Готов к новым вызовам

№1(153)_2023
Текст: Дмитрий Маслов
Олимпийский чемпион Ванкувера в личном спринте Никита Крюков вышел на лыжню в подмосковном Пересвете в середине марта, приняв участие в фестивале лыжного спорта «Уралхим Гонка Легкова». О том, чем для него важны эти старты, а также о своей работе со сборной Китая, увлечении гонками с препятствиями и проблеме, с которой сталкиваются российские лыжники в условиях отсутствия международных стартов, Никита рассказал в интервью «Большому спорту».

Никита Крюков – о новых гонках с препятствиями, разном снеге в России и Европе, и удовольствии от участия в «Уралхим Гонке Легкова»

Никита Крюков.

  • Родился 30 мая 1985 года в подмосковном Дзержинском
  • Олимпийский чемпион 2010 года в личном спринте
  • Серебряный призер Олимпийских игр 2014 года в командном спринте
  • Трехкратный чемпион мира, серебряный и бронзовый призер чемпионатов мира тренировал сборную Китая по лыжному спринту
  • С сентября 2022-го – главный тренер сборной России по гонкам с препятствиями (OCR)

Как вы оцениваете опыт сотрудничества со сборной Китая?

В целом доволен. Получил хороший опыт – как тренерский, так и языковой, на русском языке в Китае никто не общался. Не зря говорят: Восток – дело тонкое. Там многое отличается от того, к чему мы привыкли, в том числе в плане межличностного общения.

По своим физическим данным китайские лыжники сравнимы с российскими?

Визуально они нам не уступают – ребята прокачаны, рельефная мускулатура. У нас был трансферный проект – в лыжные гонки переходили спортсмены из других видов спорта, поэтому база физической подготовки была заложена, мы ее шлифовали под свои требования. Но не всегда сильные и объемные мышцы дают требуемый результат, нужен отбор.

Можно ли из взрослого человека, никогда не занимавшегося лыжными гонками, сделать профессионала?

Если он перешел из циклического вида, шанс есть. Не скажу, что такой спортсмен способен завоевать медаль чемпионата мира или Олимпийских игр, но в топ-15 попасть вероятность имеется.

На Играх в Пекине ваш воспитанник Ван Цян стал пятым в квалификации спринта, но затем был дисквалифицирован. Не случись отстранения, на какой результат он мог претендовать?

При удачном раскладе – даже на бронзовую медаль.

Уле-Эйнар Бьорндален, тренировавший китайских биатлонистов, говорил, что у спортсменов нет страсти, интереса к тому, чем они занимаются. Отсутствует обратная связь. Вы сталкивались с такой проблемой?

Китайцы – живые люди, а не роботы, которыми их хочет видеть государство. Когда человека удается превратить в такого «робота», результат приходит, и мы видим это в технических видах спорта. С циклическими сложнее, надо постоянно подстраиваться под изменяющиеся условия, соперников. В таких условиях «робот» ломается. У меня получалось плодотворное сотрудничество с теми, кто умеет «включать голову», принимать самостоятельные решения.

На каком языке вы общались?

В команде был переводчик. Когда тренировались далеко от базы, пытался общаться на английском, некоторые спортсмены понимают отдельные слова. Со временем я сам освоил некоторые китайские фразы, стал их использовать. У спортсменов повторяются одни и те же ошибки, на которые я указывал, и лыжники стали понимать, чего я от них хочу.

В связи с пандемией коронавируса китайские спортсмены почти не выезжали на международные соревнования. В условиях изоляции можно подготовиться к топ-турниру?

Как показала практика, очень сложно. Ван Цян скорее исключение, но я ему помогал в качестве пейсмейкера, также просил моего норвежского друга «разгонять» спортсмена. Мы моделировали различные ситуации, целенаправленно готовились к международным стартам. Я относительно недавно закончил карьеру и представляю, какие скорости на Олимпийских играх. Если же руководствоваться только голыми цифрами – посмотреть результаты топ-турниров, высчитать среднюю скорость лидеров и работать над ней, – результата не добьешься. Просто потому, что есть много подводных камней: рельеф трассы, качество и структура снега, ветер…

Ваш коллега рассказывал, что в Китае вы подтянулись 70 раз, а на тренировках обгоняли подопечных. Все еще серьезно тренируетесь?

Я подтянулся даже 71 раз, но с рывками. В Китае основная задача – чтобы подбородок оказался выше перекладины, а как ты этого добился – неважно. Потом долго болели руки. За год до Олимпиады я обгонял большинство спортсменов, с которыми работал. Ван Цяна – на некоторых участках таким образом демонстрировал ему слабые места, над которыми нужно работать. Форму я поддерживаю, зимой – лыжи, летом – гонки с препятствиями и лыжероллеры.

Вы подписали контракт с китайцами на новый олимпийский цикл, но он был разорван. В чем причина?

