Спортинг – неолимпийская дисциплина стендовой стрельбы. Однако именно в ней была создана первая в России профессиональная лига в этом виде спорта. С оригинальным форматом проведения соревнований, стабильным календарем из нескольких этапов, трансляциями соревнований, рекордными призовыми и даже циклом фильмов «Лидеры лиги» о ведущих спортсменах. Инициатором проекта и спонсором Профессиональной лиги спортинга стал председатель совета директоров ОАО «Ейский морской порт» Александр Белов. О своем интересе к спортингу, создании и перспективах развития лиги он рассказал в интервью журналу «Большой спорт».
Досье \ Александр Белов
Вы являетесь мастером спорта по стрельбе. Это серьезное достижение…
Для того чтобы получить это звание, надо выполнить норматив: попасть в определенное количество мишеней на турнире высокого уровня. Я сделал это на Кубке России. Стендовой стрельбой начал заниматься случайно. Хотел записать своего щенка в кинологический клуб, который располагался недалеко от стенда. Услышал, как люди стреляют, и тоже решил по-пробовать. На тот момент мне было больше 40 лет. «Коготок увяз», с тех пор регулярно стреляю. Стендовая стрельба – очень демократичный вид. В чемпионатах мира по спортингу участвуют около тысячи спортсменов.
Олимпийские виды стендовой стрельбы основаны на реакции, рефлексе, спортинг более интеллектуальный – разно¬образие траекторий мишеней и дистанций требует огромного опыта. FITASС (Международная федерация спортивной стрельбы из охотничьего оружия) проводит чемпионаты мира для разных категорий спортсменов. Кроме традиционных открытой, юниоров и женщин есть сеньоры (спортсмены старше 55 лет), ветераны (65–72 года) и мастера (старше 72 лет). Атмосфера на соревнованиях демократичная, новички на равных общаются с титулованными стрелками. При этом спортинг наряду с поло и гольфом считается аристократическим видом, особенно в Великобритании. Часто говорю, что спортинг – самый демократичный из аристократичных и самый аристократичный из демократичных видов спорта.
Стрельба — это, по сути, любительский спорт, она не создана для зрителей. Моя суперцель — сделать из спортинга «телевизионный» вид спорта, который привлекает болельщиков
При наличии таланта и трудолюбия в спортинге можно быстро добиться успеха. Екатерина Полываная в 16 лет стала мастером спорта, а в 18 – чемпионкой мира. При этом человек, попадающий со ста метров в монетку, вряд ли поразит летящую со скоростью до 100 км/ч мишень. Для этого нужна специализированная подготовка. Соревнования по нашему виду спорта выглядят эффектно, особенно в темное время суток при свете прожекторов. Тогда видна траектория полета мишени. Мы работаем над тем, чтобы эффектно демонстрировать это в видеотрансляциях. Это требует обучения операторов и режиссеров. Надеюсь, быстро достигнем результата: сформируем программу соревнований и траектории полетов мишеней так, чтобы было интересно не толь-ко стрелкам, но и зрителям.
Как у вас появилась идея создать Профессиональную лигу спортинга? Что мотивировало?
Стрельба в целом – статичный вид, малоинтересный для зрителей. Соревнования продолжительны, и в них нет непосредственного единоборства между спортсменами. Убежден в том, что профессиональный спорт становится таковым только при наличии зрителей. Поэтому я захотел реформировать формат, сделать его привлекательным для болельщиков, а результат – непредсказуемым. Я провожу соревнования по стрельбе в течение 15 лет, именно такой юбилей отпраздновал турнир «Бородинская битва», и все эти 15 лет наши друзья из военно-исторических клубов России перед финалом турнира проводят реконструкцию эпизодов Бородинской битвы. Стреляют пушки, в атаку несется конница, пехотинцы стойко защищают редуты. Формат турнира постоянно трансформируется, ищем интересные для зрителей варианты. Считаю, что движемся в правильном направлении.
Александр Белов лично участвует в соревнованиях по спортингу
В стендовой стрельбе концептуально считается количество мишеней, которые стрелок поразил. В случае с олимпийскими дисциплинами это логично, потому что сложность попадания в каждую примерно одинаковая. Спортинг дает возможность настройки полетов разной сложности.
Мои турниры состоят из двух этапов: квалификация и финал. В решающую фазу выходят шесть лучших, при этом в нашем календаре есть командные турниры по спортингу – наверное, единственные в мире, где стреляют парами. В финалах стрелок сам себе выбирает программу, за более сложную можно получить больше очков, но и попасть в мишень труднее. Это сделано для зрителей, чтобы усилить драматизм. У нас есть шесть разных по сложности мишеней, попадание в каждую в зависимости от сложности дает от 1 до 6 очков. При этом финалы проводятся на выбывание: после трех, четырех, пяти и шести стрелковых номеров (один стрелковый номер – это обычно от 4 до 6 мишеней) исключаются по одному спортсмену. Двое сильнейших выходят в суперфинал, где каждый заказывает программу для соперника. При этом две самые простые мишени убираются и добавляются две максимально сложные. Получается, что интрига сохраняется до последнего выстрела. Если спортсмен лидирует со значительным отрывом, он может дать сопернику легкую программу, которая изначально не позволит набрать большое количество очков. Или максимально сложную, которую тяжело выполнить. Выбор за самим стрелком: надо думать, просчитывать варианты. Интрига интересна зрителям, поэтому на наших турнирах есть болельщицкие эмоции, а победитель финала определяется последним дуплетом. Стрельба – это, по сути, любительский спорт, она не создана для зрителей. Моя суперцель – сделать из спортинга «телевизионный» вид спорта, который привлекает болельщиков.
