6 апреля Гонка чемпионов в Москве фактически подвела черту под предолимпийским сезоном. Российская столица гостеприимно встретила весь цвет мирового биатлона, вновь дав возможность столичным фанатам воочию увидеть своих любимцев. Благодушно настроенные звезды, в чьих глазах легко читалось предвкушение скорого отпуска, с удовольствием позировали перед фотокамерами и общались с болельщиками и прессой. Толика внимания досталось и «Большому спорту», поговорившему с главным героем чемпионата мира Антоном Шипулиным, который порассуждал о надвигающейся Олимпиаде и рассказал о новом увлечении биатлонистов.
Сезон подошел к концу – пора подводить итоги. Были ли разочарования?
Особых разочарований нет, все прошло более-менее спокойно. Правда, не всех целей удалось достичь: в начале сезона поставил перед собой задачу быть в тройке зачета Кубка мира и уехать с чемпионата мира с золотыми медалями. Жаль, что не вышло, в общем зачете оказался лишь девятым, что на одну строчку ниже, чем в прошлом году. Хорошо, что хотя бы из Нове-Место увез две награды, пусть и не высшей пробы.
Кого можете назвать открытием года?
Очень порадовал Саша Логинов, который прекрасно себя показал на Кубке мира. Дима Малышко также хорошо себя проявил. Из иностранцев отмечу Доминика Ландертингера, который вернулся в когорту топовых спортсменов и вновь стал навязывать борьбу. А вот Арнд Пайффер и шведы – Ферри, Бергман – наоборот, разочаровали, отступив от прошлогодних позиций.
Болельщики и журналисты отдают предпочтение личным достижениям, но нельзя не отметить триумф мужской сборной в Кубке наций.
Для вас имеет значение это первое место?
Конечно, ведь оно доказывает, что наша команда сильнейшая в мире, а Россия – один из лидеров мирового биатлона. Мы весь сезон прошли ровно, а если у кого-то не получалось, то легко находились биатлонисты, которые могли подстраховать. В прошлом году мы ведь тоже победили, да и женская сборная тогда была первой.
Для многих стало неожиданным успешное выступление вчерашних юниоров – Александра Логинова и Максима Цветкова. Вас, лидеров, они также удивили?
Разумеется, ведь переход во взрослый биатлон всегда дается нелегко, а тут еще и пресс со стороны СМИ ощущался немалый. Ребята справились на пять с плюсом. В этом велика заслуга Александра Касперовича, который много возится с молодежью.
Вас не пугает обострившаяся конкуренция в преддверии Олимпийских игр?
Она всегда на пользу, ведь только при здоровой конкуренции растут результаты, а каждый будет стараться показать себя. Кто окажется сильнее через год, тот и попадет в состав. Самое главное – справиться с нервами на Олимпиаде.
К слову, о Сочи. Олимпийскую трассу опробовали на недавнем этапе Кубка мира, и все спортсмены отметили ее сложность. Для габаритных биатлонистов вроде вас она выглядит еще более тяжелой. Как собираетесь с этим справляться?
Сочинская трасса – самая тяжелая из тех, на которых мне довелось выступать. Длинные крутые подъемы, слаломные спуски, где нельзя отдохнуть. Очень много народа падало, ребята получали травмы. Конечно, мне подходят более равнинные участки, но ничего не поделаешь. У нас будет два подготовительных сбора на этой трассе, постараюсь подстроиться. Ну и над собой поработаю, потренирую группы мышц, которые больше задействуются именно на олимпийской дистанции.
Для вас предпочтительнее трасса в Антхольце? Уже который год вы увозите оттуда первые места…
Пожалуй, да. В Италии равнинная трасса, много пологих участков, это мне подходит. Да и климат куда лучше, чем в Сочи, легче переносится. У нас ведь субтропики, к ним нужно адаптироваться.
