В прошлом году Гонка чемпионов прошла в «Лужниках»: в «Олимпийском» в то же время состоялся чемпионат мира по фехтованию среди юниоров, устроители которого забронировали площадку заранее. Биатлонисты и зрители провели целый день под проливным дождем и в большинстве своем остались недовольны этим фактом. Равно как и организаторы, которым по требованиям безопасности пришлось уменьшить вместимость трибун. «Альтернативы “Олимпийскому” нет. В прошлом году рассмотрели все площадки в Москве вплоть до парка Победы на Поклонной горе, – заявил “Большому спорту” директор Гонки чемпионов Александр Пак, признавшись, что в ближайшие годы мероприятие сохранит как прописку, так и место в календаре. – Думали над вариантами проведения Гонки чемпионов на открытых стадионах. В частности, строящемся спартаковском. Но дадут ли портить газон?
А проводить шоу-гонку в другие сроки нельзя. После последнего этапа Кубка мира идут национальные первенства – чемпионаты Норвегии, Германии, Франции и России. Пытаться же заместить в календаре “Рождественскую гонку” в Гельзенкирхене – не лучшая идея: в конце декабря в Москве могут быть серьезные морозы».
Помимо удобства для зрителей и спортсменов есть у «Олимпийского» еще одно преимущество: цена вопроса. Даже учитывая серьезные затраты на аренду спорткомплекса, в данном случае она оказалась меньше прошлогодней, ведь отпала необходимость возводить временные трибуны и другие подсобные сооружения. Общий бюджет Гонки чемпионов составил около 60 миллионов рублей. 28 процентов этой суммы выделило государство в лице Москомспорта и Министерства спорта, остальные удалось получить от спонсоров и выручить от продажи билетов. «В наших планах – года через два выйти на самоокупаемость. Можно сделать формат, предполагающий два соревновательных дня. В два раза доход от продажи билетов этот шаг не поднимет, но в полтора – вполне реально. К тому же есть вариант увеличить число мест на улице», – поделился планами Пак. Посмотрим, как они воплотятся в жизнь. В 2011 году, озвучивая бюджет Гонки чемпионов (те же 60 миллионов рублей), ее директор выражал уверенность в том, что в дальнейшем сумма уменьшится, потому что «уже закуплены мишени и другое биатлонное оборудование, на которое затем не придется тратиться». Как видим, расходы не снизились. Впрочем, хватит об экономической составляющей. Перейдем к спортивной.
Соревновательный формат Гонки чемпионов остается неизменным все три года, что проводится мероприятие, и это тот случай, когда лучшее – враг хорошего. По 10 мужчин и женщин сначала бегут масс-старт, а затем – смешанную эстафету.
Организаторы стараются приглашать лидеров общего зачета Кубка мира, а также именитых спортсменов, в завершающемся сезоне по тем или иным причинам выступивших ниже своего уровня. В нынешнем году было сделано одно приятное для российских болельщиков исключение: после отказа по причине болезни Доминика Ландертингера возможность примкнуть к звездам мирового биатлона получил Александр Логинов. 21‑летний саратовец лишь 28 февраля дебютировал в Кубке мира, заняв пятое место на этапе в Хольменколлене в спринте, а уже через день поднялся на пьедестал почета в гонке преследования. Так ярко в элите не заявлял о себе ни один юниор.
Говоря об участниках, нельзя не отметить, что в Гонке чемпионов впервые стартовала действующая обладательница «Большого хрустального глобуса». Если в 2011 году Кайса Мякяряйнен, а в 2012‑м Магдалена Нойнер проигнорировали московское мероприятие, то в 2013‑м Тура Бергер в российскую столицу пожаловала. Норвежка и в предыдущие годы получала приглашения, однако неизменно отказывалась. Впрочем, привычной для себя точности в стрельбе и скорости при передвижении по трассе скандинавка не продемонстрировала: в масс-старте Тура с тремя промахами стала лишь седьмой. Победила же бывшая россиянка Анастасия Кузьмина, у которой был дополнительный стимул. В смешанной эстафете представительница Словакии по традиции выступает в дуэте с братом Антоном Шипулиным, так как по регламенту Гонки чемпионов выигравшая масс-старт первой выбирает себе партнера. В первую тройку также вошли Кайса Мякяряйнен и Дарья Домрачева. После последнего огневого рубежа второй шла Ольга Вилухина, однако на трассе россиянка пропустила не только финку и белоруску, но и француженку Мари Дорен-Абер. Все как по ходу официальной части сезона, когда у всей российской команды были ощутимые проблемы со скоростью.
Зато у отечественных мужчин с этим компонентом все в порядке, что и доказал Антон Шипулин, к резвому ходу по дистанции прибавивший безупречную точность на огневых рубежах. Компанию победителю на пьедестале почета составили словенец Яков Фак и швед Бьорн Ферри. Александр Логинов с двумя промахами – шестой, а Евгений Устюгов с таким же количеством неточных выстрелов – восьмой.