Если одним словом – в Китае. Видимо, там сменился вектор развития, потому что расторгли соглашение не только со мной, но и с другими иностранными тренерами, в частности норвежцами.

Если вас еще раз пригласят в Китай или другую страну, не относящуюся к мировым лидерам в лыжном спорте, поедете?

Зависит от условий. Если устроят, почему нет? Международный опыт мне понравился. Интересно пообщаться с людьми другого менталитета. Часто за приобретенные знания приходится платить, а тут ты его получаешь, да еще и зарабатываешь неплохие деньги.

Вы упомянули гонки с препятствиями (OCR). Была новость, что назначены главным тренером сборной России по этому виду спорта. Что она собой представляет?

Так и есть.  Вид спорта молодой, поэтому сильных спортсменов не так много. Как правило, это люди, которые занимались другими видами, но сменили специализацию. Люди уровня мастера спорта по легкой атлетике и другим циклическим видам. Кстати, сборная России по гонкам с препятствиями по-прежнему участвует в международных соревнованиях.

Что это за турниры?

В прошлом году чемпионат Европы проходил в Валь-ди-Фьемме. Это знаковое место, где я выиграл две золотые медали чемпионата мира, поэтому очень хотел поехать и выступить.  Соревнования по гонкам с препятствиями прошли на той же арене, так что она занята и зимой, и летом.  На сегодняшний день у OCR есть два конкурента – соревнования с более тяжелыми препятствиями, а также американская франшиза Spartan Race, она скорее беговая. В рамках Spartan Race некоторые бегут полумарафон быстрее 65 минут, я за такое время и без препятствий не пробегу.

В OCR переходят в основном из лыжных гонок, бега на средние и длинные дистанции и велоспорта?

Да, для тех, кто занимался циклическими видами спорта, гонки с препятствиями – отличный способ продлить карьеру, попробовать себя в новом деле.

Кем вы видите себя в отдаленной перспективе – тренером, функционером, политиком?

Долгосрочным планированием такого рода не занимаюсь. Практика показывает, что возможности появляются сами. Порой это совершенно новое направление, как OCR. Занимаюсь тем, что нравится, и это главное. Принял приглашение перейти в OCR потому, что для меня это что-то неизвестное и поэтому интересное. К тому же получается, я занимал призовые места как спортсмен в российских соревнованиях по гонкам с препятствиями. Так что я открыт новым вызовам.

До отъезда в Китай вы развивали собственную лыжную академию. В каком состоянии она сейчас?

После подписания контракта с китайцами я приостановил работу академии. Команду распустил и заново пока не собирал. Ко мне обращаются люди, которым нужна помощь, консультация специалиста. По возможности помогаю.

Следите ли вы за международными и внутрироссийскими соревнованиями по лыжным гонкам?

Ни одного этапа Кубка мира вживую не смотрел, только отдельные моменты. Да и желания нет – там не выступают ни россияне, ни китайцы. За российскими соревнованиями наблюдаю, но не сказать, что полностью погружен.

В течение скольких лет российские лыжные гонки могут поддерживать топ-уровень в международной изоляции?

Проблема в том, что международные старты проходят преимущественно в Европе, а там другой снег, более «быстрый». Мы же привыкаем к «медленному» снегу, отсюда другие движения. Условно, иностранцы делают десять циклов движений, а мы за это время – только девять. Организм привыкает. И добавить дополнительный цикл, когда уже приспособился к другому, очень сложно. В России хорошая конкуренция внутри страны, и это внушает оптимизм. Но затягивать с возвращением не хотелось бы просто из-за этой истории со снегом – движения перестраиваются, и вернуть былую технику будет сложно.

В Карелии тоже снег не такой, как в Европе?

В Европе «быстрый» снег главным образом из-за искусственной подушки. Из-за этого сами снежные кристаллы иные, идет перемешивание искусственного снега с натуральным. Лыжные гонки можно сравнить с «Формулой-1» в плане технологий – сервисмены постоянно изобретают новые мази, которые помогают спортсменам получить преимущество на трассе. У нашего сервиса такой возможности сейчас нет. Если гипотетически иностранцы сейчас приедут на соревнования в Россию – будут проигрывать просто из-за незнания структуры местного снега, но крупнейшие международные старты проходят там, а не здесь.

В середине марта вы приняли участие в «Уралхим Гонке Легкова». Готовились к ней целенаправленно?

Нет, так как цели непременно выиграть перед собой не ставил, свои соревнования я уже отбегал. Участвовал в этой гонке ради удовольствия. Но чтобы его получить, надо быть в хорошей форме, выполнять определенную работу. Я этим занимался, конечно.

Вы поддерживаете отношения со спортсменами вашего поколения?

Дружим. Когда удается увидеться вживую, с удовольствием это делаем, и «Уралхим Гонка Легкова» – отличный повод для такой встречи.