Сборная России трижды выступала в финальных турнирах чемпионатов мира и всякий раз не преодолевала барьер группового раунда. Ближе всего к выходу в плей-офф наша команда была в 2002 году, когда в ее составе выступали находившиеся на пике карьеры Виктор Онопко, Валерий Карпин, Александр Мостовой и Дмитрий Аленичев. Один матч на турнире провел и Дмитрий Сенников. В интервью «Большому спорту» бывший защитник «Локомотива» поделился воспоминаниями о том турнире, дал прогнозы на итоги грядущего мундиаля в России, а также рассказал о своей работе в РФС и любви к театру.
Досье
- Родился 24 июня 1976 года в Ленинграде
- Выступал за «Локомотив» (Санкт-Петербург) / 1996–1997, ЦСКА / 1998, «Шинник» (Ярославль) / 1998, «Рубин» (Казань) / 1999, «Локомотив» (Москва) / 2000–2010
- Двукратный чемпион России (2002, 2004), трехкратный серебряный (1998, 2000, 2001), двукратный бронзовый (2005, 2006) призер чемпионатов России
- За сборную России провел 26 матчей
- Участник чемпионата мира 2002 года, Евро-2006
- Координатор проекта РФС «Поиск талантов»
- Эксперт «Матч ТВ»
Ваш партнер по сборной России на чемпионате мира 2002 года Руслан Нигматуллин признался, что его самое сильное впечатление о поездке в Японию – суперсовременные скоростные поезда, которых он раньше не видел. А что запомнилось вам?
Понравились практически идеальные условия проживания и гостеприимство местных жителей. Японцы – народ очень дружелюбный, все относились с теплотой. Создавалось впечатление, что страна лет на 50 впереди России по развитию инфраструктуры. Уже упомянутые поезда, мобильные телефоны с видеокамерами… Было видно, как новые технологии активно интегрируются в повседневную жизнь.
Проявляли ли местные болельщики особый интерес к кому-то из российских футболистов?
Когда мы выезжали с базы, японцы активно приветствовали всех, были готовы взять автограф. Однажды игроков сборной привезли в магазин электроники, где мы планировали закупиться техникой, однако за несколько часов не смогли толком ничего выбрать: приходилось постоянно фотографироваться с местными жителями. Они были очень дружелюбны, поэтому отказать было сложно.
Какую технику привезли из Японии?
Фотоаппарат. На то время он был суперсовременным, со временем устарел. Сейчас им не пользуюсь.
Вы сыграли на турнире только один тайм. Это справедливо?
Считаю, что как новичок сборной находился на замене заслуженно. Юрий Никифоров получил травму в конце первого тайма матча с бельгийцами, пришлось выйти. Испытывал серьезное волнение, однако, считаю, справился.
Сборная России тогда выступила в свою силу?
Состав был очень сильным, могли показать более высокий результат. После победы над Тунисом было достаточно не проиграть в двух оставшихся матчах. Однако уступили японцам в равной игре и бельгийцам: при счете 1:1 пропустили два ненужных гола из-за потери концентрации.
Вы так хорошо помните все матчи?
Ключевые моменты, конечно, запоминаются. Особенно обидные голы, залетевшие с углового или после рикошета.
В той сборной России был 39-летний Станислав Черчесов. Вы его воспринимали как игрока или играющего тренера, которого взяли в команду «для атмосферы»?
Я ощущал, что Черчесов – игрок. Он работал наравне со всеми и был готов выйти на поле. При этом все понимали, что первый номер – Руслан Нигматуллин, а второй – Александр Филимонов. Черчесов показался мне тогда общительным и очень целеустремленным. Мы как-то ехали со Станиславом в автобусе, он рассказывал, как набирал форму, готовился к турниру… Человек знает, чего хочет добиться и что надо сделать для этого. Олег Романцев видел его работу и вызвал в сборную. Другое дело, что в 2002 году здорово играл вратарь «Локомотива» Сергей Овчинников, поэтому кандидатура Черчесова выглядела несколько спорной. Но выбор за главным тренером.
Сталкивались ли вы со случаями, когда игрока могли взять в сборную запасным, но он отказывался, требуя гарантии места в основном составе?
Мне кажется, такого в футболе не бывает. Случается, что на сборе перед турниром 26–27 человек, и троим-четверым говорят: «Вы не едете». Это обидно. Перед чемпионатом мира 2002 года в число таковых попал Андрей Аршавин.
Наличие каких игроков в составе сборной России на домашний мундиаль вас удивило?
В целом все заслуженно, вопросы вызывают лишь некоторые персоналии. Нет вратаря «Локомотива» Маринато Гилерме, хотя он провел хороший сезон. Понравилось, что приглашены молодые Александр Ташаев и Федор Чалов. Когда Леонид Слуцкий взял юного Александра Головина на Евро‑2016, многие спрашивали: «Что он в нем нашел?» А сейчас Головин – один из лучших игроков чемпионата России и национальной сборной.
Спрошу прямо: вам не кажется, что нынешний состав сборной России – один из самых слабых в истории?
