Федор Смолов – о вере, Галицком, деньгах и травле в интернете

№6(138)_2018
Текст: Андрей Супранович Фото: Платон Шиликов
Одна из надежд России на чемпионат мира, первый вице-капитан сборной, футболист № 1 на выданье в топ-клуб, Федор Смолов сейчас главное лицо российского футбола. Это лицо не сходит с обложек журналов – не стал исключением и «Большой спорт», для которого бомбардир выделил полчаса из плотного графика.

Досье

- Родился 9 февраля 1990 года в Саратове
- Выступал за московское «Динамо», Feyenoord, «Анжи», «Урал»
- С 2015 года – в «Краснодаре»

- Бронзовый призер чемпионата России: 2008, 2012/2013
- Лучший бомбардир чемпионата России 2015/2016, 2016/2017
- Футболист года в России (2016)

- За сборную России провел 30 матчей, забил 12 голов

Все успехи «Краснодара», его футбольная академия, стадион и база мирового уровня связаны с именем Сергея Галицкого. Кто он для вас?
Очень рад, что мне удалось познакомиться с Сергеем Николаевичем. Да, нрав у него непростой, но было бы удивительно, чтобы человек с покладистым характером добрался до таких высот. Галицкий очень крутой, и его достижения и поступки говорят сами за себя. Я не побоюсь этого слова – он великий человек для российского футбола и вообще современности. Приведите пример еще одного такого футбольного мецената? Я не могу. Подкупает его взвешенный подход, поступательное развитие проектов без желания получить все и сразу. Вы были в академии? Я по-хорошему завидую нашим мальчишкам, которым повезло заниматься в таких условиях. Про стадион и говорить нечего. Рома Нойштедтер заявил как-то, что это лучшая арена, на которой ему приходилось играть.

Галицкий производит впечатление очень спокойного человека, в чем же его непростой характер?
Ну, например, в мой первый сезон в «Краснодаре» мы играли дерби с «Кубанью», где-то в пятом туре. Играли очень плохо и едва спасли ничью под занавес матча. Несмотря на это, Сергей Николаевич рвал и метал! Тогда я еще думал, что он очень спокойный, а он влетел в раздевалку, ударил по какому-то ящику и при этом начал сыпать статистикой наших угловых и контр­атак. Я прямо опешил, так это все неожиданно было.

Зимой самый предметный разговор был про West Ham, который в то время болтался внизу таблицы премьер-лиги. Разве вы были бы готовы перейти в клуб-аутсайдер?
Конечно, хотелось бы оказаться в клубе, который борется за трофеи. Это важно, и такие вещи я учитываю, когда взвешиваю все за и против перехода. Предложение West Ham в целом укладывалось в рамки, которые мы обсуждали с Галицким, поэтому решение осталось за мной. Я захотел остаться, о чем не жалею.

Вы не раз подчеркивали, что финансовый аспект для вас не слишком важен – отказ от впечатляющего предложения из Китая это только подтверждает. Давайте представим гипотетическую ситуацию, в которой Inter предлагает вам в два раза больше денег, чем любимый AC Milan. Куда пойдете?
Я бы не хотел отвечать. Но вы правы, здесь я бы выбирал, не принимая во внимание денежный вопрос.

Хорошо, а если условный Inter предлагает в два раза больше, чем Lazio, но, в отличие от римлян, не играет в еврокубках?
И здесь нужно очень долго думать. Lazio играет в атакующий футбол, который мне больше подходит, плюс еврокубки. Плюсы Inter – это его история и контракт. Наверное, я бы принял решение после разговора с тренерами клубов.

После успешного Евро-2008 многие ребята уехали в Англию, но ни у кого, по сути, не сложилась зарубежная карьера. Вас это не настораживает?
Нет, совсем нет. Да я и не согласен, что ни у кого не получилось. Аршавина знает весь футбольный мир, про Павлюченко фаны сочиняли песню «Super Pav», Жирков выиграл чемпионат Англии. Да, чемпионат мира может стать плацдармом для отъезда в хорошие клубы. Сыграем в полную силу – будут и предложения, а уезжать или нет – каждый решит сам для себя.

Понятно, что для cборной озвучивают разные задачи на чемпионат, но лично вы чем будете удовлетворены?
Мое кредо: «Самый важный матч – следующий». Нет смысла загадывать. Да, будет тяжело, простых соперников не бывает, на нас навалится повышенное давление из-за роли хозяев. Необходимо ставить задачи поэтапно. Пока все, на мой взгляд, просто – надо выйти из группы. А там посмотрим, с кем придется сыграть в 1/8 финала.

Вам играть с Саудовской Аравией и Египтом. О первой мы не знаем совсем ничего, а у второго есть Салах.
Да, пока мы не знаем, чего от них ожидать. Наверное, аравийцы похожи на Иран, с которым мы играли. Знаю, что они ездили на стажировки в европейские клубы. Про Салаха же слова излишни. Надеюсь, за время перерыва между окончанием сезона и матчами чемпионата он немного растеряет свою великолепную форму. Не забывайте, что есть еще и Эль-Ненни, а он неплохо проявил себя в Arsenal в матче с ЦСКА. В общем, будет очень тяжело, проходных матчей не ждем. Но считаю, мы не уступаем ни тем ни другим.

