Феномен Росси
«Почему они все здесь стоят? Готовится какое-то мероприятие?» – поинтересовался я у коллеги из Финляндии, увидев, как десятки людей в паддоке столпились у боксов Yamaha. «Ты, видно, впервые на MotoGP. Это просто фанаты Валентино Росси, хотят хотя бы издали увидеть своего кумира, – ответил Веса Койвунен, уже несколько десятков лет специализирующийся на авто- и мотоспорте. И отметил, что подобным количеством поклонников не может похвастать ни один пилот «Формулы‑1»: «Это действительно феномен, учитывая, что Росси с 2009 года не становился чемпионом мира. Самое забавное, что за Валентино бегают даже люди, годящиеся ему в отцы. Увидишь, что будет пятничным вечером, когда болельщиков пустят на трассу».
Посмотреть действительно было на что – сразу после окончания второй свободной практики организаторы открыли ворота, находящиеся примерно в километре от боксов команд. И тысячи болельщиков начали забег по асфальту. Абсолютное большинство из них были в желтых бейсболках и футболках с № 46. Именно под ним выступает спортсмен, ставший культовым в мотоспорте. Когда самые проворные фанаты подбежали к боксам Yamaha, кумира там уже не было – итальянца ограждают от назойливого внимания. «Как вы живете под таким давлением?» – поинтересовались у Валентино на открывшей этап в Каталонии пресс-конференции. «Уже привык. В Европе нет города, где я мог бы спокойно пройти по улице. Поэтому люблю отдыхать в Америке. К примеру, в Нью-Йорке могу гулять сколько угодно – за все время пребывания там прохожие ни разу меня не узнали», – признался семикратный чемпион мира в сильнейшем классе. И по окончании мероприятия был уведен через запасный выход, в то время как остальные гонщики спокойно прошли через паддок, по пути раздавая автографы.
Герои Испании
Культ Росси на Гран-при Каталонии тем более удивителен, что в Испании есть свои герои. В частности, по три раза выигрывавшие чемпионат мира Хорхе Лоренцо и Марк Маркес, действующий обладатель трофея. Справедливости ради надо отметить, что второй из них также пользуется немалой популярностью в окрестностях Барселоны. Оно и неудивительно – Марк родился в каталонском городке Сервера. Фан-клуб Маркеса занимает отдельную трибуну на трассе под Барселоной, а в ее окрестностях расположены несколько палаток, в которых продаются лишь товары, связанные с Марком. Но все равно поклонников Маркеса в разы меньше, нежели фанатов Росси.
Маверик Виньялес, приехавший в Каталонию в ранге лидера чемпионата мира, большим количеством болельщиков пока не обзавелся по вполне объяснимым причинам. Во-первых, напарнику Валентино Росси в январе исполнилось лишь 22 года. Во-вторых, в активе Маверика пока нет по-настоящему больших побед. В минувшем сезоне он стал четвертым в общем зачете, выступая на скромном Suzuki. И получил шанс проявить себя в элитной команде Movistar Yamaha.
Открытый финал
Правда, в Барселоне дела у итало-японской «конюшни» пошли не лучшим образом. Росси не смог попасть во вторую квалификацию, однако в гонке улучшил свое положение, заняв восьмое место. Виньялес стартовал с девятой позиции, а финишировал одной строкой ниже. После этой относительной неудачи к испанцу в общем зачете вплотную подобрался Андреа Довициозо, для которого победа в Каталонии стала второй подряд: неделей раньше итальянец победил на родине в Муджело. Впрочем, предсказывать чемпиона еще рано: этап в Каталонии стал лишь седьмым из запланированных 18. В MotoGP идет реальная борьба за победу в общем зачете между пятью-шестью спортсменами, нередки падения и сходы с дистанции, так что каждая гонка может существенно изменить расклад сил.
Досье / Маверик Виньялес
- Родился 12 января 1995 года в Фигерасе
- Чемпион мира 2013 года в классе Moto3
- Лучший новичок MotoGP 2015 года
- В 2015 и 2016 годах выступал за команду Suzuki Ecstar, занял соответственно 12-е и 4-е места в общем зачете
- С 2017 года – в команде Movistar Yamaha
Он начал этап в Каталонии в ранге лидера чемпионата мира MotoGP. Несмотря на скромное 10-е место, в котором он винит в первую очередь не совсем подходящую для Yamaha трассу, сохранил первую позицию в общем зачете. В интервью «Большому спорту» Маверик Виньялес рассказал о своих шансах на чемпионство, резервах для увеличения скорости и взаимоотношениях с Валентино Росси.
