Конец 1990‑х. Валуйки, Белгородская область. Саша Кокорин пошел в первый класс. Он уже гонял мяч под надзором отца и вскоре попал в спортивную секцию – сначала боксерскую, а потом и футбольную, куда его пригласил тренер Иван Каверин, быстро разглядевший способного мальчишку. В 2000‑м сыгранная команда из Валуек обыграла всех в городе, потом в соседних районах. Дальше – больше. Выскочек отправили на областные соревнования, где каверинские парни взяли верх над сверстниками из Белгорода. Тогда о ребятах заговорили всерьез и даже выделили средства на поездку в Иваново, где и состоялась финальная часть первого значимого турнира в карьере 9‑летнего Саши Кокорина – «Кожаный мяч». Через год способный ученик Ивана Каверина оказался в Москве.
«Вырасти в хорошего футболиста в наших краях тяжело, да и выбраться оттуда крайне непросто, – рассказывает 23‑летний Александр Кокорин. – Мне повезло, что Иван Владимирович работал селекционером “Спартака” по зоне “Черноземье”. Просматривал ребят, талантливых возил попытать счастья в Москве. С его помощью я попал на просмотр в “Спартак”, а после, уже при участии родителей, меня отвезли в “Локомотив”. Впоследствии из той команды 1991 года рождения в премьер-лиге поиграли пять-шесть человек».
Футболист из региона должен быть на голову сильнее москвичей – таково требование наставников команд из столицы. В школе красно-белых Кокориным остались довольны, однако не настолько, чтобы предоставить Саше жилье. Зато место в своем интернате обеспечил «Локомотив», куда после слов «бросайте все и снимайте квартиру» позвонил Иван Каверин, рискнувший многим ради благоустройства земляка.
_____________________________
Из «Локо» в «Динамо»
«Переехав в Москву в 10 лет, я редко виделся с родителями, у меня не было такого детства, как у многих других. Пожалуй, это самое тяжелое, что могло произойти. Если бы мы перебрались в столицу все вместе, думаю, проблем бы не возникло. Тем не менее родные меня всегда поддерживали, и это, конечно, сыграло большую роль в моем становлении», – рассказывает Александр.
Кокорин провел в «Локомотиве» шесть лет и за это время несколько раз признавался лучшим нападающим в первенстве спортивных школ Москвы. В 2007 году ему исполнилось 16 – наступил возраст, когда пора подписывать контракт. Занимавший в то время пост президента «железнодорожников» Николай Наумов пригласил родителей талантливого футболиста к себе: положил на стол документ, где, по словам мамы Александра, о медицине, страховке и прочих гарантиях речи не шло. Перспективному футболисту дубля предлагали оклад в 7500 рублей с повышением до 11 500. Все бы ничего, но прописанная сумма отступных на фоне озвученных цифр оказалась космической – около 5 миллионов долларов. Возмущенные содержанием контракта родители встали, развернулись и ушли… в «Динамо».
Александр подписал с бело-голубыми трехлетний контракт. Тогда, в 2008‑м, динамовцы испытывали трудности в линии нападения, в результате чего 17‑летнему новичку предоставили шанс проявить себя в матче 24‑го тура против некогда грозного «Сатурна». «Динамо» одержало волевую победу – 2:1, а Саша, вышедший на замену в начале второго тайма, забил свой первый мяч, став самым молодым автором гола в том чемпионате.
Недоверие Божовича
Кокорин заиграл при Андрее Кобелеве. В сезоне‑2009 он принял участие в 23 матчах, начал привлекаться в молодежную сборную, в составе которой успел выступить на двух чемпионатах Европы 2011 и 2013 годов, где в общей сложности забил семь важных мячей.
Впрочем, для Кокорина все складывалось не так уж и гладко. С уходом Кобелева в 2010‑м на тренерский мостик заступил Миодраг Божович, при котором Александр играть перестал. «Он меня вообще не замечал, – признается форвард, больше года полировавший скамейку запасных. – Начал стабильно выходить на поле только при Сергее Силкине. Помню, он сразу сказал: “Проведешь тайм за дубль, а на следующий день точно выйдешь в основе”». И вышел, причем забил и там и там. На Кокорина будто полили водой, и он расцвел как майский цветок. Благо и окружение оказалось под стать: Александр Самедов и Игорь Семшов, Кевин Кураньи и Андрей Воронин.
