Еще до начала серии Гран-при, не говоря уж про чемпионаты Европы, четырех континентов и мира, в женском фигурном катании произошел настоящий прорыв. Наиболее точный термин для него нашел Филипп Херш, один из самых авторитетных американских журналистов, пишущих об этом виде спорта. Долгое время он приезжал на чемпионаты мира и Олимпиады в качестве корреспондента газеты Chicago Tribune. Когда на пресс-конференциях мистер Херш поднимал руку, чтобы задать вопрос, то получал микрофон вне очереди. Да и фигуристы почитали за честь дать ему эксклюзивное интервью. В своем материале для сайта телекомпании NBC Херш процитировал мэтров тренерского корпуса, работающих в США и России.
Приведу высказывание Профессора, как давно уже называют в мире фигурного катания Алексея Мишина: «Молодые и очень худые девушки будут представлять женское фигурное катание отныне и навсегда. Дело тут не в возрасте. Главное – размеры тела. У худых девушек инертность по длинной оси тела намного меньше, чем у остальных, а скорость вращения во время прыжков куда больше. Конечно, можно запретить исполнение женщинами тройного акселя и четверных прыжков, но это глупо».
«Монстры Тутберидзе»
Специально позвонил Мишину, чтобы уточнить, правильно ли его понял американский журналист, и точно ли перевели с английского на русский приведенное в американской печати высказывание. Профессор еще раз подтвердил свои слова. В мире фигурного катания Мишин, получивший серьезное техническое образование в ЛЭТИ и защитивший диссертацию в Институте физкультуры им. П.Ф. Лесгафта, считается непревзойденным специалистом по постановке прыжков. К нему приезжают на стажировку, а иногда и на обучение со всего мира. Свои теоретические разработки Мишин успешно применяет на практике, но сегодня его ученицы уже не могут соперничать на равных с «монстрами Тутберидзе», как с легкой руки известной московской журналистки стали называть воспитанниц отделения фигурного катания школы «Самбо-70».
Еще в прошлом сезоне ученицы Этери Тутберидзе произвели настоящий фурор на юниорских соревнованиях, исполнив сложнейшие четверные прыжки. Весь пьедестал почета чемпионата России заняли эти юные «монстры». При этом по возрасту ни Анна Щербакова, ни Александра Трусова, ни Алена Косторная не могли еще участвовать во взрослых международных соревнованиях. Хотя и обошли в Саранске тоже совсем еще юную олимпийскую чемпионку Пхенчхана Алину Загитову.
В этом сезоне девочки достигли рубежного 15-летнего возраста и сразу же взялись за дело на международных соревнованиях, входящих в серию «челленджер». Это не чемпионат мира или Европы и даже не соревнования серии Гран-при. Обычно на подобных турнирах даже все заготовки на сезон не показывают. Только подобный подход не для учениц Тутберидзе.
В Бергамо чемпионка России Щербакова исполнила четверной лутц, который и у мужчин мало кто делает. На Мемориале Ондрея Непелы в Братиславе Трусова чисто прыгнула сразу три четверных: лутц и два тулупа (один – в каскаде с тройным). Она обновила мировые рекорды Загитовой и в произвольной программе, и по общей сумме. Рекорд в короткой устоял только потому, что правилами женщинам запрещено исполнять в ней четверные прыжки.
Несколько отстававшая от подруг-сверстниц Косторная пока не имеет в своем боевом арсенале четверного прыжка, но Алена освоила тройной аксель и на турнире в Эспоо в произвольной программе исполнила два таких прыжка, один из которых в каскаде. Учитывая, что Косторная еще и в оценках за компоненты (раньше их называли «за артистизм») заметно превосходит практически всех конкуренток, за исключением Загитовой и Медведевой, никто не удивился четвертой в истории сумме баллов, набранной на Finlandia Trophy. Чемпионку мира и Европы 2015 года Елизавету Туктамышеву, исполнившую три тройных акселя, один из которых в короткой программе, что правилами не запрещено, Косторная обыграла в одну калитку.
Мир фигурного катания сейчас разделился на почитателей и недоброжелателей Этери Георгиевны Тутберидзе. Первые утверждают, что она движет вперед женское фигурное катание, выводя его на новый уровень. Ведь еще и тренирующаяся у нее Элизабет Турсынбаева вошла в историю фигурного катания. Представительница Казахстана (коренная москвичка, кстати) первой среди взрослых чисто исполнила четверной прыжок на официальных соревнованиях. На чемпионате мира–2019 Элизабет удивила четверным сальховом. Тезис Мишина это не опровергает. В свои 19 лет Турсынбаева выглядит максимум на 14. Ее рост 148 см, и даже Тутберидзе, контролирующая вес своих учениц на каждой тренировке, освобождала Элизабет от этой процедуры.