Перед нынешним сезоном вы что-то изменили в своей подготовке?
Я похудел, сбросил три килограмма, это существенный фактор.
Как оцениваете свои шансы на чемпионство?
Я перешел в Yamaha, чтобы бороться за титул. Еще по ходу предсезонной подготовки, когда я был очень быстр на тестовых стартах, понял, что цель достижима. Главное – сохранять концентрацию. Психологическое давление, которое испытываешь, находясь на первом месте, мне не мешает. Наоборот, это дополнительный вызов, который я принимаю.
Следите ли вы за положением в общем зачете, очками других гонщиков?
Конечно, слежу. Но в первую очередь думаю о собственном выступлении.
Вы существенно опережаете партнера по команде Валентино Росси. Это вы прибавили или итальянец сдает?
Он по-прежнему в порядке, атакует в каждой гонке. Очень опытный и быстрый гонщик. Но я предпочитаю говорить не о Росси, а о своих выступлениях. На данный момент мой стиль прохождения дистанции не оптимален для Yamaha. Но с каждой гонкой все больше привыкаю к мотоциклу, становлюсь сильнее.
В каких компонентах видите основные резервы для увеличения скорости на дистанции?
В первую очередь – в прохождении поворотов. В «быстрых» чувствую себя хорошо, а в «медленных» слишком резко сбрасываю газ и едва ли не останавливаю мотоцикл. Здесь еще есть над чем работать. В команде Yamaha недовольны этим аспектом моего стиля и считают, что могу существенно прибавить в нем.
Манеру езды какого гонщика считаете идеальной? Кого хотели копировать в детстве?
У меня не было кумиров. Более того, скажу, что мы с Марком Маркесом привнесли в MotoGP новый стиль. Возможно, новое поколение гонщиков тоже выработает свою манеру и за счет этого получит преимущество в скорости. В целом же я не задумываюсь о стиле как таковом, просто стараюсь быть быстрым.
В чем основной резерв увеличения скорости в мотоспорте в целом – в совершенствовании мотоциклов или повышении мастерства пилотов?
В моем конкретном случае – явно в гонщике, Yamaha отлично ведет себя в поворотах. Мы работаем над этим компонентом, но то, что удается во время тестов, не всегда получается в самой гонке.
Получаете ли вы удовольствие от соревно-ваний?
Конечно, причем в нынешнем сезоне гораздо большее, чем в предыдущие, ведь я борюсь за титул. Yamaha предоставляет такую возможность, и мне это очень нравится.
Как складываются ваши взаимоотношения с Валентино Росси?
Мы уважаем друг друга. Не могу сказать, что дружим, – подобное вряд ли возможно между соперниками. В целом я доволен атмосферой в команде, работаем плодотворно.
Во многих странах Росси фактически олицетворяет собой MotoGP, а ведь ему уже 38 лет. Вы готовы стать новым символом мотоспорта?
Я, конечно, не против. Но уверен, что Валентино останется в этом бизнесе даже по окончании карьеры гонщика, и его имя по-прежнему будет использоваться для популяризации мотогонок.
Досье / Кэл Кратчлоу
- Родился 29 октября 1985 года в Ковентри
- Чемпион мира 2009 года в классе SuperSport
- В MotoGP с 2011 года, лучшее место в общем зачете – 5-е (2013)
- Представляет LCR Honda
- Выиграл два этапа MotoGP, 13 раз занимал призовые места
Вы всерьез занимались футболом, выступали за молодежную команду Aston Villa. Почему все же отдали предпочтение мотоспорту?
Мне нравилось как играть в футбол, так и ездить на мотоцикле. Отец был профессиональным гонщиком, и я решил попробовать пойти по его стопам. Сразу стал демонстрировать высокую скорость. До 16-летнего возраста совмещал два вида спорта, после чего сделал выбор в пользу мотогонок. Одной из причин завершения карьеры футболиста стала травма колена.
