Дмитрий Волков – о восхищении Сергеем Тетюхиным, благодарности Владимиру Алекно, клубе «Факел» и травмах

№10 (116)_2017
Текст: Дмитрий Маслов / ВК «Факел»
В начале сентября сборная России по волейболу завоевала золотые медали прошедшего в Польше чемпионата Европы. Самым ценным игроком турнира был признан диагональный нашей команды Максим Михайлов, а в символическую сборную вошли два его партнера по команде – связующий Сергей Гранкин и доигровщик Дмитрий Волков. Этот 22-летний спортсмен был эффективен в атаке и поставил 15 результативных блоков, став одним из открытий турнира. Мы расспросили одного из самых талантливых молодых волейболистов мира о чемпионате Европы, клубе «Факел», за который он выступает, и обсудили перспективы популяризации волейбола.

Досье

- Родился 25 мая 1995 года в Новокуйбышевске
- С 2011 года выступает за «Факел» (Новый Уренгой)
- Обладатель Кубка Вызова (2017), MVP финала
- Чемпион мира среди игроков до 19 лет (2013)
- Чемпион мира среди игроков до 23 лет (2015)
- Чемпион мира среди игроков до 21 года (2015)
- Чемпион Европы по волейболу (2017), вошел в символическую сборную турнира

Свою фотографию после победного финала чемпионата Европы вы снабдили подписью «изи катка». Турнир действительно сложился для вас легко?
Подпись, конечно, шуточная. В тот момент она соответствовала моему настроению. Вы сами видели, что матч с немцами был тяжелым, как и весь чемпионат. Некоторые говорят, что не все соперники выступили оптимальными составами, но это неправда. Разве что у итальянцев отсутствовали Иван Зайцев и Османи Хуанторена, все остальные сильнейшие играли.

Поляки явно неудачно выступили на турнире.
Это их проблемы. У них в составе были все лидеры. Возможно, словенцы провели против них идеальный матч в плей-офф. Мы смотрели его всей командой. Скорее не Польша уступила, а Словения выиграла. Они были очень сильны.

Выход сборной Германии в финал для меня стал сюрпризом. А для вас?
Тоже. Мы ожидали увидеть в решающем матче сербов. Но немцы прилично сыграли как с балканцами, так и с нами.

Как вы оцениваете собственное выступление? MVP турнира Максим Михайлов заявил, что Дмитрий Волков был более достоин этого звания.
Я так не считаю. Михайлов – красавец, проделал космический объем работы, забивал все сложные мячи. И получил звание самого ценного игрока заслуженно. Восхищаюсь Максимом – он с 10 лет поддерживает высочайший уровень.

Есть ли у сборной России резервы для усиления игры?
Прежде всего, это возвращение Дмитрия Мусэрского. Выдающийся волейболист, он усилит любую команду.

В 2016 году в сборной России дебютировал натурализованный словак Лукаш Дивиш. Как вы относитесь к его появлению в команде?
Нормально, он хороший парень, веселый. Можно сказать, уже русский. Спокойно разговаривает на нашем языке.

В чем ваши основные резервы для прогресса в волейболе?
Во всех компонентах игры. Но в первую очередь в контратаке.

Легко ли вам психологически перестроиться с чемпионата Европы на выступление за клуб?
Конечно, тяжеловато. Летом у меня не было отпуска, мы целенаправленно готовились к турниру в Польше. Нельзя провести весь сезон на пике, поэтому сейчас я не в оптимальном состоянии. Но ничего, постепенно выйду на свой уровень.

В минувшем сезоне «Факел» занял пятое место. Какая задача стоит перед клубом сейчас?
Директор поставил задачу попасть в первую тройку, квалифицироваться в Лигу чемпионов. Считаю такую цель достижимой.

В вашей команде нет игроков-иностранцев. Это принципиальная позиция?
Насколько я знаю, на клуб наложен запрет на заявку легионеров из-за долгов перед некоторыми игроками.

Эта ситуация серьезно ухудшает шансы «Факела» на призовое место? Как вы в целом относитесь к лимиту на легионеров?
Шансы у нас есть, и вполне реальные. А насчет лимита рассуждать не готов – я волейболист, мое дело – выходить на площадку.

