«Талантливым не дают шанса, на их место ставят блатных»: почему русский хоккеист уехал в Швецию

№7(149)_2019
Дмитрий Маслов
Он оказался не нужен родной школе ЦСКА, и в 13-летнем возрасте уехал постигать хоккейную науку в Швецию. Получается неплохо: в свои 17 лет Владислав Пшеничников уже выступает во втором дивизионе взрослого чемпионата страны и приглашается в юниорскую сборную России. О том, как его выгнали из ЦСКА, засилье блатных в армейской школе, особенностях подготовки молодых хоккеистов в Швеции и своих карьерных планах юный форвард рассказывает в интервью «Большому спорту».
Вы занимались в школе ЦСКА, которая считается одной из сильнейших в России. Почему решили перебраться в Швецию?
Я начал тренироваться в четырехлетнем возрасте. Первыми моими наставниками были Алексей Ярушкин и Руслан Ревякин. Но, к сожалению, потом каждый год у нас стали меняться тренеры, что мешало команде развиваться. Каждый специалист видит хоккей по-своему, из-за чего постоянно приходилось перестраиваться. Нас тренировали Андрей Разин, Михаил Слипченко, Сергей Суярков… Но из-за постоянных смен наставников, которых на моей памяти было 13, нашей команде 2002 года рождения не всегда удавалось демонстрировать высокие результаты. 

Летом 2015-го пришел новый тренер, который не видел меня в команде. Он намекнул родителям, что не стану попадать в состав в следующем сезоне. Было очень неприятно, потому что я был единственным игроком, остававшимся в команде с первого набора. Появилось ощущение, что в ЦСКА не ценят собственных воспитанников, им проще взять ребят со стороны. 

После этого стал рассматривать другие варианты. Отец договорился с организаторами хоккейного лагеря в Швеции. По его итогам директор лагеря Гюстав Вальнер пригласил меня тренироваться в свой клуб. Мы подготовили документы и перебрались в Швецию. На тот момент мне было 13 лет, поэтому меня сопровождал отец. Он сменил работу, стал трудиться удаленно. 

Были ли варианты в других российских школах?
Мы предметно разговаривали со «Спартаком» и «Дмитровом», но не срослось

Много говорят о блатных игроках в российском юношеском хоккее, попадании в состав по неспортивному принципу. Вы сталкивались с подобным?
Считаю, что в отечественном детском хоккее это серьезная проблема, от которой надо избавляться как можно быстрее. Талантливым ребятам не дают шанса проявить себя, на их место ставят блатных. Из-за этого уже в детском возрасте некоторые стараются уехать за границу. В Швеции все определяется спортивным принципом: если умеешь и готов – будешь играть, хорошо зарекомендуешь себя – получишь шанс в команде старшего возраста.

Родители детей, которых необоснованно не ставили в состав, обращались к руководству школы ЦСКА?
Они могут просто пожаловаться, что неоднократно и делали. Для решения проблемы нужно волевое решение сверху. 

Может ли непрофессионал увидеть, что мальчик выходит в первом звене по неспортивным причинам?
Иногда подобное заметно невооруженным взглядом. Но дело в том, что порой те, кто действительно сильнее, не заявляются на матчи, и вы просто не увидите, на что они способны. 

Вы уже в 13-летнем возрасте решили стать профессиональным хоккеистом?
Не помню себя четырехлетним, поэтому сложно сказать, нравилось ли мне играть в хоккей на первоначальном этапе, но сейчас он мне точно интересен. Динамичный, интересный вид спорта, никогда не жалел, что выбрал именно его. Хотелось бы заиграть на профессиональном уровне, зарабатывать спортом, и пока все идет к этому. Но загадывать сложно: одна травма может перечеркнуть все планы. Поэтому не забываю об учебе. Сейчас посещаю школу при посольстве России в Стокгольме, заканчиваю 11 класс. Выбираю вуз в Швеции, в следующем году надеюсь подписать профессиональный контракт хоккеиста.

В России для многих спортсменов учеба отходит на второй план…
Я учусь полноценно, но иногда приходится пропускать уроки из-за тренировок. Потом все отрабатываю, подход серьезный. Хоккей для меня первичен, но об учебе не забываю. Семья согласна с такой расстановкой приоритетов. У меня есть старший брат, он тоже спортсмен – футболист, выступает за ФК «Химки-М» во втором дивизионе и учится в РЭУ имени Плеханова. 