У противников методики лучшего тренера России (это звание Тутберидзе получала официально, и не один раз) свои аргументы. Сводятся они к тому, что подготовка юных чемпионок ведется по конвейерной системе. «Выстрелив» в 14–15 лет, они уже в 17–18 завершают карьеру, не выдержав нагрузок и психологического давления. Олимпийская чемпионка Сочи в команде Юлия Липницкая даже призналась, что лечилась от анорексии. Очень быстро погасла звезда Полины Шелепень, которую Тутберидзе считала даже более талантливой, чем триумфатора Сочи. Именно на этой девочке была впервые опробована методика освоения сложнейших элементов в юном возрасте. Ушла из группы лучшего тренера России, а затем и объявила о завершении карьеры Полина Цурская, выросшая до 171 см.
Только Тутберидзе работает в заданной системе координат. Система судейства, которая действует сейчас, поощряет именно исполнение сложных элементов. Когда на кону золотые медали Олимпиады, сложнейший каскад «тройной лутц – тройной ритбергер» во второй части программы будет усилен четверными прыжками и тройным акселем. Тем более что юные девчонки в силу возрастных особенностей готовы к их исполнению. Как отметил серебряный призер Олимпиады-2002, а ныне востребованный хореограф и отец-основатель «Ледникового периода» Илья Авербух, в 15 лет Трусова способна держать физическую форму весь сезон, а в 17 это невозможно. В этом мы убедились на примере противостояния Евгении Медведевой и Алины Загитовой.
Перспективы Медведевой и Загитовой
Дуэль двух учениц Тутберидзе в олимпийском Пхенчхане завершилась в пользу более юной. Хотя Медведева, побеждавшая на всех соревнованиях два предыдущих сезона, уже мысленно примеряла золотую олимпийскую медаль. Даже в сердцах бросила своему тренеру в зоне слез и поцелуев: «Неужели вы не могли придержать Алину в юниорах еще на сезон?» Только тренеру, не говоря уж про руководство Федерации фигурного катания на коньках России, не столь уж важна фамилия олимпийской чемпионки. Главное, чтобы это была своя.
Весьма любопытно проследить, что же произошло с героинями Пхенчхана в послеолимпийском сезоне. Медведева отправилась в Канаду к Брайану Орсеру. Это была не просто обида на тренера, который не привел ее к золотой олимпийской медали. Если хотите, это стало бегством во взрослую жизнь, причем с огромными потерями для себя. Орсер так и не научил свою российскую ученицу новым сложным элементам и не нашел для нее нового стиля. Чемпионат России в Саранске стал для Медведевой провальным. На чемпионат Европы она не пробилась, а на чемпионат мира попала только благодаря высокому авторитету и протекции со стороны ФФККР, организовавшей дополнительный отбор по итогам Кубка России в Великом Новгороде.
Подросшая Загитова тоже испытывала громадные проблемы. Она проиграла на чемпионате Европы в Минске Софье Самодуровой. После этого многие даже советовали Алине завершить карьеру и снимать дивиденды с олимпийского успеха в шоу. Только характер у Загитовой действительно чемпионский, и на ЧМ-2019 в Саитаме она завоевала «золото», заставив умолкнуть скептиков, провожавших ее на пенсию в 17 лет. В нынешнем сезоне олимпийскую чемпионку ждет куда более острое соперничество с «монстрами», которые видят ее на тренировках. Только и поколение Щербаковой и Трусовой уже чувствует дыхание в спину новых звезд из группы Тутберидзе, пока еще выступающих лишь на юниорских соревнованиях. О Камилле Валиевой уже сегодня говорят как о главной олимпийской надежде на Пекин-2022.
Система Жука
Еще раз подчеркну, что Тутберидзе работает в заданной на сегодняшний день в фигурном катании системе координат. В ноябре 1997 года в Санкт-Петербурге проходил этап серии Гран-при. В пресс-баре СКК «Петербургский» меня представили Станиславу Жуку. Легендарный тренер, уже много лет пребывавший в опале, буквально загорелся, когда ему представилась возможность рассказать о разработанной им системе оценок в фигурном катании. «Сейчас никто не может объяснить, почему одним ставят 5,5, другим – 5,8, а кому-то вообще 6,0, – убеждал едва знакомого ему журналиста, а скорее самого себя мэтр. – А ведь можно оценивать каждый прыжок, вращение, дорожку шагов. Отдельно выставлять оценки за скольжение, связки, хореографию и интерпретацию. Все будет гораздо объективнее, и прекратятся разговоры о судейских блоках».
Через год Жука не стало, и вряд ли кто-то мог предположить, что его система станет нормой жизни в фигурном катании. Только грянул знаменитый скандал в Солт-Лейк-Сити, когда канадской паре Джейми Сале/Дэвид Пеллетье был вручен второй комплект золотых медалей, российский танцевальный дуэт Ирина Лобачева/Илья Авербух не рискнули поставить выше французского Марина Анисина/Гвендаль Пейзера, после чего тогдашний президент Международного союза конькобежцев (ISU) Оттавио Чинкванта во всеуслышание объявил о необходимости реформирования судейства с целью сделать его открытым и объективным.
