- Родилась 16 июня 1983 года в Саратове
- Учредитель компании GRM Group
- Основатель собственного бренда одежды Natalia Gart
- Президент Федерации санного спорта России
- Член исполкома Международной федерации санного спорта
- Награждена памятной медалью и грамотой президента России «За значительный вклад в подготовку и проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи»
Вы возглавили Федерацию санного спорта России в возрасте 29 лет, став самым молодым президентом федерации по олимпийскому виду спорта в стране. Легко ли нашли общий язык с тренерами и спортсменами, многие из которых значительно старше вас? Сталкивались с предвзятым отношением со стороны чиновников?
Меня приняли достаточно быстро, отторжения не ощущала. Руководители Министерства спорта и Олимпийского комитета России отнеслись благосклонно, поддерживали. Мы готовились к Олимпийским играм в Сочи, решали организационные вопросы, так что размышлять о том, как ко мне относятся, было просто некогда. С сотрудниками федерации тоже без проблем нашла общий язык, несмотря на то что сделала некоторые кадровые перестановки, назначив главным тренером Вальтера Плайкнера. Александр Васин, ранее занимавший эту должность, – грамотный специалист, однако психологически ему было тяжело: спортсмены по натуре лидеры, у многих непростой характер. Для того чтобы их сплотить, нужно потрудиться. У Плайкнера получилось.
На посту президента ФССР продолжаете политику мужа или со временем внесли в работу организации существенные изменения?
Продолжаю. Сохранилась премия «Золотые сани», которую учредил Леонид. К сожалению, в предыдущем сезоне ее не удалось провести по финансовым причинам, но мы обязательно наверстаем упущенное, наградим спортсменов сразу за два сезона. Не могу предсказать, как в тех или иных моментах поступил бы мой муж, поэтому решения принимаю сама. В сборной России сейчас ситуация нормальная: много молодых спортсменов, есть конкуренция, новый главный тренер Альберт Демченко. В минувшем году, после завершения карьеры спортсмена, он занимал позицию тренера, ассистента Плайкнера, и я увидела, что он уже готов к самостоятельной работе.
Плайкнер ушел по финансовым причинам?
Дело не в этом. Вальтеру было тяжело нести бремя ответственности, справляться с нагрузкой, жить вдали от дома. К тому же возникли проблемы со здоровьем. Поэтому мы решили назначить на пост главного тренера Демченко, а Плайкнера перевести на позицию консультанта. По мере необходимости он приезжает на сборы, подсказывает по технике прохождения трассы, помогает с санями основному составу и молодежной сборной. Мы никого не увольняли, все произошло по взаимному согласию. Если вернуться к теме финансов, зарплата Плайкнера существенно уменьшилась ввиду изменения должности.
Не отразится ли подобная рокировка на качестве саней?
Вальтер помогает в их доводке. Сани у нас российского производства, а готовят инвентарь к соревнованиям Плайкнер, Альберт и Олег Демченко, Александр Васин. Сани – индивидуальный снаряд, их настраивают под конкретного спортсмена.
На чемпионате мира 2016 года сборная России завоевала одну бронзовую медаль, в то время как год назад у нас было золото Семена Павличенко. Завершающийся сезон хуже предыдущего?
Я оцениваю бронзу Татьяны Ивановой на немецкой трассе на вес золота – сражаться с хозяйками в Кенигзее очень непросто. К тому же в нынешнем сезоне прибавила сборная Латвии, «выстрелила» швейцарка Мартина Кохер, «поехали» американки. Иванова буквально вырвала медаль, опередив Татьяну Хюфнер. Мы хорошо выступили на чемпионате Европы, где завоевали три награды, при этом серебряным призером стал 20‑летний Роман Репилов, проводящий первый год в основном составе. В целом я оцениваю сезон как удачный. У нас молодая перспективная команда. Каждый год выигрывать золото невозможно. Семену Павличенко, который в минувшем сезоне стал чемпионом мира и Европы, пришлось крайне нелегко психологически – спортсмен испытывал серьезное давление.
Одной из составляющих успеха российских саночников и бобслеистов на Олимпийских играх в Сочи стала возможность сделать большое количество спусков на домашней трассе. В Пхенчхане у россиян не будет подобного преимущества. Как команда проведет подготовку к Играм 2018 года?
По новым правилам Международной федерации санного спорта (FIL) никто не имеет права тренироваться на олимпийской трассе больше других команд, у всех будут равные возможности. Так что никому не удастся договориться с хозяевами о дополнительных заездах для своих спортсменов. Считаю подобный подход правильным: когда у всех одинаковый накат, на первый план выходит профессионализм. На данный момент рано говорить о составе сборной России на Олимпийские игры: в Пхенчхан попадут сильнейшие, при этом отбор станем производить исключительно по спортивному принципу.
Главный тренер сборной России Альберт Демченко отмечает, что в последнее время наблюдаются сложности с финансированием ДЮСШ по санному спорту, и считает, что это может повлечь проблемы с резервом для главной команды. Это необратимый процесс, связанный с общим экономическим положением в стране, или можно каким-либо образом изменить ситуацию?
Проблема действительно существует. Трассы, на которых выросло не одно поколение спортсменов, в частности в Чусовом и Братске, морально и физически устарели. Мы пытаемся договориться с местными властями о том, чтобы они поучаствовали в финансировании, однако экономическая ситуация в стране сложная. Работаем над реконструкцией санно-бобслейной трассы в подмосковном Парамонове, где надо перестроить несколько виражей. Хотим строить новую в Ленинградской области. Сейчас единственная в России трасса мирового уровня в Сочи, но проводить сборы и тренироваться там накладно. Несмотря на то что Министерство спорта и Олимпийский комитет России делают для нас все возможное, бюджеты все же сокращаются.
