понравилось, что состав молодой и амбициозный, так что я решила, что получу хороший опыт. Опять же, рассчитываю на большее время на площадке, в том числе и в ответственные моменты игры.

Часто в финалах еврокубков встречаются две российские команды. Это не странно?
Немного. Например, в начале минувшего сезона УГМК играл в Суперкубке против оренбургской «Надежды». А потом встретились с ней в Кубке России, в чемпионате, еще в одну группу Евролиги попали. Так много матчей! Ходили и шутили с соперницами, что очень устали друг от друга.

Многие спортсмены говорят, что тяжело примерять роль лидера в сборной, если в клубе находишься на вторых ролях. Как у вас?
Мне кажется, у всех все по-разному. Я всегда хочу побеждать и делаю все для этого. Самое главное – самоотдача, и неважно, играешь ты две, пять или сорок минут.

Вместе с УГМК вы выиграли две Евролиги. Это главные победы в жизни?
Они, безусловно, важные, но главная победа – это все же чемпионат мира (U19) в 2017 году. Мы тогда обыграли американок, что редко кому удается в баскетбольном мире. Это была первая победа сборной России времен суверенитета. Причем мы с Машей Вадеевой и Викой Завьяловой проиграли этим же американкам в 2015-м, поэтому очень хотели реванша. Рада, что показали, что в нашей стране подросло поколение, готовое заявить о себе.

У вас получилось заявить о себе на прошлогоднем чемпионате Европы? Вы дошли до четвертьфинала, но на Олимпиаду не отобрались…
Мы много проигрывали, но боролись в каждом матче до конца, за это не стыдно. Результат скорее неутешительный, ведь мы ставили задачу отобраться в Токио. Немного обидно об этом вспоминать. Но, думаю, у нас будут еще шансы – сборная же молодая.

На этом Евробаскете сборная обошлась без натурализованной американки в составе, хотя у большинства команд они есть. Это хорошо или плохо?
Если игрок классный и помогает сборной, то, конечно, пусть играет. А если он не сильнее своих – то зачем? Главное, чтобы все друг друга хорошо понимали, была командная химия, а национальность уже не так важна. 

Ваш Instagram был похож на типичную страничку спортсменки, но в последнее время резко выросло количество фотографий в вечерних нарядах, много разного просто из жизни. Почему такая перемена?
Наверное, на меня немного повлияла сестра, которая сейчас работает в модной индустрии. Мне кажется, таких фотографий могло быть и больше, я просто себя сдерживаю. Всегда любила красиво одеваться, наряжаюсь, когда иду на игру. Каждый матч – как праздник. Мне нравится процесс выбора одежды, когда люди красиво одеваются, пристально слежу за модой. Хочется напоминать, что мы красивые и женственные, а не грубые или агрессивные, как порой выглядим на площадке. Надеюсь, что болельщикам приятно на нас смотреть.

У вас есть пример для подражания, икона стиля, на которую вы ориентируетесь?
Нет, не могу сказать. Я просто выражаю свой внутренний мир при помощи одежды, выбора цветов, а не слепо копирую кого-то.

С удивлением узнал, что вы вегетарианка. Это немного странно для спортсмена.
Да, уже на протяжении как минимум трех лет. Причем не из-за каких-то убеждений, а просто потому, что не люблю мясо и молоко. Ем рыбу, иногда сыр, но в основном использую заменители молока, тофу. Но не делаю из этого культа – понимаю, что можно съесть кексик, в котором есть продукты животного происхождения. Это не страшно. Подружки меня иногда подначивают съесть яйцо или мороженое, но я не вижу в этом проблемы. Мне просто не нравится.

Что вам говорят врачи?
Когда я перестала есть мясо, то стала себя лучше чувствовать. Значит, это не мое, зачем его есть? Меня поначалу пытались заставлять, доказывали, что спортсмену нужен белок, но я вполне обхожусь другими источниками белка. Врачи в клубе советовали пить протеин, но я больше люблю бобы или тофу.