Новая система впервые была апробирована в сезоне-2004/2005. На Олимпиаде в Турине, где за медали боролись выросшие в «системе 6,0» фигуристы, идея Жука жила и побеждала. Только со временем выявились не только достоинства новой системы судейства, но и ее недостатки. В Ванкувере вернувшийся с явным намерением стать двукратным олимпийским чемпионом Евгений Плющенко, исполнив четверные прыжки, проиграл американцу Айвену Лайсачеку, у которого самым сложным элементом в программе был тройной аксель. Обиженный ученик Мишина даже потребовал у тогдашнего президента МОК Жака Рогге вручить ему вторую золотую медаль, но нарвался на решительный отказ.
Новая система судейства потребовала новых подходов к постановкам программ, чем и воспользовался тренер американского фигуриста Фрэнк Кэрролл. И как-то упустил этот момент Мишин, уверовавший в магию четверных прыжков Плющенко. Профессор при поддержке ФФККР начал борьбу за увеличение «стоимости» сложных прыжковых элементов, и она увенчалась успехом. Только при этом бумерангом ударила по российским одиночникам. Они просто не в состоянии прыгать по два четверных в короткой программе и по четыре-пять в произвольной, как это делают азиатские спортсмены. Не только из Японии и Китая, но и из США и Канады. Все в полном соответствии с формулой Мишина: они худые и небольшого роста. Серебряный призер Олимпиады в Пхенчхане Сома Уно ниже практически всех участниц женского турнира. В справочниках указан рост 158 см, но это, наверное, вместе с коньками. Двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю при росте 172 см весит 53 кг и мало напоминает зрелого мужчину.
На чемпионате мира–2018, проходившем в Милане после завершения Олимпиады, американец Натан Чен в произвольной программе исполнил шесть четверных прыжков, хотя для победы хватило бы и трех. «Для нас это принципиальный момент, – отметил тренер американского фигуриста калифорниец с московскими корнями Рафаэль Арутюнян. – Да и убеждать Чена отказаться от усложнения программ бесполезно. В Пхенчхане даже договорились, что в короткой программе будет всего один четверной, но Натан пошел на два, рискнул – и проиграл».
Вот и российские фигуристки не собираются отказываться от четверных и тройного акселя. На коммерческих соревнованиях в Японии Трусова к трем четверным добавила еще и четвертый, сальхов. Что интересно, арбитры поставили оценки ниже, чем в Братиславе. «Как же так?» – не удержалась от естественной для 15-летней девчонки реакции Александра. Адресовались ее слова латвийскому фигуристу Денису Васильеву, но в эпоху интернета о них узнал весь мир.
Ход за ISU
Остается только понаблюдать за тем, какой будет реакция ISU на «квадратную революцию». Арбитры могут получить рекомендации максимально наказывать за недокруты в сложных прыжках. Термин GOE означает «оценка за качество элемента». При очередной корректировке системы судейства основные изменения были внесены именно в GOE. Если раньше судьи могли к базовой оценке приплюсовать или отнять от нее три балла, то сейчас – целых пять. Безукоризненно исполненный двойной аксель даст большую прибавку к оценке, чем тройной с падением, а недокрут на четверном лутце не позволит превзойти блестяще исполненный тройной.
Не менее интересно, как будут оцениваться компоненты. Ведь в олимпийском сезоне с каждым стартом они у Загитовой росли, как и в прошлом сезоне вплоть до чемпионата Европы у Самодуровой. Как говорится, сначала ты работаешь на авторитет, а затем – он на тебя. Да и авторитет той или иной национальной федерации сбрасывать со счетов не следует. Особенно ФФККР с учетом того, что за фигурное катание в ISU (Международный союз конькобежцев объединяет еще и собственно конькобежцев, и мастеров шорт-трека, и синхронисток) отвечает вице-президент Александр Лакерник.
Только даже самое объективное и беспристрастное судейство, за которое ратовал Станислав Алексеевич Жук, не может заслонить проблем, вызванных «квадратной революцией». Ведь фигурное катание может превратиться в фигурное прыгание, и выступления низеньких анорексичных спортсменок и спортсменов не доставят публике эстетического удовольствия. Все это мы уже проходили в спортивной гимнастике. Есть ли выход из сложившейся ситуации?
Есть, и не один. «Нельзя форсировать подготовку юных фигуристов, если мы хотим, чтобы они оставались в спорте на долгие годы, – отметил в интервью специализированному изданию Ice Network Арутюнян. – Для этого есть только один способ: поднять возрастной ценз. Если фигуристки будут знать, что зарабатывать деньги они смогут только после 18 лет, то в 12 не будут гнаться за количеством сложных прыжков, а постараются сохранить свой организм».
Активно ратует за увеличение возрастного ценза хотя бы на один год председатель технического комитета ISU по одиночному и парному катанию Фабио Бьянкетти. Правда, убедить своих коллег ему не удается. Не находит пока поддержки и идея разделить соревнования по фигурному катанию на две отдельные дисциплины. Ведь можно в одной программе оценивать сложность прыжков, а в другой – артистизм, музыкальность, хореографию.
Словом, выход есть, но он зависит от функционеров, которым совершенно не нужны реформы. Ведь на наследие Жука уже надеяться не приходится, а реформаторов, способных отреагировать на «квадратную революцию», в руководстве ISU, да и в руководстве ФФККР, не видно.