Мы откладывали интервью из-за вашей поездки в Ниццу. Что там происходило?
Европейский турнир по кроссфиту – The Alpha Games 2017. Собралось порядка 250 атлетов разных категорий. Я стала лучшей среди любителей.
Чтобы мы понимали: опишите, как проходит турнир подобного уровня.
Если любители и профессионалы соревнуются в рамках одного турнира, то чаще всего мы выполняем одни и те же задания – только в моей категории scaled они упрощаются (на нашем жаргоне – масштабируются: перевод с английского to scale, отсюда и международное название категории – scaled). Упростить задание можно разными методами – снизить веса, заменить сложное упражнение более простым, сократить объем работы, увеличить ограничение по времени для комплекса. Так, например, во Франции при выполнении подъемов по канату нам разрешалось использовать ноги, профессионалы же должны были подниматься исключительно за счет силы рук, наши веса на снарядах в разных заданиях в среднем были ниже на 10–15 кг. Как таковых универсальных стандартов такого упрощения нет – арсенал предполагаемых навыков атлета-любителя варьируется от турнира к турниру. К слову, уровень российских любителей за последние годы здорово вырос – если раньше в категории scaled даже подтягивания до груди считались чем-то сверхъестественным, то сейчас мы делаем выходы на турнике, ходим на руках, а одноповторный рывок 50–55 кг для девушек – это средний показатель.
Участники заранее знают, какой будет комплекс? Или организаторы это скрывают?
Это ключевое отличие – все задания мы узнаем в день старта либо чуть раньше – отрепетировать толком при всем желании не выйдет. Так реализуется один из главных принципов соревновательного кроссфита – атлет должен быть готов к любым неожиданностям. Порой организаторы подкидывают нам какие-то подсказки – например, фотографию хитрой улыбки Евгения Богачева на фоне бассейна в соцсетях за месяц до российского турнира «Гераклиада-2017». Хештег мероприятия был явным намеком на то, что атлетам нелишним будет захватить с собой купальник и шапочку. Из Instagram французского турнира было ясно одно – нас и там ожидает вода, а также бег на тренажере Woodway. Все. Мы совершенно не представляли, что конкретно и в каких сочетаниях мы будем исполнять – комплексы объявлялись вечером, накануне каждого из соревновательных дней. Без «гостинцев», конечно, не обошлось – атлетам посчастливилось познакомиться с новым снарядом, который почему-то носит название «свинья», – это большая металлическая конструкция чуть ниже меня ростом, по форме напоминающая гибрид огромной гантели с каркасом холодильника. Это чудо инженерной мысли нужно было кантовать в рамках одного из комплексов, стремясь преодолеть максимально большое количество отрезков по три метра. Незабываемые ощущения (особенно послевкусие) – однозначно рекомендую.
После анонса комплекса вы продумываете стратегию?
Конечно. Запускается активный мыслительный процесс – мы с тренером продумываем, как именно я буду есть этот кусок пирога. Нужно определиться с темпом, проанализировать, какие упражнения делать быстро, а на каких есть смысл отдохнуть, продумать переходы между снарядами, порядок смены весов на штанге… то есть все, вплоть до того, в какой момент можно воспользоваться магнезией или попить воды. После этого можно со спокойной совестью выходить на арену. Да, конечно, реальность далеко не всегда совпадает с задуманным – то спина откажет раньше, чем планировалось, то, наоборот, ты чувствуешь, что на адреналине можешь ускориться там, где не собирался. Тем не менее наличие сценария в голове дарит теплое чувство готовности к комплексу и помогает не «встать».
Вы называете себя атлетом-любителем. Что нужно для перехода в профессионалы?
Считаю, моя категория в том виде, в котором она сейчас существует, заслужила право считаться самостоятельной, а не перевалочным пунктом на пути к профессионалам. Это категория в первую очередь для тех, кто занимается кроссфитом в свободное время, любит соревноваться, но не ставит во главу угла цель завоевывать чемпионские титулы. Да, конечно, многие атлеты, соревнующиеся сейчас в элитном дивизионе, пришли из любителей, и это их сознательный выбор. Но нужно понимать, что успешных выступлений в любителях недостаточно перехода в категорию профессионалов. Это серьезное решение, которое будет требовать от атлета полной отдачи и абсолютного переформатирования образа жизни.
Сколько нужно лет, чтобы с нуля стать профи в кроссфите?
Я смогу ответить на этот вопрос, только если стану таковым. Думаю, что все индивидуально и зависит от многих факторов – в первую очередь от желания и физических данных, как и в любом спорте высших достижений.
Последние годы вы работаете переводчиком в офисе. Как попали в кроссфит?
Непреднамеренно. Я долгое время занималась капоэйрой и в какой-то момент решила, что для дальнейшего прогресса в этом виде деятельности мне необходимо подтянуть свою общефизическую подготовку. О кроссфите я знала очень поверхностно, и, откровенно признаюсь, сочетание таких полярных видов спорта, как легкая и тяжелая атлетика с гимнастикой в одном флаконе, казалось мне тогда утопическим. Тем не менее кроссфит завоевывал все большее число сердец моих знакомых, и мне стало попросту интересно.
Так, а дальше?
Пришла на площадку в парк (компания Reebok организует бесплатные тренировки для всех желающих) – раз, второй, третий. Я тогда и представить себе не могла, какой ящик Пандоры я для себя открываю. Парковая площадка вскоре сменилась на зал, где мы познакомились с моим тренером, и постепенно кроссфит изменил свой статус в моей жизни, перестав быть подсобным спортом. Я по-прежнему занимаюсь тем, что «подтягиваю» свою общефизическую подготовку, но теперь в несколько иных масштабах.