Если брать по линиям, вратарская хорошая. К защите есть вопросы. Люди не сыграны, есть проблемы в центральной зоне. Виктор Васин и Георгий Джикия травмированы. Считаю правильным вызов Сергея Игнашевича, но жаль, что он не играет в сборной со своими партнерами по клубу братьями Березуцкими. Взаимопонимание, когда защитник способен предугадать действия партнера, очень важно. Мастерство обороны – в умении выбирать позицию, страховать партнера. Поэтому я не согласен с критиками, отмечающими медлительность возрастных игроков. Скорость, игра один в один – лишь один из компонентов. Подстраховка может нивелировать этот минус.
Какой, по вашему мнению, оптимальный стартовый состав центральных защитников в сборной России?
Илья Кутепов – Федор Кудряшов – Сергей Игнашевич. Крайние защитники у нас хорошие. И Юрий Жирков, и Игорь Смольников, и Марио Фернандес. Вопросы вызывает отсутствие Владислава Игнатьева из «Локомотива», он достоин места в составе.
На чемпионате мира не сыграют Денис Глушаков и Игорь Денисов…
Это выбор тренера. Полузащиту считаю сильнейшей линией. Александр Головин, Алан Дзагоев, Александр Ерохин, Далер Кузяев, Алексей и Антон Миранчуки, Александр Самедов – все игроки интересные, атакующие, достойны места в основе. За атаку с Федором Смоловым и Артемом Дзюбой тоже не переживаю. Слабые места, как уже сказал, вижу лишь в центре обороны.
Какая сборная России сильнее – образца 2002 года или нынешняя?
Та, которая лучше выступит. Моими партнерами были Виктор Онопко, Александр Мостовой, Валерий Карпин, Дмитрий Хохлов, Алексей Смертин… По именам она очень сильна, но что-то не получилось. Групповой турнир на чемпионате мира – всего три матча, и надо подойти в оптимальной форме именно к ним. Иногда даже сделать ставку на конкретную игру.
Когда в 2002 году уступили японцам, в Москве произошли погромы, болельщики считали результат позорным. Сейчас матч Россия – Саудовская Аравия является поединком двух самых низкорейтинговых команд…
Ожидания все равно высокие. Должны выигрывать. Саудовская Аравия только кажется слабой, они будут биться. Как это делали новозеландцы на Кубке конфедераций.
Какую сборную считаете фаворитом чемпионата мира?
Для меня Бразилия – явный фаворит. Второй – Испания. Франция и Германия будут в топе, дойдут до четвертьфинала, кто-то – до полуфинала. Еще Аргентина: когда в команде Лионель Месси, можно ждать высокого результата.
Кто самый сильный футболист из тех, против кого играли вы?
Против Месси я не выходил, но соперниками были Криштиану Роналду, Роналдо, Зинедин Зидан.
Как остановить такого противника?
Бить по ногам – не выход. Главное – правильно располагаться, видеть и оппонента, и мяч. Важно читать игру, предугадывать, куда пойдет пас, траекторию движения форварда. Готовиться, смотреть матчи: это позволяет знать рабочую ногу футболиста и типичные для него движения, на дальнюю или ближнюю штангу бежит игрок при розыгрыше стандартных положений…
Кто станет лучшим игроком чемпионата мира?
Может, Месси, который удостоился этого звания четыре года назад. Но я ставлю на Бразилию и надеюсь, что «Золотой мяч» получит человек из этой команды. Фелипе Коутиньо или Марсело.
Чем вы станете заниматься во время чемпионата мира?
Буду экспертом на «Матч ТВ», точный объем работы пока не известен. По возможности пойду на игры, преимущественно московские. Интересно поездить по стране, посмотреть на новые стадионы. Знаю одно: в течение этого месяца буду в России.
Георгий Черданцев рассказывал: многие футболисты уверены, что доход комментаторов и игроков сопоставим. Когда они узнают реальные цифры, разочаровываются в работе на телевидении…
Мне просто интересно. Изначально не было определенных целей в плане телевизионной карьеры или заработка. Люблю все, что связано с футболом. В том числе говорить о нем. Телевидение – одно из моих увлечений. Приятно, когда болельщики отмечают, что говорю по делу. Работа комментатора нелегка: нужно мгновенно среагировать на ситуацию, а иногда даже предвидеть. Я готовлюсь к эфирам: изучаю составы, статистику, знакомлюсь с новостями.
Часто ли коллеги по эфиру задают вопросы, ответа на которые вы не знаете?
Бывало, забываешь некоторые факты. В таких случаях выручает интернет, если комментируешь за кадром, если в кадре – отвечаешь общими фразами. Как правило, я просто делюсь впечатлениями о матче как бывший футболист. Мне нравится, когда в эфире высказывают мнение с разных позиций: экс-игрок смотрит с одной стороны, артист – с другой, комментатор – с третьей… Единственное, на телевидении надо соблюдать этику: нельзя оскорблять, включать негатив. Не надо акцентировать внимание на ошибках. Фразы наподобие «Сегодня он ошибся в игре за клуб, а завтра подведет сборную» недопустимы.
В бытность игроком вы прислушивались к мнению артистов о своей игре?