Не поздно определились?
Впервые я сел на мотоцикл в 13-летнем возрасте, в то время как сейчас есть специальные байки для двух-трехлетних детей. Конечно, мне не хватало опыта и времени. Зато было достаточно мотивации, благодаря ей и сложилась карьера гонщика.
Вы все еще надеетесь стать чемпионом мира?
Когда выходишь на старт, ставишь цель победить, это естественно. Я доволен тем, как развивается карьера. Выступаю за LCR Honda третий сезон и благодарен команде за все, что она для меня делает. Нам объективно сложно на равных соревноваться с лидерами, но стараемся, изыскиваем возможности набирать очки.
Вы довольны своим текущим местом в общем зачете?
Я на девятой позиции. Это неплохой результат, но можно подняться повыше.
Вы являетесь единственным пилотом в своей команде. Это плюс или минус?
Мне не нравится подобная ситуация. Думаю, в следующем сезоне у меня появится напарник.
Уже знаете, кто это будет?
Да, но фамилию в прессе называть не буду. Скажу лишь, что этот гонщик не из моей страны.
Великобритания традиционно сильна в мотоспорте, однако в Барселоне в трех классах была представлена лишь пятью гонщиками. В чем причина этого?
В предыдущие годы было больше. Нам не хватает талантливых парней, способных показывать хорошие результаты. Я не смогу выступать вечно. Брэдли Смит и Скотт Реддинг объективно недостаточно сильны для MotoGP, а Сэм Лоус переживает непростой период в карьере. Так что нужны новые лица.
Как оцениваете перспективы выступающего в Moto3 Джона Макфи?
Ему нужно стать более агрессивным и поверить в себя. Это перспективный парень, у него хорошая команда.
Почему на мировой арене не появляются новые британские гонщики?
В нашей стране есть серьезная проблема: спонсорам невыгодно, чтобы гонщики переходили в международные соревнования, и многие молодые дарования упускают момент, когда нужно сделать следующий шаг в карьере. Местные спонсоры хотят, чтобы парни, способные показывать хорошие скорости, оставались во внутреннем чемпионате.
Возле трассы в Каталонии я заметил немало палаток, в которых продается исключительно продукция, связанная с Марком Маркесом – одежда, сувениры… Хотя бы один британский мотогонщик обладает схожим маркетинговым потенциалом у себя в стране?
С популярностью у нас все в порядке – продаем немало брендированной продукции. Но, конечно, в Испании и Италии коммерческий потенциал MotoGP существенно выше. Думаю, в случае появления в сильнейшем классе мирового чемпионата еще нескольких сильных гонщиков из нашей страны Великобритания сделает шаг вперед в этом плане.
Валентино Росси высказал недовольство планируемым увеличением числа этапов в чемпионате с 18 до 20–21. Что вы думаете по этому поводу?
Мне и нынешнее количество гонок кажется чрезмерным. Думаю, оптимально сократить их число до 16. В то же время понимаю необходимость выходить на новые рынки, прежде всего азиатский, там очень хороший коммерческий потенциал. Но я думаю, что четыре этапа в Испании – чересчур много.
Какой из этапов вы бы убрали из календаря по причине неинтересной трассы?
В первую очередь австрийский. Там скучный и, на мой взгляд, опасный трек.
Вы хотите, чтобы ваша дочь занималась мотогонками?
Ей нравится ездить со мной на скутере, интересуется мотоциклами. Однако я бы предпочел, чтобы она выбрала другой путь в жизни.
Гоняете на мотоцикле в повседневной жизни?
Предпочитаю велосипед.
Насколько знаю, у вас очень хорошо получается ездить на нем.
Я даже подумывал о карьере в велоспорте, однако сейчас уже слишком поздно для этого. Велосипед – моя страсть, катаюсь много, в среднем по 600–700 км в неделю.
Чем вы собираетесь заниматься по окончании карьеры в MotoGP? Каким видите себя лет через тридцать?
Когда закончу с кольцевыми гонками, думаю стартовать на ралли «Дакар». Это был бы интересный опыт. А через 30 лет хочу видеть себя счастливым и пить пина коладу на пляже.