Ваш клуб проводит домашние матчи в Новом Уренгое, а базируется в Подмосковье. Комфортен ли для вас подобный расклад?
Минус в том, что у нас каждая игра, по сути, выездная. В то же время у нас нет пересадок. Летаем регулярными рейсами экономическим классом. Мне кажется, что так лучше, чем жить в Новом Уренгое.

Насколько я знаю, база «Факела» расположена под Серпуховом. Как проводите там свободное время?
Стараюсь как-то развлечь себя – хожу в кино, смотрю сериалы. Ничего особенного не делаю, восстанавливаюсь. Свободного времени на самом деле мало – тренируемся, летаем, играем.

«Факел» – ваш первый профессиональный клуб…
Единственный. У меня есть котракт, и я выполняю его условия, полностью выкладываюсь на играх. И предложения от других коллективов на данный момент не рассматриваю.

В Польше, где проходил чемпионат Европы, волейбол занимает второе место по популярности после футбола. Как вам играется в России, где зрителей гораздо меньше?
В Польше на матчах отличная атмосфера. Очень нравится, когда присутствует много зрителей. Пусть даже они и болеют против меня. Все равно подстегивает! Но на некоторые игры чемпионата России приходит мало людей. Скажу честно, не знаю, что надо сделать для того, чтобы ситуация изменилась.

В каких российских городах лучше всего с посещаемостью волейбола?
Выделю Кемерово – там лучшая в России атмосфера на матчах, играть там приятно. В Новом Уренгое посещаемость сильно зависит от соперника. Хотелось бы, чтобы на все игры ходили так, как на матчи с «Зенитом-Казанью».

В магнитогорском «Металлурге» есть традиция – каждый год хоккеистам устраивают экскурсии на комбинат. Были ли вы на предприятиях Газпрома?
Ни разу не был. Но я за любую движуху и разнообразие, так что было бы интересно посмотреть, как работают люди.

Один из посылов таких экскурсий на производство – показать спортсменам, как люди работают в тяжелых условиях за суммы, которые значительно ниже их доходов…
Не думаю, что эта история про волейбол. У нас не такие огромные зарплаты, как у футболистов. Никогда не слышал, чтобы кто-либо возмущался нашими доходами.

Есть ли смысл российским игрокам уезжать за рубеж? Вы бы хотели попробовать себя за границей?
Звездам и в других странах тоже предлагают очень хорошие контракты. С одной стороны, это было бы интересно. С другой – там все другое – менталитет, жизнь, язык. Так что все-таки – нет. Я патриот, люблю Россию.

Ваш рост 201 см. Доставляет ли он неудобство в обыденной жизни? Легко ли найти подходящую одежду, обувь?
Я все покупаю в магазинах, на заказ ничего не шью. Иногда понравится какая-то вещь, а подходящего размера нет. В таком случае выбираю из имеющегося в наличии.

В марте случился скандал вокруг бывшего игрока вашего клуба Александра Кимерова, которого сняли с авиарейса компании «Победа» после того, как он не поместился на сиденье и поменялся местами с пассажиркой…
Это единичный случай. Как правило, стюардессы и пассажиры принимают во внимание мой рост, идут навстречу, позволяют пересесть на более удобное место.

Ваш дядя Евгений Петропавлов профессио­нально играл в волейбол. Именно этот факт предопределил ваш жизненный выбор?
Класса с пятого уже знал, что волейбол станет моей работой. Учился хорошо, но это больше для мамы с папой. Мы с дядей жили по соседству, часто ходил к нему в гости, он подсказывал, как поступить в той или иной ситуации. Можно сказать, дядя был моим кумиром.

Вы пропустили сезон 2013/2014 из-за проблем со спиной. Не боялись, что придется завершить карьеру, толком не начав ее?
Российские врачи говорили, что шансов на восстановление нет, предлагали, пока не поздно, переключиться на учебу. Но я верил, поехал в швейцарскую клинику. Там меня обнадежили, сказали, что делать. Полгода следовал их рекомендациям, и все получилось.