Я достаточно самокритичен. Если чувствую, что сыграл плохо, то критику восприму лучше, чем ненужную лесть. Важно осознать свои ошибки и не повторять их.
Далеко не всем футболистам удается сохранять отличную физическую форму по окончании карьеры. В чем ваш секрет?
Участвую в различных мероприятиях, бегаю. Многое зависит от телосложения, я к полноте не склонен. Рекомендации у меня такие: правильное питание, здоровый образ жизни, много двигаться. Организм спортсмена специфичен: когда в течение долгих лет он испытывал серьезную физическую нагрузку, которая резко прекращается, начинается ожирение.
Вы занимаете должность координатора проекта РФС «Поиск талантов». Много уже нашли?
Моя основная задача – внедрить программу развития детско-юношеского футбола во все регионы. Чтобы тренеры правильно работали. Талант надо не столько найти, сколько взрастить. Знать, в каком возрасте какие навыки развивать и как именно это делать. Некоторые тренируют бессистемно, и это неправильно. Детский мозг специфичен: в 10 лет усваивается одно, в 12 – другое. Нельзя малолетнему ребенку рассказывать о том, как правильно играть тактически, перестраиваться.
Как вы оцениваете интерес детей к тренировкам в целом? Нередко приходится слышать, что компьютеры вытесняют спорт.
Я поездил по стране и скажу, что интерес к футболу высок. Сейчас играют больше, чем во времена моего детства. Увеличилось количество хороших полей, открываются новые школы…
Значит ли это, что скоро у нас будет столько же хороших игроков, как и в Бразилии?
Важна правильная система отбора. Если сможем находить и правильно продвигать талантливых футболистов, увидим российских звезд мирового футбола.
Часто ли сталкиваетесь с «переписанными» футболистами и случаями, когда родители платят за место в основном составе?
Подобное может быть, но на действительно высокий уровень такими способами не выйдешь. Когда я играл, некоторые ровесники мне казались «переписанными». Но сейчас я в этом уже не уверен. 12-летние мальчишки могут выглядеть по-разному: акселерация. Не думаю, что «переписывание» футболистов носит массовый характер. Обмануть сложно: можно запросить документы, проверить по базам.
У вас необычное для футболиста хобби – театр…
Это действительно так. После окончания карьеры игрока стало больше времени, стараюсь регулярно посещать спектакли, развиваться. Я из Санкт-Петербурга, интересуюсь культурой. Хожу на выставки живописи, балет предпочитаю опере, но туда тоже хожу. Мой любимый режиссер – Юрий Бутусов.
Насколько я знаю, у него сейчас не все гладко…
С поста художественного руководителя Театра имени Ленсовета Бутусов ушел, но спектакли остались. Я видел все, что он поставил за последние три года. В Москве идут шесть. В «Сатириконе» – «Отелло», «Чайка» и «Король Лир», в Театре имени Пушкина – «Добрый человек из Сезуана» и «Барабаны в ночи», а также «Бег» по Булгакову в Театре имени Вахтангова.
Все названные вами театры можно назвать классическими. А экспериментальные вы посещаете?
Да, был в «Гоголь-центре», «Практике», у Романа Виктюка. Интересно сравнивать, но признаюсь, что традиционный театр мне ближе. Люблю постановки Галины Волчек в «Современнике», а также МХТ, Театр имени Вахтангова и «Сатирикон».
Наверняка вы ходите туда не с бывшими партнерами по «Локомотиву».
Считаю, что на футбол надо ходить с болельщиками, а в театр – с теми, кто им интересуется. Если хочешь посетить мероприятие из ранее незнакомой тебе сферы, в спутники хорошо взять человека, с которым можно будет обсудить увиденное. Круг общения у меня разнообразный. За 20 лет жизни в Москве познакомился с людьми из самых разных сфер. Проблема в том, что не успеваешь со всеми видеться. Пришел на футбол – встретил одних, в театр – других, на светское мероприятие – третьих. Общение получается несколько спонтанным. Редко бывает так, чтобы запланированно пошел к кому-то в гости. Зато встречи получаются радостными, насыщенными: когда долго не виделись, есть о чем поговорить. В мой круг общения входят и бизнесмены, и люди из сферы культуры. Сейчас организуется много благотворительных мероприятий, там тоже встречаю знакомых…
Есть ли сфера, в которой хотели бы попробовать себя? К примеру, кино.
Это было бы интересно. В роликах я снимался, в масштабных проектах – нет. Новый опыт всегда интересен. Когда меня только пригласили на телевидение, перед камерой чувствовал себя неуютно, было сложно с ходу сформулировать мысль. Сейчас привык.
Смотрите ли вы в обилии появляющиеся в последнее время художественные фильмы о спорте?
Да. Считаю, что это хорошая тенденция. Показывается, как через труд, сложности спортсмен обретает веру в себя, верит в свои силы и в результате становится чемпионом. Это круто, такие фильмы вдохновляют.
Блиц-прогноз на итоги чемпионата мира
Тройка призеров – Бразилия, Испания, Аргентина
Лучший игрок – Фелипе Коутиньо
Лучший бомбардир – Антуан Гризманн
Результат сборной России – четвертьфинал