Это самая обычная история: талантливая девчонка не захотела сидеть много лет за спинами именитых коллег по команде и, получив заманчивое предложение, отправилась добывать путевку на Олимпиаду под другим флагом. Уже будучи гражданкой Азербайджана, саблистка Анна Башта стала чемпионкой Европы среди молодежи, но мечты о Токио разрушила пандемия коронавируса.
Ваш переход под знамена Азербайджана остался практически незамеченным – даже спортивные СМИ почти ничего не написали по этому поводу. Почему так, ведь вы были чемпионкой России среди юниоров и победительницей Универсиады?
К фехтованию не так много внимания, мы не настолько популярны. В основном шум был внутри коллектива.
Вам легко дали вольную? Как вы избежали двухлетнего карантина при смене спортивного гражданства?
Он не нужен, если Россия дает разрешение на переход. Его обсуждали несколько месяцев, но все решилось довольно быстро. Команде я рассказала, конечно, сразу, но не все оказались рады моему решению. Руководство же меня поддержало, они учитывали тот факт, что я останусь в России и буду спарринг-партнером для других сборниц. Да и в целом я и другие девчонки, сменившие спортивное гражданство, остаемся россиянками – а это значит, что на чемпионатах мира окажется больше представительниц России. Разве это не хорошо?
А чья была инициатива по смене гражданства?
Она шла со стороны Азербайджана. Я задавала много вопросов, уточняла, не грозит ли мне двухлетняя заморозка. Но помогли тесные контакты между двумя федерациями – Ильгар Мамедов, главный тренер сборной России, из Азербайджана. Он и принимал ключевые решения по переходу. Мне, конечно, было интересно попробовать – ведь в Азербайджане не нужно отбираться на чемпионаты мира и Европы, я попадаю туда автоматически. От страны могут поехать только четыре участника, поэтому в России очень большая внутренняя конкуренция. А так можно быть лидером команды (а не ждать, пока Яна Егорян и Софья Великая завершат карьеру), расслабиться и сконцентрироваться на успешном выступлении на чемпионате, а не тратить год на отбор на него.
Как много времени вы провели в Азербайджане?
Я впервые приехала в Баку только после того, как решилась подписать контракт. И в восторге от страны, ее столицы, она очень красивая, такой «Дубай на минималках». Месяц провела там, познакомилась с командой. Тренироваться в России не получалось – база на озере Круглом была занята, так что мы ездили по разным странам в поисках спаррингов. Это оказалось весьма интересно – те же итальянки редко приезжают в Россию на тренировки, а мне удалось с ними пофехтовать. Когда потом приехала на Круглое, то смогла дать много новой информации своим экс-сокомандницам.
18 апреля должен был состояться отбор на Олимпиаду. Когда вы узнали, что его не будет?
Это был мой «День X», он был обведен красным в календаре. Стало сильно не по себе, когда я узнала, что все сместили на год. Сначала отменили один турнир в Бельгии – у меня до сих пор стоит чемодан с вещами, который я на него собрала. Мы даже обрадовались тому, что недельку побудем дома и отдохнем, ведь олимпийский сезон очень тяжелый. Думали, что карантин быстро пройдет, в мае поедем на сборы. Но все затянулось, и это оказалось очень тяжело. Мы находились в постоянной готовности, что нам опять разрешат выезжать за границу.
«Мы» – это сборная Азербайджана?
Нет, я имею в виду всех фехтовальщиц. Мы все очень дружим, с европейками в том числе. В начале пандемии они нам рассказывали, как все серьезно, чтобы мы сидели дома и никуда не выходили. Тогда мы не верили, ведь у нас работали и тренажерные залы, и кафе, и рестораны.
Когда вы узнали об отмене Олимпиады, как изменился ваш тренировочный график?
Сначала мы все отсыпались. Потом тренировались, просто не на сборах, а самостоятельно – залы ведь были открыты. Когда их закрыли, мы перешли в Zoom. Активность очень была нужна. Потом и Zoom надоел – стало совсем невесело тренироваться. У нас командный вид спорта, тяжело заниматься в одиночку, без общения. Залы вновь открылись только в середине августа, и сейчас мы надеемся, что соревнования начнутся в ноябре.
Если бы Олимпиада состоялась, какой результат вас устроил?
Я бы хотела быть в тройке. Да, я еще достаточно молода и рассчитываю в основном на Игры в Париже. Но на Олимпиаде нет других мест, кроме призовых. Это на Кубке мира можно гордиться крутым, но проигранным боем. На главном старте важна только победа.
А как вы попали в фехтование?
Родители отвели, чтобы по улицам меньше ходила. Фехтование оказалось ближайшим кружком к дому, а тренировки бесплатные. Вообще я хотела быть каратисткой, но меня отговорили – сказали, что девочке со сломанным носом ходить некрасиво. А на фехтование пришла, думая, что иду к логопеду. Вообще мои родители делали ставку на учебу и не думали, что я останусь надолго и тем более перееду от них в Питер.
Теперь вы домом называете именно Санкт-Петербург?
Да, и даже бакинская роскошь не смогла затмить мою любовь к этому городу. Всегда очень скучаю, если долго не могу приехать. В Питере я нашла себя. Несмотря на то что здесь плохая погода и все серое, мне все равно он приносит удовольствие.
Кстати, почему вы именно саблистка, а не рапиристка? Как выбирали оружие?
Как и у многих, все решил случай. В Тольятти, где я родилась, была только сабля. Если в городе покрупнее есть выбор, то ребенку просто приносят саблю, рапиру и шпагу и предлагают выбрать то, которое больше нравится. Я знаю очень мало случаев, чтобы впоследствии оружие меняли – разве только в самые первые годы занятий.
БЛИЦ:
Если не фехтование, то?
Карате.
Главная победа?
Самая первая – юниорский чемпионат мира в команде. И Универсиада – я на ней была только четвертым номером в команде, но выиграла.
Великая или Егорян?
Великая.
Питер или Баку?
Питер!
Сериал?
«Сверхъестественное». На карантине было время посмотреть все 15 сезонов.