И все-таки мне очень хочется, чтобы санный спорт стал так же популярен, как, скажем, футбол или хоккей. Ведь это зрелищный и интересный вид спорта. Если хотя бы раз посетишь соревнования, обязательно станешь болельщиком. И для дальнейшего существования и развития этого спорта необходимо строительство санно-бобслейных трасс в регионах. Конечно, санный спорт недешев. Но у нас есть еще один вид – натурбан, где затраты в разы меньше.
Как вы оцениваете олимпийские перспективы натурбана?
Этот вид спорта развивают 25 стран, так что требования МОК по их количеству выполнены. В нынешнем сезоне мы провели этап Кубка мира в Москве на Воробьевых горах, что я считаю историческим событием. Ведь, как правило, такие соревнования проходят в отдаленных местах, куда непросто добраться. За счет средств генерального спонсора федерации компании GRM Group была построена трасса. Проведенные соревнования получили высокую оценку со стороны специалистов и международной федерации. Национальные команды уже изъявили желание провести соревнования в Москве и в следующем сезоне.
Стараюсь лоббировать натурбан в FIL, где являюсь членом исполкома. Каждое мое выступление содержит речь о натурбане, о перспективах его дальнейшего развития, о шагах, которые необходимо предпринять для включения этой дисциплины в программу Игр. Российская сборная занимает лидирующие позиции в этом виде спорта. И я считаю, что на Олимпиаде мы могли бы принести дополнительные медали для нашей страны. Как я уже отмечала, натурбан относительно недорог. Чтобы спрофилировать трассу, нужны лишь подходящий по перепаду высот склон и техника, далее надо наморозить лед и установить бортики – и все. Когда мы провели этап Кубка мира на Воробьевых горах, многие зрители высказывали намерение попробовать себя в натурбане.
У вас есть собственный бренд женской одежды. Следите ли вы за тем, как одеваются российские саночницы в повседневной жизни?
Почти вся их жизнь связана со спортом, поэтому и одежду они предпочитают носить соответствующую. Раньше спонсором ФССР была компания adidas, сейчас одежду нам предоставляют российские марки Forward и Red Fox. В неспортивном виде девушек можно увидеть разве что на торжественных мероприятиях. Возможно, они несколько расслабятся, завоевав все золото Олимпийских игр в Пхенчхане. Я задумываюсь над выпуском специальной линии спортивной одежды. Но пока это только в планах.
Можно ли сравнить управление строительной компанией и спортивной федерацией?
В обоих случаях важно наладить систему, когда за каждый блок задач отвечает конкретный человек, четко и грамотно выполняющий свою работу. В ФССР это сделать удалось. Помимо спортивной составляющей в федерации есть и организационная. Необходимы исполнительный директор, генеральный секретарь, переводчики, другие специалисты. Когда все эти люди работают профессионально и слаженно, спортсмены и тренеры могут сосредоточиться на выполнении своих непосредственных обязанностей. В случае со стройками схема та же. В компании есть финансовый, юридический, строительный департаменты, зона ответственности которых строго прописана. Когда за каждый блок отвечает грамотный управленец, структура функционирует как часы. Моя главная задача как руководителя – отладить систему и правильно расставить людей. Принципы управления везде одни и те же.
В то же время спорт – конкурентная среда. Условно говоря, мест в команде три, а претендентов – десять.
Это вотчина главного тренера, куда мне как организатору лучше не вмешиваться. Уверена, что в сборную страны должны попадать строго по спортивному принципу. У нас происходит естественный отбор. В сборную попадают только самые перспективные и трудолюбивые спортсмены, показывающие лучшие результаты в квалификационных заездах. И на соревнованиях честь страны защищают сильнейшие.
Как оцениваете перспективы популяризации санного спорта и натурбана?
Хотелось бы больше внимания со стороны телевидения. Немного обидно, когда такой телеканал, как «Матч ТВ», рассчитанный на массового зрителя, увлекающегося спортом, не может уделить достаточного количества эфирного времени для освещения этапа Кубка мира по натурбану. Считаю, мероприятие на Воробьевых горах было достойно трансляции. Телеканал собирался ее организовать, однако показали соревнования не в обещанное время и не в том объеме, в каком должны были. А ведь наш спорт не только зрелищный и интересный, но и результативный! Российские спортсмены на московском этапе завоевали четыре золотые, две серебряные и бронзовую награды. Болельщикам есть чем гордиться! И показать успешных атлетов, уделяя внимание не только популярным, но, к сожалению, не самым результативным видам спорта (не хочу никого обидеть), было бы справедливо.
Санный спорт – это очень интересно. Мои дети и друзья им уже увлеклись, следят за выступлениями. Мы договорились о строительстве трассы для натурбана с Горнолыжным клубом Леонида Тягачева, нашли место. Хотим, чтобы все желающие смогли попробовать себя в этом виде. Минувшей зимой реализовать проект не успели. Но, надеюсь, нам удастся это в следующем году.
У вас есть опыт спуска по трассе на санях?
Пока не решаюсь. В нынешнем году на этапе Кубка мира в Сочи скатилась по трассе на «вучке» в компании Альберта Демченко, который управлял снарядом. Он постоянно оборачивался и дотрагивался до меня рукой. После финиша спрашиваю: «Зачем ты это делал?» Отвечает: «Думал, вы в обморок упали». Я от страха зажмурила глаза и не могла даже кричать. После финиша не понимала, как спортсмены умудряются управлять снарядом. При этом наша скорость составляла всего около 80 км/ч, в то время как спортсмены разгоняются до 135 км/ч. Летом они тренируются на роликовых санях, несясь по бетонному желобу со скоростью 126 км/ч. Я восхищаюсь этими людьми!