Турнир «Бородинская битва» — это зрелищно
«Телевизионный» потому, что все соревнования, где есть стрелковое оружие, сильно зарегулированы и много болельщиков на трибунах в принципе быть не может?
Подобный фактор имеется, безопасность – приоритет. У нас стреляют дробью, но с близкого расстояния такой заряд легко пробивает миллиметровый стальной лист. В России миллионы охотников, тысячи стрелков, но все равно вероятность попасть под машину намного больше, чем быть подстреленным.
Во многих стрелковых клубах в принципе нет трибун, их приходится арендовать и монтировать специально для соревнований. Клубы пока не готовы и не стремятся зарабатывать на зрителях. Мы работаем над тем, чтобы болельщикам было интересно на наших мероприятиях, но понимаем, что основной потенциал привлечения аудитории – в интернете. И прилагаем все усилия, чтобы онлайн-трансляция демонстрировала само действо: траекторию полета мишени, драматургию спортивной борьбы, качественное комментирование. Некоторые телевизионщики, которых мы привлекаем для организации трансляций, настроены скептично. Но я верю в успех. Мы, наверное, первыми в мире стрелкового спорта пошли по этому пути.
Как складываются взаимоотношения Профессиональной лиги спортинга с Национальной федерацией спортинга?
Спортинг как спортивная дисциплина появился в России примерно 27 лет назад. Англичане, любители спортинга, которые приехали в нашу страну работать в 1990-е годы, привезли свои «машинки», которые запускали мишень не так, как это принято на круглом или траншейном стенде. В том числе мишень «заяц», она катится по земле. Для российских стендовиков это было чем-то фантастическим. Тогда и состоялись первые соревнования по спортингу.
Наш прошлогодний опыт показал, что финансовая мотивация работает: в соревнованиях Профессиональной лиги спортинга участвуют сильнейшие стрелки. В нашем виде спорта люди не избалованы: доходы несравнимы с имеющимися у хоккеистов и футболистов
За прошедшее время российские спортсмены добились серьезных успехов: у нас есть чемпионы мира, Европы, Азии и Африки. FITASС проводит международные турниры в двух форматах: так называемый большой спортинг, когда у мишени нет ограничений по дальности, и компакт, где мишень должна пролететь через заданный прямоугольник. Компакт-спортинг – более бюджетный вариант, соревнования можно организовывать на площадках для олимпийских дисциплин стендовой стрельбы. В компакт-спортинге у России хорошие достижения на международном уровне, в большом спортинге – почти никаких. Основная задача Национальной федерации спортинга – популяризация спортинга, особенно в регионах, организация этапов кубка страны, чемпионатов. То есть Федерация занимается в основном массовым спортом.
Наши взаимоотношения примерно такие же, как у РФС и РПЛ. Мы организуем соревнования для топ-спортсменов. В спортинге нам всем еще многое нужно сделать, мы не боремся друг с другом, а помогаем, это не конкурирующие проекты. Кстати, я сам участвую в чемпионате России по спортингу в своей возрастной категории.
В спортинге есть две категории спортсменов. Для одних это основной источник дохода, а вторые имеют другую работу или собственный бизнес. Турниры, которые проводит федерация, собирают огромное количество участников. И интерес постоянно растет. Но значительного дохода участие в таких мероприятиях не приносит. Моя задача состоит и в том, чтобы дать спортсменам дополнительную финансовую мотивацию. Профессиональный спорт предусматривает соответствующее вознаграждение. Один выстрел в клубе стоит около ста рублей. Для поддержания формы профессионалу надо производить от 25 тыс. выстрелов в год, топ-спортсмены делают до 100 тыс. выстрелов. Государство развивает преимущественно олимпийские дисциплины, поэтому неолимпийские, в частности спортинг, нуждаются в поддержке.
Наш прошлогодний опыт показал, что финансовая мотивация работает: в соревнованиях Профессиональной лиги спортинга участвуют сильнейшие стрелки. В нашем виде спорта люди не избалованы: доходы несравнимы с имеющимися у хоккеистов и футболистов.
Профессиональная лига спортинга – сугубо российский проект или с изменением внешнеполитической ситуации может масштабироваться?
Есть проблемы с провозом оружия через границу, а это фактически часть тела стрелка, с чужим не станешь чемпионом. Но спортсмены из Беларуси и Казахстана к нам приезжают, участвуют, внутри ЕАЭС в плане логистики легче. География нашей лиги расширяется, но медленно: в южных регионах России закрыты аэропорты, поэтому сейчас ориентируемся на центральные, а в этом году двинемся и в Сибирь.
Для вас лично Профессиональная лига спортинга – это бизнес или благотворительный проект? Можно ли на этом зарабатывать?
Хотелось бы вывести этот стартап в режим окупаемости, но пока говорить об этом рано: серьезным спонсорам имеющееся у нас количество просмотров трансляций неинтересно. В ближайшие годы ситуация глобально не изменится, я принимаю это. Предлагаемые нами стимулы привлекательны для спортсменов. Более того, я не знаю в мире соревнований по спортингу с лучшими финансовыми условиями. Первый приз у нас 5 млн руб¬лей, дополнительно имеется мотивация на отдельных турнирах. На них призовые предусмотрены для значительного количества стрелков по категориям. Стрелки сами выбирают категорию: бороться за значительную сумму и, возможно, с высоким уровнем конкуренции или за меньшую, но при более слабых соперниках. При этом до старта спортсмены не знают, кто из них в какую категорию заявился. В целом мы еще в стадии формирования продукта, но концепт готов – год-два будем его дорабатывать на практике.