В Мадриде на Евробаскете-2007 капитан сборной России Андрей Кириленко поднялся на высшую ступень пьедестала почета с главным трофеем турнира и был признан его MVP. Неслучайно именно ему была доверена высокая честь стать знаменосцем сборной России на церемонии открытия Олимпиады в Пекине. Два следующих крупных турнира – Евробаскет-2009 и прошлогодний чемпионат мира форвард пропустил, сославшись на травмы, усталость и семейные обстоятельства. Сборная России без него чаще проигрывала, чем выигрывала, мужала и обрела нового капитана – Сергея Моню. Кириленко же вернулся в национальную команду к сентябрьскому первенству континента и снова, даже не будучи капитаном, стал ее лидером. О выступлении сборной в Литве, баскетбольных буднях и своей благотворительной деятельности Андрей рассказал в интервью журналу «Большой спорт».
Какие впечатления остались от Евробаскета-2011?
Мне очень понравилась организация чемпионата. Всегда приятно играть в странах, где баскетбол любят и понимают. В Литве на матчах была по-настоящему баскетбольная атмосфера. Полные залы, переживающие зрители – это не может не подкупать. Единственная сложность возникла из-за увеличения числа участников Евробаскета. К концу чемпионата многие ребята чувствовали себя как выжатый лимон, и я не исключение. По пять матчей за шесть дней даже в NBA не играют. К тому же уровень команд вырос, проходных игр практически не было.
Вы пропустили два предыдущих крупных турнира с участием сборной России. За это время команда изменилась?
Ребята выросли, можно сказать, заматерели. Это уже не пацаны, не всегда понимающие свои задачи на площадке, а мастера, которые могут принимать решения и брать на себя ответственность в ключевые моменты матчей.
В свои 30 лет вы ветеран сборной, самый старший по возрасту в команде. Помните свои ощущения в 2001 году, когда были самым молодым?
Помню даже 1999-й, когда прошел сборы, но не был включен в состав национальной сборной и не поехал на Евробаскет во Францию. Кажется, только вчера был молодым и перспективным, а сейчас уже ветеран… Быстро время летит!
«Старики» при молодом Кириленко отличаются от «старика» Кириленко для молодых коллег по команде?
Все зависит от человеческих качеств. Кто-то любит поворчать, кто-то доброжелательно улыбается. Я не беру на себя роль строгого педагога. Считаю, что все в команде взрослые люди. Каждый сам должен решать, что ему нужно в жизни и в баскетболе. Да и права поучать кого-то за собой не признаю. В команде есть тренер, а я такой же игрок, как и все остальные.
На нынешнем Евробаскете было очень много представителей NBA. Чувствуется ли их влияние на европейский баскетбол?
NBA влияет на весь мировой баскетбол. Это образец для подражания. Европейский баскетбол имеет свою специфику. Кроме некоторых различий в правилах, в Старом Свете результат практически всегда превалирует над зрелищем. Команда может выиграть со счетом 51:50! В Америке в подобном случае на следующую игру даже у победителей вряд ли был бы аншлаг.
Звездные Тони Паркер, Поу Газоль, Хидо Туркоглу в NBA играют так же, как на нашем континенте?
Стиль собственный они, конечно, сохраняют, но вынуждены подстраиваться под европейскую специфику. Да и под партнеров, которые ниже классом, тоже. В чемпионском составе Dallas Mavericks в роли «подносчика патронов» для Новицки выступает один из лучших плеймейкеров NBA Джейсон Кидд, а на подборе работает Тайсон Чандлер. В сборной Германии центровой Крис Каман, великолепно сыгравший в Литве, соответствует уровню Чандлера, а мячи «подносить» некому. Возьмите сейчас Майкла Джордана, поставьте его играть в «Спартаке-Приморье» – и ничего у Его Воздушества не получится. Не хочу обидеть команду, где сейчас работает мой первый тренер Алексей Васильев. Она мне очень нравится, но даже с Джорданом лидером российского баскетбола «Спартак-Приморье» не станет. Один игрок команду не делает и турниров не выигрывает.
Тем не менее Новицки на Евробаскете-2005 в Сербии практически в одиночку дотянул свою сборную до финала.
Новицки – безусловно, уникум. Сильнейший на сегодняшний день в мире баскетболист. Только в 2005-м вся команда Германии играла очень неплохо. У них был хороший центровой Патрик Фемерлинг, пара классных защитников, которые могли и мяч Новицки доставить, и из-за дуги точно бросить.
Ваши партнеры по сборной России соответствуют коллегам по Utah Jazz?
С каждым годом ребята прибавляют. Если четыре-пять лет назад многие наши «сборники» полировали скамейки запасных в клубах, то сейчас 10 человек на ведущих ролях в своих командах. Сергей Моня и Виталий Фридзон – в «Химках», Андрей Воронцевич, Виктор Хряпа, Алексей Швед – в ЦСКА, и в чемпионате ПБЛ, и в Евролиге были задействованы. У Тимофея Мозгова в минувшем сезоне оказалось меньше игрового времени, но он был задействован по полной программе в спаррингах во время подготовки к Евробаскету. К финишу турнира Тима вышел на пик формы и очень помог команде.