Кроссфит – что это для вас?
Полигон для дрессировки внутренних демонов. Ты абсолютно сознательно вовлекаешь себя в среду, в которой будет неуютно, больно и страшно, и только от тебя зависит, что с этим делать. Постепенно понимаешь, что гораздо интереснее наблюдать за тем, как меняются твои границы возможного, нежели просто за ростом мышц. Кроссфит заставляет заново знакомиться с самим собой – для достижения целей приходится изучать механизмы работы своего организма как на физиологическом, так и на психологическом уровне, учиться их корректировать по мере необходимости. Полезное и интересное занятие, скажу я вам.
Растолкуйте новичкам простым языком: что дает людям занятие этим видом спорта?
Минздрав рекомендует: регулярные физические упражнения снижают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, способствуют психическому благополучию, помогают строить и поддерживать здоровые кости, мышцы и суставы. По-хорошему, этого должно быть достаточно для того, чтобы взять форму и скорее бежать в зал получать свою дозу здоровья. Недостаточно? Кроссфит – очень многогранный вид фитнеса, определитесь с целью, и вы наверняка найдете свою грань. С кроссфитом при правильном подходе в сочетании с надлежащим режимом питания можно похудеть, нарастить мышечную массу, увидеть наконец свои кубики пресса и даже восстановиться после некоторого рода травм. Важная оговорка: «правильный подход» определяет тренер, на мой взгляд, альфа и омега всего тренировочного процесса. Имейте в виду – с этим человеком вам предстоит через многое пройти на пути к достижению своих целей, поэтому к поиску тренера нужно отнестись максимально серьезно. Хотите соревноваться? Соревнуйтесь. Не хотите – ничего страшного, кроссфит не призывает всех и каждого выходить на арену. Кроме того, кроссфит – очень социальный вид спорта. Вокруг вас всегда будут единомышленники, готовые разделить с вами радость ваших даже самых маленьких побед и поддержать, если что-то идет не так.
Чтобы начать заниматься, нужна какая-то база? Или кроссфит подходит всем без исключения?
Кроссфит позиционирует себя как система тренировок, подходящая всем и каждому, независимо от возраста, пола и физической подготовки. В общем и целом я с этим соглашусь при условии опять же профессионализма тренера, который способен найти индивидуальный подход к человеку в зависимости от его уровня подготовки.
Как кроссфит меняет женское тело?
Ровно настолько, насколько желает обладатель этого тела. Это довольно гибкая система тренировок, которая в зависимости от цели позволяет получить нужный результат.
Вы довольны своим телом?
Да, вполне.
Что входит в вашу диету? Какая она?
Моя близкая подруга и боевой товарищ очень точно сформулировала рецепт правильного питания – есть только то, что можно приготовить в мультиварке. Стараюсь придерживаться этого принципа. Но без фанатизма – если хочется чего-то сладкого, например, я себе не отказываю в этом.
Похвастайтесь вашими силовыми показателями – в подтягиваниях, отжиманиях, приседе.
Строго (то есть по-человечески) подтянуться могу раз 10, киппингом (с раскачкой) – 20 (если предварительно хорошо отдохну). У нас большее значение имеет то, сколько раз ты сможешь подтянуться за определенный промежуток времени, либо за какое время ты закроешь определенное количество подтягиваний (после, например, километра гребли). Отжимания не считала. Штанга меня любит немного больше гимнастики – в последний раз при определении одноповторного максимума в приседе на штанге было 115 кг.
Ого! Если взять профессионального тяжелоатлета уровня чемпионата мира и пригласить его в кроссфит-зал – он будет самым крутым?
Кроссфит и тяжелая атлетика – это два разных вида спорта. Для того чтобы профессиональный тяжелоатлет смог успешно проявить себя в кроссфите, ему нужно тренироваться наравне со всеми, поскольку тяжелая атлетика в ее классическом виде – это только малая составляющая всего кроссфита.
Вы следите за социальными сетями других атлетов с целью анализа их тренировок/прогресса?
Слежу, конечно. Очень интересно наблюдать за тем, как прогрессируют друзья и коллеги по цеху. Однако анализировать чужие программы тренировок по фото/видео из соцсетей считаю бессмысленным.
Расскажите о любимом воспоминании, связанном с кроссфитом?
Ой, их очень много на самом деле. Например, тренировки в парках. Допускаю, что тогда мы ввели в недоумение многих прохожих, таская друг друга на плечах по рельефам Нескучного сада или выполняя комплекс с большим количеством берпи под дождем и в грязи.
Будь у вас возможность изменить одну вещь в кроссфите, что бы вы сделали?
Ничего. Серьезно. Мне нравится то, чем я занимаюсь, – целиком и полностью. Кроссфит стал явлением со своим собственным жизненным циклом – он сам меняется и меняет: появляются новые самостоятельные ответвления (кросслифтинг, например). Можно бесконечно долго спорить о «темных сторонах» кроссфита, тем не менее, как мне кажется, в целом это движение идет в правильном направлении.
Каким видите свое будущее?
Светлым и радужным, конечно же. Если вы имеете в виду мое будущее в кроссфите, я не хочу загадывать. Сейчас нужно отойти от турнира и двигаться дальше. В каком направлении – время покажет.