Тренерская чехарда в «Динамо» продолжилась. Правда, в отличие от своего черногорского коллеги, Дан Петреску рассчитывал на Кокорина всерьез с первых же дней работы. Аналогичной позиции придерживается и фельдмаршал национальной сборной Фабио Капелло.
«Чей стиль работы мне ближе? Отвечу так: их нельзя сравнивать. В “Динамо” я провожу больше времени, это моя основная работа. Перестраиваться на матчи сборной несложно: игр мало, всегда стараешься проникнуться атмосферой внутри команды, выложиться по максимуму и показать результат, которого от нас всегда ждут. Если Фабио нужно что-то высказать или подсказать, то он вызовет к себе и спокойно все объяснит; индивидуальные беседы проводились не раз. Все-таки в клубе я играю на позиции чистого нападающего, а в сборной больше действую с фланга. Он дает советы, как действовать на этой позиции».
Москва – Махачкала – Москва
Год назад владелец махачкалинского «Анжи» Сулейман Керимов затеял уникальную операцию по скупке ведущих футболистов с российским паспортом. В шорт-лист попал и Кокорин, удержать которого «Динамо», не ставившее перед собой конкретных задач, было не в состоянии.
Как известно, Кокорин так и не сыграл за «Анжи» ни минуты. Он месяц залечивал травму, восстанавливался в Бельгии, откуда вернулся и узнал о неожиданной смене курса развития клуба. Оперативно пристроить дорогостоящих футболистов и получить за их трансфер солидные деньги ох как непросто. Отчасти поэтому Керимов сразу дал понять, что хотел бы видеть Кокорина, а также Игоря Денисова, Юрия Жиркова и Владимира Габулова в составе бело-голубых, с руководством которых за последние год-два у «Анжи» сложились добротные рабочие отношения. Футболисты пожеланию вняли. С тех пор «Динамо» – то ли в шутку, то ли всерьез – гордо величают базовым клубом национальной сборной.
«Сложился ли уже коллектив? Наверное, все-таки не до конца, – полагает Кокорин. – Пока нет той сыгранности, на которую все надеялись и рассчитывали. Лично я в окружении партнеров чувствую себя отлично, другое дело – нет результата, и это печально, ведь мы могли подняться на второе место в чемпионате».
Выслушав это, я процитировал слова Андрея Канчельскиса, однажды сказавшего: «Чем скорее Кокорин уедет, тем лучше для него и для сборной».
«Наверное, ему виднее, – парирует Александр. – Канчельскис поиграл за рубежом, понимает нюансы. Даже не знаю, где бы я мог проявить себя ярче всего. Нравятся Англия и Испания, где более техничный футбол. Честно говоря, пока у меня есть другая мечта: сыграть в Лиге чемпионов и на первенстве мира».
________________________
ГРУППОВОЙ ОТБОР
Александр Кокорин – об опасных бельгийцах, наглых корейцах и изученных португальцах
Сборной России досталась удобная группа. Вы согласны с такой оценкой?
Если мы выйдем в плей-офф без проблем, то я соглашусь. А так можно говорить про любую группу. Вспомните 2002 год: тоже думали – пройдем. А когда вылетели, получилась сенсация. Про Алжир, честно говоря, мало что могу сказать. Игру корейцев все видели в товарищеском матче. Начали очень нагло, много бегали, прессинговали, а во втором тайме подсели и отдали инициативу. Бельгия – хорошая молодая команда, их опасаются больше остальных. Хочется, чтобы мы делили между собой первое место.
Нынешняя сборная сильнее той, что поехала на чемпионат Европы – 2012?
Судя по отборочному циклу, мы стали более организованной командой. Единственная игра при Фабио, когда что-то пошло не так, – матч в гостях против Северной Ирландии (0:1).
Почему у нас не получилось на Евро? Начиналось ведь все хорошо.
Мне сложно судить: я поехал на чемпионат после того, как отыграл всего две товарищеские игры. Со стороны показалось, что всех сбила первая фееричная игра против чехов (4:1). Тут же все заговорили, что Россия – фаворит. В двух оставшихся матчах играли неплохо – атаковали, могли забить, но не получилось: допустили одну ошибку и вылетели. Возможно, где-то расслабились.
Какой результат на чемпионате мира сочтете положительным?
Не хотелось бы загадывать. Для начала нужно спокойно и уверенно выйти из группы. А дальше играть уже с хорошими командами – Португалией или Германией. Немцы всегда проходят далеко в таких турнирах, поэтому, думаю, лучше попасть на португальцев – мы их уже изучили.
______________________