На Евробаскете-2011 распределялись две олимпийские лицензии и четыре путевки на предолимпийский отборочный турнир. Это оказало влияние на ход соревнований?
Баскетболисты всех без исключения команд, ставивших целью пробиться на Олимпиаду, испытывали большое давление. Многие игроки российской сборной выступали в Пекине, и нам хочется еще раз испытать эти ощущения. Участие в Олимпиаде – вершина для любого спортсмена. Мы постараемся сделать все возможное, чтобы завоевать путевку в Лондон летом следующего года.
Не смущает, что пекинский опыт был не слишком удачным?
Невозможно играть на одном уровне все турниры такого ранга, как Олимпиада, чемпионаты мира и Европы. Если, конечно, ты не играешь в американской dream team. После триумфа на Евробаскете-2007 в Пекине на сборную России все соперники настраивались очень серьезно. Не оправдываясь, могу сказать, что и на Олимпиаде-2008 практически во всех проигранных матчах группового турнира мы уступили с разницей в три-четыре очка. Пара бросков могла перевернуть нашу олимпийскую судьбу.
В Пекине вы были знаменосцем сборной России…
Это огромная честь для любого спортсмена. Участие в церемонии открытия Игр в Пекине считаю одним из самых значимых моментов во всей моей спортивной карьере.
NBA за десять лет изменилась?
Очень. Скорости возросли раза в два, спортсмены стали более атлетичными, играть против мощных соперников теперь тяжелее. Приходится в подготовительный период гораздо больше времени уделять «физике».
Без локаута действительно нельзя было обойтись?
К компромиссу можно прийти всегда. Локаут начался не потому, что все баскетболисты такие упрямые. Только почему лишь игроки должны идти на уступки? Финансовые условия принимают обе стороны. Сами владельцы клубов задирают планку. Пусть они между собой договорятся, сколько денег могут платить, и не обещают баскетболистам заоблачных гонораров.
За десять лет пребывания в Америке изменилось ли ваше отношение к NBA, баскетболу, жизни?
Конечно. В заокеанской лиге я сыграл около семисот матчей, возникали разные проблемы и ситуации. Любой человек за десять лет накапливает то, что принято называть жизненным опытом. Нужно уметь делать правильные выводы и использовать этот опыт.
Играть в Юте легче было с Карлом Мэлоуном и Джоном Стоктоном или с игроками нынешнего поколения?
Легко не было никогда. При Мэлоуне и Стоктоне было проще с точки зрения ответственности. Все-таки за результат спрашивали с них. В мои обязанности входило подыгрывать. Сейчас все изменилось. В каждом матче необходимо с первых минут создать задел для успеха. Если ты не играешь, команда не побеждает. Эти десять лет были очень интересными. Особенно сезоны 2003/2004 и 2004/2005.
Вы застали в Utah Jazz завершение эпохи тренера Джерри Слоуна…
На протяжении двух десятилетий Слоун был лицом и мозгом клуба. Это в Америке признают все. Он строил команду в соответствии со своей философией баскетбола. Со мной он частенько экспериментировал. Было время, когда Слоун решил, что гораздо больше пользы Кириленко приносит, выходя со скамейки, и я потерял место в стартовой пятерке. Такие решения нужно принимать философски.
Что вы приобрели в NBA и что, может быть, потеряли?
Приобрел уникальный опыт, которого нет ни у одного российского баскетболиста. Десять лет в сильнейшей лиге мира, в одном клубе! Я играл с тремя живыми легендами баскетбола, наблюдал, как проходит становление команды после ухода сразу двух лидеров. При этом, наверное, подзабыл специфику европейского баскетбола, хотя во время пребывания в Америке постоянно играл за сборную. Только два последних сезона пропустил. В Старом Свете несколько иной баскетбол. Правила отличаются не столь уж существенно, но судьи подчас не дают играть жестко и агрессивно.
Буквально каждое касание трактуется как фол, невозможно хорошо защищаться. Приходится перестраиваться, что поделаешь?
В жизненном плане Америка что-то дала?
Очень многое. Я увидел людей, которые улыбаются и по-настоящему хотят помочь ближнему. Глядя на них, понял, как организовать благотворительный фонд, чтобы действительно помогать нуждающимся, а не создавать себе рекламу. В этом плане американцы молодцы. Мы, к сожалению, только говорим об этом, а они действительно помогают.
Вы активно занимаетесь благотворительностью, помогаете Фрунзенской СДЮСШОР Санкт-Петербурга, в которой начинали баскетбольную карьеру, но не афишируете это. Допустим, когда Андрей Аршавин приезжает в детскую деревню, там журналистов больше, чем детей. Почему вы скромничаете?