Насколько вам комфортно в Швеции в бытовом плане?
Ни для кого не секрет, что Швеция – страна с высочайшим уровнем жизни, поэтому никаких бытовых проблем не испытываю. Транспорт ходит строго по расписанию минута в минуту, ты знаешь, что, например, ровно за 36 минут доедешь от дома на тренировку. Никаких многочасовых пробок как в Москве, потрясающая экология, рядом Балтийское море, многочисленные леса и озера, прямо с нашим домом в парке можно встретить диких оленей и зайцев. 

Есть ли глобальная разница в подходе к тренировкам в молодежных командах в Швеции и России?
В России от юношеских команд требуют в первую очередь результата, побед, а в Швеции сделан упор на развитие хоккеистов. Тренеры дают игровое время перспективным игрокам, привлекают их в команды старших возрастов, чтобы они развивались. Я не могу представить, чтобы в ЦСКА 14-летний игрок выступал за команду 16-летних, а в Швеции подобное в порядке вещей. 

Стиль во многом схож: шведы любят играть в «советский» хоккей, действовать через пас. Тактические задачи на игру есть, но никто не запрещает импровизировать. В ЦСКА идешь в обводку, теряешь шайбу – и зачастую проводишь остаток матча на скамейке запасных, а в Швеции тебе продолжают доверять. В этом базовое отличие: игрокам дают свободу.

Как устроен календарь юниорских чемпионатов Швеции?
Играем обычно два раза в неделю. Бывают спаренные домашние и выездные матчи, на выходных. В пятницу приезжаем, заселяемся в отель, в субботу проводим матч, в воскресенье – еще один, после чего возвращаемся домой. 

Можете сравнить уровень молодежного хоккея в двух странах?
Я не играл в МХЛ, только смотрел видео некоторых матчей, хайлайты. Показалось, что команды двух стран сопоставимы по уровню. 

Есть ли в вашей команде другие легионеры?
Я выступаю сразу за две молодежные команды клуба Nacka, представляющего регион Стокгольма, – U-18 и U-20. В первой являюсь единственным легионером, а в более старшей есть и представители других стран, но костяк составляют шведы. Вообще в Швеции часто можно увидеть игроков из Чехии, Словакии, Швейцарии, Латвии. Россиян очень мало. В России, на мой взгляд, шведский чемпионат недооценивают, почему- то большинство молодых игроков стараются уехать в США или Канаду, хотя здесь уровень очень высокий.  

Сколько зрителей приходит на ваши матчи?
Меньше 100 человек почти не бывает, на принципиальные матчи и плей-офф приходит около 300 болельщиков.

Собираетесь ли в Северную Америку в ближайшие годы?
Пока нет таких планов, все устраивает в Швеции. Надеюсь, в скором времени заиграть в сильнейшем дивизионе чемпионата страны. Взрослом, разумеется. 

Что вам в целом нравится и не нравится в российском и шведском хоккее?
У нас хороший уровень игры, много талантливых хоккеистов, высокий уровень конкуренции, профессиональный подход. В то же время ЦСКА, «Динамо» и «Спартак» всегда на первых ролях в молодежном и юношеском хоккее. В Швеции подобного нет, результаты непредсказуемы, есть интрига. Это большой плюс.  

Следующим летом игроков вашего года рождения будут выбирать на драфте NHL. Как оцениваете свои перспективы?
Я, конечно, надеюсь, попасть в число задрафтованных. Ключевым должен стать текущий сезон. Практика показывает, что именно по преддрафтовому году оценивают игрока в первую очередь.

Сергей Голубович приглашает вас в сборную России U-18. Что думаете о перспективах этой команды?
Со мной регулярно общается представитель команды. От пребывания в ее составе остались приятные воспоминания: сплоченный коллектив, который является одним из основных претендентов на золотые медали чемпионата мира. В нем собраны талантливые ребята. Сам на вызов надеюсь, готов помочь команде.  

Кто является сильнейшим российским хоккеистом 2002 года рождения?
Вратарь Ярослав Аскаров.