Можно ли сказать, что ваша карьера похожа на карьеру Салаха? Сначала он забивал не очень много, затем нашел себя в аренде, потом пошли голы, и много, за новый клуб, в итоге стал лучшим бомбардиром премьер-лиги.
Ну у него, в отличие от меня, был и хороший сезон в Basel в 21 год. Да, потом случился переход в Chelsea, где было тяжело заиграть в столь юном возрасте. А в Liverpool просто все сложилось удачно – ему очень подходит стиль этой команды.

Для вас Черчесов – особенный тренер? Учитывая ваше общее прошлое в «Динамо», насколько легко с ним работается?
Мне проще с ним, чем другим ребятам, потому что мы давно знакомы. Но это не значит, будто он дает мне какие-то преференции, – я никогда не позволяю себе дать слабину.

Его очень сильно критикуют в преддверии чемпионата – и пресса, и болельщики. Как вы думаете, почему?
Он тренер сборной, которая неудачно провела последний топ-турнир, а теперь ей предстоит домашний чемпионат мира. Все ждут хорошего результата, поэтому и настроения такие критические. В России любят критиковать отдельных игроков, но тренера же еще проще – нас много, а он один. Но я уверен, что Станислав Саламович не обращает на все это внимание.

Кого вам не хватает в сборной?
Очень жаль, что с нами не будет Саши Кокорина. Его форма в этом сезоне убеждала, что он точно был бы полезен команде.

Вы с ним вместе начинали в «Динамо». Продолжаете следить за клубом, переживаете его неудачи?
Мне всегда приятно играть против «Динамо» – у них отличная инфраструктура. Но не могу сказать, что как-то переживаю за клуб. Да, поддерживаю отношения с некоторыми людьми из администрации, но в целом за командой не слежу.

Пойдете на финал чемпионата мира?
Скорее да, чем нет. Две сильнейшие команды мира, красивое закрытие – надо бы посмотреть воочию. Но неизвестно, когда начнутся предсезонные сборы, – возможно, еще до конца ЧМ.

Черчесов не обращает внимания на травлю в интернете, а вот вы частенько раньше заводились. Когда перестали?
Повзрослел, наверное, и понял, что не могу больше себе позволить реакции 20-летнего парня. Раньше очень переживал, велся на троллей, даже забросил Twitter. Сейчас почти не читаю комментарии, но порой могу и пробежать глазами. С другой стороны, поводов для грязи стало меньше, вижу больше доброжелательной ответной реакции.

В Instagram вы выкладывали фото с дня рождения Ковальчука. Легко ли вас отпускают в Москву на такие праздники?
Мне повезло – вечеринка выпала на выходной день. Все просто – после вечерней тренировки улетаю и на следующий день вечером возвращаюсь. Илья позвал – и я с удовольствием приехал, увидел многих ребят, с которыми давно не общался из-за того, что живу в Краснодаре.

Вы как-то сказали, что вам нравится Юра Дудь и то, что он делает. Много видели его интервью?
Достаточно, но не все. Даже рэперов не всех смотрел.

Вас не удивляет, что к нему на шоу не пришел ни один спортсмен?
Совсем не удивляет. Он же спортивный журналист, он знает, чего от нас ожидать. Футболисты не очень вписываются в формат, который подразумевает откровения, какие-то новые открытия. А что мы можем нового сказать? Мы люди системные, тренировки да игры, все дни похожи друг на друга. А рассказывать, за сколько я купил квартиру… Ну кому это может быть интересно?

Ну всем интересно, как вы тратите свои большие зарплаты. Кстати, вы задумывались о том, что будет, когда карьера подойдет к концу и вам перестанут платить семизначные суммы?
Я осознаю, что это произойдет, но пока не могу прочувствовать. Пока не попробуешь, не поймешь, как это. Надеюсь, удастся перестроиться безболезненно.

Вы знаете, сколько тратите в месяц? Считаете?
В наше время это уже не нужно – банки сами за нас выполняют расчеты, можно в любой момент зайти в приложение и посмотреть. Но деньги я не считаю, просто иногда посмотрю.

Вы самый стильный мужчина России по версии GQ. А Криштиану Роналду стильный?
Не уверен. Мне не очень близок его образ. Хотя, думаю, его стилисты отталкиваются от того, что нравится самому Криштиану. Вообще, мало чья манера одеваться мне приходится по душе. Темнокожие игроки любят нацепить на себя яркое и блестящее – это не мой вариант. Могу сказать, что мне нравится стиль братьев Миранчуков, а из зарубежных – Грегори ван дер Вила.

Вы очень религиозный человек, этому посвящены даже многие ваши тату. Но вы же не можете не замечать, что с институтом церкви в этой стране явные проблемы. Вас это не задевает?
В вере меня воспитали родители, но выбор – быть верующим или нет – я делал сам. Своим детям я тоже все расскажу, но не буду заставлять ходить в церковь. В моем понимании религия и вера – разные вещи. Да, я ре­алист и понимаю, что в РПЦ есть люди, которых больше интересуют деньги и власть, чем духовность, но они никак не связаны со мной. Тем, кому не нравится институт церкви, могу посоветовать не ставить крест на вере, а найти духовника, которому будете доверять.

Будете ли просить бога о победах на чемпионате мира?
Да, буду.