После масс-стартов состоялась «Гонка поколений», в которой участвовали ведущие спортсмены национальной сборной 1980‑х, 1990‑х и 2000‑х годов. На старт вышли четыре команды, составленные из трех представителей разных возрастных групп. На заключительном этапе друг с другом сразились Николай Круглов, Дмитрий Ярошенко, Иван Черезов и Максим Чудов. Эта четверка принесла России немало наград в эстафетах, однако их время, похоже, ушло. Круглов завершил карьеру в 2010 году, Ярошенко же прощался с профессиональным спортом как раз на Гонке чемпионов. Нашедший в себе силы вернуться в биатлон после двухлетней дисквалификации за применение допинга, ветеран в течение двух сезонов пытался пробиться в сборную России, однако, осознав тщетность попыток, решил попробовать себя в новой сфере. По словам Дмитрия, у него есть два привлекательных предложения: возглавить Департамент спорта в Ханты-Мансийске и вести группу высшего спортивного мастерства на Камчатке. Сейчас Ярошенко выбирает, какая деятельность ему ближе – чиновничья или тренерская. Чудов и Черезов продолжают оставаться действующими спортсменами, не теряя надежды выступить на Олимпийских играх в Сочи. Однако пробиться в состав именитым «дедам» будет чрезвычайно сложно: сейчас в команде, пожалуй, самая высокая за постсоветский период конкуренция, а на главных стартах четырехлетия в личных гонках страну могут представлять не шесть, как в Кубке мира, а лишь четыре спортсмена. В Гонке чемпионов Иван смотрелся предпочтительнее Максима, однако демонстративно не стал первым пересекать черту, подождав партнеров по золотому квартету: четверка финишировала, взявшись за руки.
Глядя на то, как сформировались дуэты для масс-старта, болельщики прогнозировали схватку за первое место трех пар: Мари Дорен-Абер – Мартен Фуркад, Антон Шипулин – Анастасия Кузьмина и Тура Бергер – Эмиль-Хегле Свендсен. Французы и брат с сестрой оправдали ожидания, а вот норвежцы подкачали. То ли не угадали со смазкой, то ли растеряли форму, но факт остается фактом: при тех же четырех штрафных кругах, что и у победителей, Тура с Эмилем уступили им без малого минуту. И заняли шестое место. Более двух с половиной минут проиграли самые молодые участники Гонки чемпионов Мириам Гесснер с Александром Логиновым – главным образом по причине катастрофической стрельбы немки. Немногим лучше выступили и Евгений Устюгов с Витой Семеренко. Ольга Вилухина в дуэте с 36‑летним Кристофом Зуманном продемонстрировали лучшую стрельбу – лишь один промах на двоих – и сумели подняться на пьедестал почета. Правда, лишь на низшую его ступень: скорости на лыжне не хватало обоим.
Борьба за первое место завершилась драматично: отстрелявшийся первым на заключительном рубеже Фуркад-младший неожиданно упал, пропустив вперед Шипулина. Однако не растерялся и на вираже попытался обойти оппонента по малому радиусу. Соперники столкнулись, в результате чего Антон оказался на снегу. К чести Мартена, он подождал россиянина перед финишем, чтобы финишировать вместе. Впрочем, циничная электроника все равно отдала победу французу. Шипулин признал такой результат справедливым: «У нас была здоровая борьба, обычная спортивная ситуация. Такое бывает. То же самое могло произойти и с Мартеном. Он хорошо себя повел: извинился, подождал. Соперник заслужил эту победу. Нам с Настей не удалось, значит, поборемся в следующий раз».
Впрочем, не факт, что через год брату с сестрой будет легче. На Гонке чемпионов французы боролись не только с соперниками, но и с обстоятельствами: не прилетел багаж, в котором находились лыжи. Пришлось пользоваться чужими. «Я вообще бежал на женских, которые не подходили мне по росту», – признался Фуркад. И подчеркнул, что Гонка чемпионов – это в первую очередь шоу, где результат вторичен. Он будет важен на официальных стартах, прежде всего на Олимпийских играх. Некоторые ведущие спортсмены уже вышли из отпуска и приступили к подготовке к ним.
Мы подписали спонсорское соглашение с Союзом биатлонистов России, и спонсорство Гонки чемпионов – первый совместный шаг с этим партнером. Будем поддерживать СБР и в других активностях. Наше сотрудничество вызвано тем, что биатлон – очень популярный вид спорта, а мы – массовый бренд. Конечно, тот факт, что марка Volkswagen является спонсором Олимпийских игр в Сочи – 2014, также повлиял на наше решение подписать контракт с СБР. Соглашение заключено на один сезон. Посмотрим, каким окажется сотрудничество. Возможно, продлим контракт.
Каковы критерии успешности сотрудничества?
Не думаю, что в данном случае можно вывести четкую математическую формулу. Мы считаем, что люди, интересующиеся биатлоном, являются нашей целевой аудиторией. Поэтому важно, чтобы автомобили Volkswagen ассоциировались с биатлоном.
Какие автомобили Volkswagen предложит своему новому партнеру?
Мы предоставим СБР Touareg, Passat Alltrack, Caravelle и Transporter. На них будут передвигаться спортсмены и тренерский состав. Все автомобили в традиционной комплектации, без специального оборудования.
Volkswagen – немецкая марка, а в этой стране биатлон очень популярен. Вы поддерживаете этот вид спорта в Германии?
В России у нас первый опыт спонсирования биатлона. Традиционно Volkswagen ассоциируется с футболом, мы официальные партнеры сборных России, Бразилии и других национальных команд.