После того, как в допинг-пробе обладателя золотой медали Олимпийских игр в Пекине был обнаружен запрещенный препарат, награда высшей пробы должна быть передана вашему клиенту. Однако этого до сих пор не случилось. В чем причина такого развития событий? Какие шаги вы намерены предпринять?
Медаль спортсмена, в пробах которого нашли запрещенный препарат, должна быть возвращена в Международный олимпийский комитет (МОК). А нашему клиенту требуется вручить заново отлитую награду. Однако до сих пор этого не произошло по причине того, что не существует единой процедуры возврата. Олимпийский комитет России (ОКР) не разработал какого-либо регламент или иной документ, регулирующий подобную ситуацию, все действия зависят исключительно от воли самого спортсмена. Однако многие атлеты не согласны с решением МОК о возврате медалей, оспаривают решения, обращаются с апелляцией в Спортивный арбитражный суд, тянут время, всячески тормозят процесс и возвращать медали не собираются. Соответственно российские спортсмены, в частности наш клиент, пока не могут получить свои заслуженные награды.
Рассчитываете ли на помощь со стороны Олимпийского комитета России?
К нам, как юристам, время от времени поступают запросы от спортсменов, ставших медалистами по итогам перераспределения наград, и мы со своей стороны готовы защищать их интересы. На данном этапе для начала мы планируем обратиться за помощью и содействием в ОКР и МОК. Возможно, эти организации поспособствуют разрешению ситуации. Мы считаем, что они не должны оставаться в стороне. Есть решение МОК о возврате медали, имеется решение вручить медаль нашему клиенту. Почему оно не исполняется? И кто должен принуждать к его исполнению? Поскольку отдельного органа, занимающегося этими вопросами, не существует, мы считаем, что МОК и национальные олимпийские комитеты (НОК) обязаны взять ситуацию под контроль.
В случае если данный метод окажется не эффективным, у нас есть возможность обратиться, например, в Спортивный арбитражный суд. Однако мы надеемся, что этого не произойдет, и проблема будет решена мирными способами.
Как можно принудить спортсменов сдать неправомерно полученную олимпийскую медаль, если те уже завершили карьеру? Имеется ли возможность обратиться за помощью в инстанции, непосредственно не связанные со спортом?
В случае если мы говорим о спортсменах, которые уже завершили спортивную карьеру, то на текущий момент нет механизмов, способных заставить их сдать медаль. Нет четкого регламента, нет процедуры, а соответственно нет и главного двигателя – наказания за отказ сдавать награду. Что касается обращения в государственные суды, то никто не запрещает этого делать. Тем не менее в рассматриваемом вопросе речь идет об очевидном правовом вакууме, и суду просто не на чем будет основывать свое решение.
Хотелось бы отметить, что в делах о возвращении медалей большую роль играет моральная сторона вопроса, ведь спортсмен, пойманный на допинге, получил народное признание и знаки почета нечестным путем, а поэтому должен вернуть незаслуженную награду по внутреннему убеждению.
Подвергается ли какому-либо наказанию Национальный олимпийский комитет в случае, если спортсмен из этой страны отказывается вернуть отобранные у него олимпийские медали?
Вопрос ответственности НОК в случае, когда спортсмен отказывается вернуть отобранные у него олимпийской медали, законодательно не урегулирован. Это связано с тем, что, нарушая антидопинговые правила, спортсмен несет личную ответственность. Поэтому возложение такого бремени на третье лицо противоречит принципу неотвратимости ответственности.
Представляется возможным внести изменения в механизм воздействия на таких недобросовестных атлетов с помощью введения института субсидиарной ответственности НОК. Такой рычаг воздействия сможет оказаться эффективным, поскольку комитеты будут явно заинтересованы в том, чтобы исключить негативные последствия своих действий / бездействий.
Увеличилось ли количество обращений к вам со стороны спортсменов после 2016 года, когда был опубликован доклад Ричарда Макларена и принято решение перепроверить допинг-пробы, взятые на Олимпийских играх 2008 и 2012 годов?
Безусловно, после публикации доклада Ричарда Макларена, который затрагивает интересы не только спортсменов, но и общенациональные интересы России, появилась необходимость в профессиональной помощи тем, чьи интересы были ущемлены. Мы с вами прекрасно понимаем, что доклад не базировался на юридически подкрепленных фактах, а в большей степени имел популистскую направленность. Очень сложно выстраивать линию защиты в поле, которое изначально не является правовым. Поэтому к нам за разъяснениями обратились не только спортивные федерации, отдельные спортсмены, но и СМИ. Такие обращения действительно хлынули потоком, в каждом случае мы находили «ключ» для понимания вопроса как в юридической, так и в геополитической плоскости.
Спортсмены, лишенные золотых медалей Пекина-2008 из-за допинга
Илья Ильин (Казахстан, тяжелая атлетика, до 94 кг)
Рашид Рамзи (Бахрейн, легкая атлетика, 1500 м)
Оксана Менькова (Белоруссия, легкая атлетика, метание молота)
Лю Чуньхун (Китай, тяжелая атлетика, до 69 кг)
Цао Лэй (Китай, тяжелая атлетика, до 75 кг)
Чэнь Сеся (Китай, тяжелая атлетика, до 48 кг)
Сборная России по легкой атлетике (женская эстафета 4×100м, из-за пробы Юлии Чермошанской)
Сборная Ямайки по легкой атлетике (мужская эстафета 4×100м, из-за пробы Несты Картера)
Артур Таймазов (Узбекистан, вольная борьба, до 120 кг)