Сложите ваши уши: габариты и вместимость
Дизайнеры Mazda CX‑5 считают, что в кузове автомобиля им удалось воплотить образ гепарда. Но если это и хищник из кошачьих, то его скорее следует искать среди вымерших саблезубых видов. При первом подходе CX‑5 впечатляет размерами – кажется, что такому автомобилю не место на тесных европейских улицах. Но за рулем понимаешь, что ошибся: кроссовер занимает лишь немногим большую площадь, чем автомобиль гольф-класса. Все дело в «модельном росте» (171 сантиметр) и крупных «чертах лица» CX‑5. Маневрирование не вызывает никаких проблем даже на самых тесных улочках, а если в комплектацию входят еще и парктроники с камерой заднего вида, то парковаться ювелирно можно уже с первых минут за рулем кроссовера. Камера расположена высоко и имеет большой угол обзора, поэтому объемные лопухи зеркал при езде задним ходом можно спокойно сложить – актуально для средневековых городов, где машины часто паркуются, прижавшись боковиной вплотную к стене.
Внутри просторно – четыре человека не будут дышать один другому в затылок, соприкасаться локтями или упираться коленками друг в друга или любые детали интерьера. Багажное отделение не очень впечатляет в цифрах (403 литра), но выложив вещи из загруженного под завязку багажника, проникаешься к нему уважением. Большая сумка и пара чемоданов к концу путешествия были погребены под тьмой пакетов и пакетиков, и все это с трудом разместилось на двух тележках в аэропорту.
Конец всех ограничений: динамика, управляемость и экономичность
Модификации с турбодизелем объемом 2,2 литра – самые дорогие в линейке CX‑5, дешевле обойдется даже самый мощный CX‑5 (2,5 литра, 192 л. с.). При этом достоинства дизеля трудно оценить в городском трафике: чтобы этот мотор расцвел, CX‑5 нужно выгулять на трассе. Если в городе дизельный CX‑5 кажется немного задумчивым на старте и смешит тракторным тарахтением, то с выездом на скоростное шоссе автомобиль преображается. Тяга в 420 Н.м (это в два раза больше, чем у базового бензинового мотора!) уносит кроссовер со средних скоростей к автобанным за считаные секунды вне зависимости от загрузки машины. Безлимитные участки дорог в Германии провоцируют испытать предел возможностей машины – и, прижав педаль газа к полу, CX‑5 удалось разогнать до 206 км/ч, зафиксированных беспристрастным навигатором. На такой скорости кроссовер оставался устойчивым и послушным, а 180–190 км/ч можно было поддерживать часами без особых усилий – в том числе со стороны мотора, обороты которого составляли менее 4 тысяч в минуту.
Идеальную пару дизелю составил 6‑ступенчатый автомат – такой же, как у новой Mazda 6. Переключения мягки и своевременны, подбор передачи очень точен: покачивать рычаг для выбора ступени в ручном режиме не хотелось ни на немецких трассах, ни на итальянских горных дорожках. При осторожной езде по горным дорогам автомат всегда держал мотор «в тонусе», не давая стрелке тахометра упасть ниже 2 тысяч оборотов, что было весьма кстати на крутых подъемах. А если для обгона на трассе не хватало текущей ступени, достаточно было сильнее прижать педаль газа – срабатывал кикдаун, машина сбрасывала пару передач и легко уносилась вперед. Рычаг управления коробкой ходит по извилистому пазу, причем включение задней передачи отмечается звуковым сигналом – не перепутаешь.
По меркам бензиновых двигателей впечатляющая динамика дизельного CX‑5 обходится почти даром. Даже после длительных прогонов на скорости под 200 км/ч среднее потребление топлива составило около 8 литров на 100 км. В заявленные «городские» 6,4 литра на 100 км легко поверить, тем более что экономить топливо кроссоверу помогает система i‑stop, заглушающая двигатель на светофорах или в пробках. Для автоматического перезапуска мотора достаточно убрать ногу с педали тормоза или попытаться повернуть руль.
Высокая экономичность, убедительная динамика, простор в салоне – этого уже достаточно, чтобы назвать CX‑5 на тяжелом топливе отличным вариантом для путешествий. Но этим кроссовером еще и очень приятно управлять! Руль легкий, но информативный, короткий (2,7 оборота из крайнего в крайнее положение), тяжелеющий адекватно росту скорости. Подвеска жестковата, зато автомобиль практически не кренится в поворотах. Поведение Mazda на итальянских серпантинах, населенных преимущественно юркими малолитражками, ни разу не заставило нас пожалеть о выборе автомобиля: кроссовер послушно нырял в самые крутые повороты, точный руль позволял проходить в считаных сантиметрах от скал и встречных автомобилей.
Ненавязчивое совершенство: эргономика и комфорт
В долгом путешествии становятся очевидны все эргономические «проколы» автомобиля. За несколько тысяч километров, проведенных в салоне CX‑5, ни одна деталь, ни один орган управления не вызвали раздражения своим расположением или неудобством использования. Ясные оптитронные приборы вечером светятся приятным «лунным» светом. В богатом оснащении CX‑5 к тому же старается избавить водителя от части забот, автоматически включая фары и стеклоочистители.
Управлять мультимедийным комплексом с 5,8‑дюймовым экраном можно тремя способами: кнопками на симпатичной баранке, специальной «шайбой» на центральном тоннеле и нажимая виртуальные кнопки на самом экране. Навигация от TomTom отлично ориентируется в Европе и даже предупреждает о камерах, фиксирующих нарушения скорости. Акустическая система от BOSE с шестью динамиками выдает яркий и сочный звук.
Но электронные помощники и мультимедийные центры сегодня есть почти у всех «одноклассников» Mazda CX‑5, а вот уют и ощущение дорогого автомобиля стали для нас сюрпризом. Качество материалов и отделки в салоне кроссовера, пожалуй, лучшие среди японских конкурентов: весь пластик передней панели легко мнется под пальцами, алюминиевые детали приятно холодят пальцы. В нарядном контрастном исполнении (черный пластик сверху, светлый пластик ниже, бежевая кожа сидений) интерьер CX‑5 по «дороговизне» ощущений вполне может потягаться с седанами бизнес-класса – здесь ничто не напоминает о том, что это, в сущности, утилитарный автомобиль, да еще и «полукровка», полученный путем смешения разных классов. Дизельный Mazda CX‑5 универсален, причем эта универсальность – не результат компромиссов, а удобное сочетание лучших качеств. И нам такой подход очень нравится. А кому сегодня не понравится, например, присутствие wi-fi и климат-контроля в номере отеле, расположенного в глухой альпийской деревушке?
Двигатель: турбодизель, 2,2 литра, 175 л. с.
Коробка передач: 6-ступенчатый автомат
Тип привода: полный
Максимальная скорость: 204 км/ч
Разгон 0-100 км/ч: 9,4 с