Звезды мирового биатлона неодобрительно отозвались о Сочи: Мари-Дорен Абер назвала его «городом-призраком», где нет ничего, кроме строек, а многие сетовали на неоправданные задержки в аэропорту и плохой сервис. Разделяете эту критику?
Да, были шероховатости и недочеты, но потому и провели этот этап, чтобы не повторять ошибок во время Олимпиады. Думаю, в феврале все пройдет хорошо. Главное, чтобы погода не подвела. Иностранцы очень переживают насчет этого, все же проводить зимние Игры в субтропиках – это необычно. В этом году, к примеру, нам повезло, а вот у женщин пришлось переносить старт. Комплекс «Лаура» находится в таком месте, где может светить солнце, а через пять минут появится большое облако, которое будет мешать соревнующимся. Надо быть готовым к таким погодным капризам.
Некоторые ваши коллеги отмечали, что СБР запрещает биатлонистам общаться с критиками сборной – Тихоновым, Драчевым, – чтобы не давать им лишних поводов для выступлений. Это правда?
Никаких запретов не было, по крайней мере я первый раз об этом слышу. Что до критики, то отношусь к ней спокойно: если умеренная, то даже полезна. Другое дело, если критика идет из-за каких-то «обидок», это неконструктивно.
Вы часто читаете комментарии от болельщиков на sports.ru и других подобных сайтах?
Раньше читал, но теперь перестал. Очень много негатива, который мешает выступлениям. В межсезонье иногда захожу, читаю, порой меня это даже веселит.
В соцсетях вы точно самый активный пользователь сборной – больше ни у кого, к примеру, нет официальной страницы в Facebook. Там недоброжелатели не достают?
Нет, там только положительные комментарии, много пожеланий успеха. Меня это радует, слова поддержки только подстегивают.
Старшему тренеру сборной Николаю Лопухову уже 67 лет, его можно назвать советским тренером. Не считаете ли вы, что эти методики устарели?
Николай Петрович действительно старой закалки, он работает по советским лекалам: строгая дисциплина, запрет на споры с тренером. Я не совсем с этим согласен, считаю, что именно в спорах и рождается истина. Тренер не может чувствовать, как я ощущаю себя в конкретный момент времени.
Женской сборной этот сезон не удался. Как вы считаете, почему?
У каждого собственное мнение на этот счет, а вот сами девчонки не любят об этом говорить. Из команды ушли признанные звезды: Ахатова, Медведцева, Богалий, осталась только Оля Зайцева, а остальные – молодежь, у которой не получается быстро адаптироваться. Им нужно время.
Пару лет назад вы создали Благотворительный фонд Шипулина. Как вам пришла в голову эта идея и как продвигаются дела на этой ниве?
Как-то раз я съездил в детский дом, чтобы передать несколько компьютеров. Увидев, в каких условиях они живут, едва поборол желание пойти и снять со счета все свои деньги, чтобы отдать малышам. Когда вновь обрел возможность мыслить рационально, прикинул, что один я в любом случае не справлюсь – нужно привлекать друзей и знакомых. Так появился фонд, куда стекаются деньги тех, кто мне доверяет. Постепенно мы, что неудивительно, перенастроились на спортивную волну, стали поддерживать стремление молодежи заниматься спортом. Поначалу было очень сложно, я тратил на это много времени. Сейчас уже полегче, у меня есть хороший директор, который многое делает за меня. После Олимпиады я вновь все свободное время посвящу фонду, но пока сконцентрирован на биатлоне. Разве что летом планирую несколько выездов по детским домам и школам.
Вы активно привлекаете средства на помощь детям. Не хотели бы направить свою энергию в коммерческое русло, открыть собственный бизнес?
Мыслей по этому поводу много, но мои тренеры и родители против. Замечено, что как только спортсмен задумывается о деньгах, бизнесе, то спортивные результаты падают. Поэтому меня отговорили, и я отложил свои идеи до лучших времен.
Бьерн Ферри рассказывал, что получает от федерации лишь 2000 евро в год, тогда как вы и ваши коллеги стоите у государства на полном довольствии. Смогли бы выступать по «шведской системе»?
