Мне было интересно, как изменился Волгоград благодаря прошедшему чемпионату мира. Стоит признать – изменения значительные. Кроме очевидных перемен (новый аэропорт, стадион, гостиницы) хотелось бы отметить несколько важных мелочей. Очень приятно, что силами фонда «Обнаженные сердца» и Coca-Сola стали появляться инклюзивные игровые площадки. Первая из таких площадок в Волгограде появилась в 2016 году, и это наследие, которым действительно можно гордиться. К сожалению, подготовка к ЧМ не обошлась без негатива. Рядом с Мамаевым курганом «аллею вдов» вырубили, чтобы посадить «аллею России». Весьма спорное решение. В целом соседство нового стадиона (со всеми сопутствующими атрибутами) с мемориальным комплексом вызывает некий когнитивный диссонанс.
Вернемся к «Кожаному мячу». 26 августа состоялся финал и игра за третье место. Решающие матчи проводились на легендарном стадионе «Зенит», построенном еще до войны, который в этом году служил базой сборной Англии. Финалу предшествовала пресс-конференция, на которой удалось узнать, что на финал младшей группы (10 – 11 лет) кожаного мяча приезжали только скауты академии «Краснодара». Скауты других клубов, наверное, считают такие турниры недостойными своего внимания. А жаль, ведь с «Кожаного мяча» начиналась карьера многих выдающихся мастеров: Федора Черенкова, Олега Романцева, Андрея Шевченко, Алексея Смертина, Валерия Карпина, Алана Дзагоева. Еще больше огорчает, что и на финале взрослой группы скауты замечены не были.
В нем встретились команды «Зенит – СОШ 179» из Казани и «Труд» Тихорецка Краснодарского края. Первый удар по мячу произвел министр спорта Павел Колобков, а за матчем можно было наблюдать в прямой трансляции ВКонтакте.
Матч начался со значительным преимуществом татарстанской команды «Зенит» (возможно, стадион-«тезка» помогал). Тренер «Зенита» избрал популярную во взрослом футболе тактику 4-3-3, в то время как «Труд» играл по классическим 4-4-2. Особо впечатляюще выглядела игра девятого номера, который играл box-to-box и был буквально везде, благодаря чему тройка нападения «Зенита» освобождалась от работы в обороне и могла по полной напрягать защитников «Труда». Больше всего выделялся левый нападающий №11, подавляющий своей мощной и одновременно техничной игрой защитников, – минимум два раза после его прострелов «Зенит» должен был забивать. Кроме атак через левый фланг, особую опасность представляли угловые, на которых чувствовалась паника в штрафной «Труда». Но где-то зенитовцы сами были не точны, где-то спасали защитники и вратарь, а один раз в игру вступила перекладина, и первый тайм закончился без забитых голов.
Второй тайм начался так же, как закончился первый: «Зенит» атаковал, а «Труд» оборонялся и только изредка переходил в контратаки. В одной из редких атак за счет индивидуальной игры «Труд» заработал опасный штрафной. С ударом вратарь справился, но на добивании первым был нападающий «Труда». В этот момент казалось, что игроки «Зенита» умрут на поле, на них было страшно смотреть. Но до конца встречи оставалось больше 10 минут, и это были очень сложные минуты для обороны «Труда». Зенит грузил в штрафную. После одного из таких навесов нападающий «Зенита» с 6 метров без сопротивления пробил в штангу. А на последней минуте добавленного времени, после отличной диагонали №11 казанцы забили, но лайнсмен зафиксировал офсайд. Жаль, что судья не мог воспользоваться системой VAR, иначе, возможно, изменил бы решение. Мнения болельщиков по поводу легитимности судейского решения разделились. В оставшиеся секунды «Зенит» хоть и старался, но не смог забить. «Труд» в прямом смысле выстрадал эту победу, воспользовавшись единственной ошибкой «Зенита». Остается надеяться, что футболисты из Татарстана быстро переживут обидное поражение, а футболисты с Кубани не схватят «звездочку» и все ребята смогут реализоваться в спорте и жизни.