Нескромный вопрос: кто оплачивал поездку в клинику и ваше восстановление – сами или клуб?
Все оплатила Всероссийская федерация волейбола.

Нередко доводится слышать, что профессио­нальные спортсмены к окончанию карьеры подходят хронически больными людьми. Согласны?
Конечно. Это далеко не физкультура. Много травм, в том числе и у совсем молодых игроков. Ничего удивительного: очень высокие нагрузки, в матчах и на тренировках выкладываешься на 100%.

Бывший доигровщик сборной России Павел Абрамов после окончания карьеры успешно занялся сельским хозяйством. Вы выберете для себя более традиционный путь?
Мне только 22 года, поэтому всерьез не задумывался о том, чем буду заниматься. Могу лишь сказать, что точно не сельским хозяйством. Партнеры по сборной России рассказывали, что ближе к окончанию карьеры Абрамов много читал по интересующей его тематике, конспектировал. Я не удивлен, что у него все получилось. Павел очень умный человек.

Насколько мне известно, вы увлекаетесь чтением биографий именитых спортсменов…
Это правда. Когда попадается что-то интересное, читаю. Не каждый день, по ситуации. Например, в самолете. Хочу узнать, как люди добились таких высот.

У вас есть кумир в волейболе?
С детства восхищался игрой Сергея Тетюхина, сколько себя помню, понимал, что это великий игрок. Даже когда он не был таким титулованным. Нравится, как действует Максим Михайлов. Это настоящие профессионалы своего дела.

Тетюхин продолжает карьеру в 42 года. В чем секрет такого спортивного долголетия?
Сам не понимаю, как можно доиграть до такого возраста. Сергей – просто красавец, очень любит волейбол.

Вас когда-нибудь посещают мысли: «зачем я каждый день тренируюсь? Мог бы заниматься тем-то и тем-то».
Никогда. Мне очень нравится моя работа. С детства мечтал о ней и ни на что не променяю.

Какой тренер оказал на вас самое большое влияние как на игрока?
Каждый вложил что-то. Я давно мечтал потренироваться у Владимира Алекно, и в прошлом году это стало реальностью. Получив вызов на предолимпийский сбор, даже не предполагал, что смогу попасть на Игры: на моей позиции были очень сильные и опытные волейболисты. И я очень благодарен Алекно за то, что включил в состав. Не побоялся взять в Рио-де-Жанейро двух молодых доигровщиков – меня и Егора Клюку. Нам было по 21 году.

Нынешний главный тренер сборной России Сергей Шляпников славится умением работать с молодежью. Какой процент в успехе команды на чемпионате Европы отведете на долю тренера?
Очень сложно определить. Все сложилось в нашу пользу. Тренеры, игроки, медицинский штаб – все причастны к победе. Каждый заслужил золотую медаль.

Она как-то изменила вашу жизнь? Стали больше узнавать на улицах, появились спонсоры…
Ничего не изменилось. Узнают не часто, в основном в аэропорту. Недавно гулял в парке, подошла девочка. Мы же не футболисты, которые, даже играя за условный «Амкар», достаточно известны. В России волейбол не такой популярный вид спорта, не так часто показывают по телевидению. Если не ошибаюсь, на канале «Матч ТВ» в прямом эфире транслировали только два наших матча на чемпионате Европы.

Вы думаете, если волейбол показать в том же объеме, что и футбол, популярность станет сравнимой?
Волейбол, конечно, сложнее для просмотра. Человек, впервые включивший трансляцию, может и не понять нюансы игры, футбол в этом плане проще. Может, поэтому и популярнее. В Польше на матч открытия чемпионата Европы по волейболу пришли 60 тысяч зрителей. А у нас, думаю, и на финал Олимпийских игр столько болельщиков бы не собралось.

У вас есть некая зависть к популярности и доходам футболистов?
Ничего подобного не испытываю. Просто люблю волейбол и играл бы в него даже бесплатно.

Чего бы вы себе пожелали?
Я доволен тем, как складывается жизнь. Всем спортсменам хочу пожелать здоровья, избежать травм. Они зачастую являются следствием несчастных случаев, поэтому нельзя без удачи. Ее я тоже хочу пожелать спортсменам.