Есть же и обратная сторона медали: в Германии, Норвегии, Австрии биатлон мегапопулярен, и спортсмены получают от спонсоров куда больше, чем мы от федерации. У нас другой менталитет не только у спортсменов, но и у спонсоров. Было бы тяжело обивать пороги меценатов. Так что здорово, что государство, Союз биатлонистов России и Михаил Прохоров нам помогают – от этого меньше болит голова от бытовых проблем, есть уверенность в будущем семьи. Но чтобы нам платили, нужно постоянно побеждать, доказывать, что ты достоин получать зарплату.
Гонка чемпионов в Москве, во время которой мы беседуем, проходит в конце сезона. Нет желания ее пропустить, ведь усталость явно накопилась?
Нет, наоборот, здесь можно развеяться и получить заряд бодрости. На коммерческих гонках нет никакой ответственности, результат не довлеет. Мы расслаблены, много шутим, общаемся друг с другом, всем очень нравится. Если, например, на первую Гонку чемпионов иностранцев приходилось настойчиво зазывать, то теперь они сами просят о приглашении. Хорошо, что в этом году гонка проходит в «Олимпийском», а не в «Лужниках». Внутри спорткомплекса тепло, нет ветра, очень уютно. Появляется «биатлонное эхо», оно создает атмосферу.
Но выигрывать такие гонки все равно хочется?
Конечно, всегда хочется побеждать. К тому же мне всегда удаются гонки, где нет большой ответственности за результат, это раскрепощает.
Телекомментатор Дмитрий Губерниев позиционирует себя как друга биатлонной команды и порой позволяет серьезную критику руководства. Как к нему относятся в сборной?
Действительно, он наш друг. Лично я очень хорошо к нему отношусь, всегда готов с ним общаться. Мне было бы даже неудобно отказать ему в беседе. Когда я был маленьким, смотрел биатлон только с его комментариями, так было куда интереснее. Губерниев говорит очень много правильных вещей в эфире, рассказывает интересные подробности об околобиатлонной жизни. Благодаря ему нас, биатлонистов, знают не только как спортсменов, но и как обычных людей, со своими привычками и увлечениями.
Биатлонисты и сами с удовольствием показывают себя с другой стороны: в этом сезоне количество разнообразных видео, выложенных спортсменами, просто зашкаливало. Расскажите об «арбузном», в котором приняли участие и вы.
Это здорово, что у болельщиков есть шанс увидеть то, как мы дурачимся. Лично мне хотелось сделать смешное видео о том, как мы в команде друг над другом подшучиваем, а ведь это происходит постоянно. Как-то раз мы заспорили с Николаем Петровичем о том, нужно ли надевать шлемы на лыжероллерную тренировку. Он настаивал, что это необходимо из соображений безопасности, мы же сопротивлялись, ведь шлемы мешают стрелять. В итоге придумали, как подшутить над тренером. Съели ложками два арбуза, а из их половинок сделали шлемы, вырезав отверстия и вытащив из ботинок шнурки для завязок. В итоге вышли на тренировку в них. Получился и прикол, и своеобразный знак протеста.
Главный прикол сезона все же удался норвежской компании во главе с Эмилем Свендсеном, которая спустила штаны во время женской гонки в Ханты-Мансийске…
Нас это не сильно удивило, ведь о Свендсене и Бё давно ходит слава главных шутников, от них и не такого можно ожидать. Да, мнения разделились, кто-то счел, что это некрасиво, но те, кто знает их лично, только посмеялись. Думаю, от Эмиля и Тарьея вскоре стоит ждать новых выходок.
Где проведете долгожданный отпуск?
На море. Это очень полезный отдых для биатлониста, он повышает иммунитет. Раньше мы просто обязаны были два раза в год ездить на морское побережье. Сейчас же соревнований и сборов стало так много, что времени хватает только на одно путешествие. Скорее всего, поеду во Вьетнам.