В России многие люди считают, что участие спортсменов или артистов в благотворительной деятельности – это пиар и самолюбование. Мне кажется, добрые дела должны получать общественный резонанс. Если кто-то, узнав о существовании нашего фонда «Кириленко – детям», придет и поможет, наша цель будет достигнута. Я не хочу себя выпячивать на всеобщее обозрение, внимание к моей персоне и так повышенное. Не очень люблю давать интервью в отпуске или в период подготовки к соревнованиям, участвовать в светских мероприятиях. Пусть обо мне говорят как о баскетболисте и обсуждают игру, а не личную жизнь.
Почему вы решили организовать собственный благотворительный фонд «Кириленко – детям» и каковы его функции?
Считаю, что мне повезло в жизни: занимаюсь любимым делом и зарабатываю при этом неплохие деньги. Увы, не всем выпадает такой счастливый билет. Есть люди, которые нуждаются в моей помощи. Поначалу моя деятельность ограничивалась разовыми акциями, но затем вместе с женой Машей я организовал фонд «Кириленко – детям». Помогаем детским домам, больницам и спортивным школам.
Пригодилось ли вам в жизни образование, которое вы получили заочно в американском университете?
Несомненно. Я получил финансовое образование, что помогает грамотно выстраивать отношения с деловыми партнерами и планировать свою жизнь после окончания баскетбольной карьеры. Пока что единственная профессия, которой владею, – это баскетбол, но через три-четыре года придется заканчивать игровую карьеру.
Вы отводите себе всего три-четыре года?
Думаю, на подобающем уровне дольше играть не смогу. Уже на нынешнем Евробаскете подчас не хватало энергии.
Как вам удавалось учиться без отрыва от игр за клуб?
Как и многим студентам в Америке, по Интернету. Там сейчас очень распространена такая система обучения. Получал задания по электронной почте, добросовестно выполнял их в свободное от тренировок и игр время, сдал все контрольные тесты. Конечно, знаниями, которые позволили бы возглавить министерство финансов, не овладел, но какие-то основы, позволяющие разобраться в сути происходящего в мире бизнеса, приобрел.
Легко ли быть все время в роли положительного героя?
А кто сказал, что я положительный? Меня воспринимают таковым из-за того, что все время улыбаюсь. Этому Америка научила. В первые же месяцы пребывания в NBA мне внушили: свои переживания нельзя выносить на всеобщее обозрение. Люди должны видеть, что у их кумира все хорошо, тогда и они сами будут к этому стремиться.
Не обидно, что вы в России пользуетесь гораздо меньшей популярностью, чем Яо Мин в Китае?
Никогда не завидовал китайскому центровому, завершившему нынешним летом карьеру из-за травмы. Я представляю в NBA Россию, экс-центровой Houston Rockets – Китай. Он практически всегда попадал в стартовую пятерку на Матч всех звезд за счет голосов болельщиков из своей страны. В Пекине, когда мы ехали из Олимпийской деревни во Дворец спорта, на каждом перекрестке видели баннеры с его изображением. Совершенно не стремлюсь к таким знакам внимания со стороны наших болельщиков. Считаю, что и так достаточно популярен в России. То, что мне доверили пронести национальный флаг на церемонии открытия Олимпиады, говорит о многом. Если за мной будут ходить толпы людей, не давая проходу, вообще призадумаюсь, стоит ли приезжать в отпуск в Москву и Санкт-Петербург.
Ваш отец тренирует питерскую женскую футбольную команду.
Он и меня поначалу в футболисты пытался определить, но в итоге я пошел по маминым стопам.
Легенды гласят, что вы выходили на баскетбольную площадку еще в утробе матери.
Это не легенды, а зафиксированный в протоколах баскетбольных матчей факт. Моя мама, которую болельщики со стажем больше знают под девичьей фамилией Емельянова, выходила на площадку вместе со мной.
Вашу спортивную специализацию предопределил рост?
И длинные руки, наверное. Детские баскетбольные тренеры сразу же обратили на них внимание. Впоследствии они стали основанием для моих многочисленных прозвищ. В питерском «Спартаке» доктор Сергей Махов называл меня Альфредо в честь знаменитого киноперсонажа Фредди Крюгера, в ЦСКА тренер Иван Едешко – Шивой. В общем, как только не прикалывались!
В Америке вас сразу же прозвали АК-47.
Автомат Калашникова в США – самое известное изделие советско-российской промышленности. Об этом знали даже мои партнеры по Utah, которые в университетах в основном баскетболу обучались. Присовокупили мой номер, получилось очень эффектно.
В российских командах придумывали что-то более эффектное?
Когда я пришел в ЦСКА, острословов там хватало. Центровой Виталий Носов сначала назвал меня Фантиком, а потом – Фонариком. Партнеры объяснили, что обижаться не стоит. Так называли до меня пользовавшегося большим авторитетом в армейском клубе Андрея Фетисова. Другой тогдашний армейский острослов, Гундарс Ветра, прозвал меня Джокером. Не только потому, что в первый сезон Станислав Еремин чаще выпускал меня на замену в трудные для команды минуты. Просто Гунча нашел во мне сходство с героем фильма «Бэтмен», которого играл Джек Николсон. До сих пор загадка, с какого ракурса Ветра меня рассматривал.