В 2020 году Toyota в России решила выйти на территорию профессионального автоспорта с собственным гоночным прототипом и пилотом – так появилась Toyota Gazoo Racing. Основой для постройки дрифт-кара стало компактное купе GR Supra. В измененном виде оно дебютирует в сезоне-2020 в Российской дрифт-серии (RDS GP). За рулем автомобиля выступит атлет Toyota Gazoo Racing двукратный вице-чемпион RDS Никита Шиков, который рассказал «Большому спорту» о жизни дрифт-пилота.
С чего начиналась ваша карьера в дрифте?
В 2007 году я купил свою первую Toyota Altezza, о которой мечтал с тех пор, как увидел дрифт-видео с ней в интернете. Мне всегда нравились раллийные гонки, эффектные заносы в фильмах с погонями, и я обожал японские автомобили. Когда узнал, что эти две страсти можно совместить, то сразу понял, что хочу делать. Так началась новая жизнь. После покупки Altezza я сразу стал принимать участие в соревнованиях. В самых простых, даже не парных. Нужно было просто проехать по трассе, которую обозначили конусами на парковке. В 2008-м впервые принял участие в многоэтапном чемпионате в Сорочанах, где занял восьмое место из 40. Этот высокий результат дал мне веру в себя.
Что скажете про машину? Чем она отличается от серийной?
В 2019 году я познакомился с новой Toyota GR Supra на автосалоне в Женеве, а потом поехал на тесты в Испанию. И понял, что она просто создана для дрифта. Даже в серийном варианте валит боком практически идеально – благодаря балансу и настройкам шасси. При этом моя будущая машина станет еще лучше для соревнований. Мы полностью выпилили кузов, вварили каркас безопасности, перенесли радиатор в багажник, устанавливаем 1000-сильный двигатель, секвентальную коробку передач, усиленный дифференциал, карбоновый карданный вал. Получается очень быстрый и легкий суперкар, который куда более заточен под дрифт, чем мой предыдущий автомобиль. Скоро все увидите!
Сколько такая машина может прослужить?
Во время дрифта автомобиль переживает большие вибрационные нагрузки. Также постоянно страдает сцепление, а из-за того, что машина едет боком, плохо работает охлаждение. Я уже не говорю про столкновения и аварии. Без обслуживания авто продержится всего пару этапов, поэтому приходится часто ремонтировать. А так срок службы кузова 5–7 лет, после этого он становится «мягким», и машину нужно менять.
Как на подготовке автомобиля и в целом на сезоне сказалась пандемия?
Ужасно сказалась. Во-первых, сезон в RDS GP начался в июле, а не в мае и очень сильно сжался календарь. Между этапами всего пара недель, что отражается на подготовке. Например, в Рязани у нас случилась авария, и было очень непросто успеть восстановить машину. Также мы не смогли вовремя подготовить Toyota GT Supra – из-за закрытых границ и мастерских провалили все сроки и только в августе делаем то, что требовалось еще в апреле. Так что Supra будет готова только к концу сезона – ну хоть зимой примем участие в «движухах».
Кто ваши главные соперники в RDS GP?
У нас очень много крутых, профессиональных пилотов, которые едут на высоком уровне на мощных автомобилях. На расслабоне ни с кем выходить нельзя – иначе проиграешь. Да, в начале сезона чуть-чуть проще – ведь к нам до сих пор не могут приехать сильные иностранцы, те же японцы. Нет и моего сокомандника Кристапса Блушса. Хорошо, что смогли поучаствовать чемпион Украины Алексей Головня и Сергей Сак из Минска. Они легко могут потрепать нервы.
Получается, RDS GP – сильный турнир?
Да! Он входит в тройку сильнейших чемпионатов в мире. Он стал таким благодаря стараниям организаторов, пилотов, команд и болельщикам. В Москве до пандемии на этапе собрались 19 тыс. зрителей. Такого никогда не бывало на автогонках в России, если не считать «Формулу-1», но это совсем другая лига.
Какие цели ставили перед собой в начале сезона?
Занять подиум и в личном зачете, и в командном. Цели такими и остаются. Много тренируемся для этого – и на машинах, и в тренажерном зале, и с психологом.
Что не получилось на первых этапах?
На Кубке RDS в Москве выступили отлично – был четвертым в личном зачете, и мы взяли второе место в командном. На этапе в Рязани не повезло попасть в заезд с сокомандником Алексеем Головней, случился неприятный разворот, и в итоге проиграл. Ну а в Нижнем меня просто преследовала полоса неудач: вспыхнул пожар на тренировке, оторвало топливную рейку, потом авария из-за замедления соперника. Тем не менее квалификацию прошли хорошо, но в парных заездах не удалось хорошо выступить.
Из чего состоят траты пилота RDS? Кто их покрывает?
Я простой парень из обычной семьи, и если бы не партнеры, не вытянул бы. Меня поддерживают Toyota, Gazoo Racing, Lukoil Racing. Уже много лет Toyota – мой партнер и сейчас помогает строить GR Supra. Я ездил и пока продолжаю на Toyota GT 86. Ее я когда-то строил сам, но с обслуживанием и ремонтом мне помогают. Узлы очень дорогостоящие – та же коробка передач стоит порядка 8000 евро. Также очень много денег уходит на шины, самый расходный материал, а мы используем дорогие высококачественные полуслики, которые стоят около 80 тыс. рублей за штуку, а за гонку мы тратим порядка 30 плюс тренировки. Также немалые расходы на топливо и команду.
Как и где научиться дрифту и начать соревноваться? Как найти спонсоров?
У каждого свой путь. Можно набраться опыта и стать интересным для спонсоров из-за своего класса. Можно с наскока взять свое хайпом. Главное – что-то делать. Кто двигается, тех и двигают. Научиться же дрифту можно в специальных дрифт-школах, проблем с этим нет. Там и машину в аренду предоставят – необязательно сразу покупать свою.
Дрифт-соревнования довольно скоротечны. Если вы вдруг захотите сменить дисциплину и поехать в длинных гонках, что вам потребуется?
Я пробовал себя в кольцевых гонках – на прототипах в Legends Cup. Очень понравилось. Хотелось бы поучаствовать и в ралли-кроссе – он быстрый, яркий, зрелищный и мощный. А длинные гонки не моя тема.
Может, вам ближе мотоспорт?
Автогонки все же нравятся больше. Но у меня много друзей в мотогонках, тот же Алексей Колесников. Я обожаю и фристайл-мотокросс, и кольцевые мотогонки. Не так давно пошел в мотошколу и планирую вскоре получить права и ездить по городу. Мотоцикл уже купил!