В прошлом сезоне дебютантов было куда больше – 2018-й не принес серьезных перемен в станах «конюшен», а команды старались продлять контракты с уже знакомыми искушенными пилотами. Да, Renault и Toro Rosso перелопатили состав еще под занавес прошлого сезона, когда «быки» отказались от Дани Квята и отправили французам Карлоса Сайнса, взяв на их место Брендона Хартли и Пьера Гасли. Если не учитывать эти изменения, то новичков всего двое. На место Паскаля Верляйна в Sauber пришел гонщик молодежной академии Ferrari Шарль Леклер. Леклер родился в Монако – отличная строчка биографии для будущего пилота F1. За 20 лет жизни он одержал множество побед, а в прошлом году просто доминировал в «Формуле‑2», завоевав титул в дебютном сезоне. В общем, в Ferrari с радостью поделились талантливым прожектом с Renault, явно держа в уме скорый уход из «Формулы» 38-летнего Кими Райкконена. Кто придет на место финна – вопрос пока открытый, и в стремительно молодеющих королевских гонках появление в Маранелло Леклера уже не будет сенсацией.
Что там с русскими?
Вылетевший из гонок Паскаль Верляйн сетовал, что не смог бы найти 15 млн евро на участие в новом сезоне. Судя по всему, такую сумму с помощью Бориса Ротенберга нашел Сергей Сироткин – и «Формула‑1» оставалась без российского пилота лишь на протяжении четырех гонок. Конечно, одних только денег было недостаточно – Сергей показывал себя только с лучшей стороны, будучи тест-пилотом Renault, так что Williams не брал кота в мешке, хоть и не скрывал, что на место Фелипе Массы ищет именно рента-драйвера. Сироткин обошел самого Роберта Кубицу – на стороне поляка была вся мировая общественность, но россиянин на тестах показал, что на данный момент сильнее. Жаль только, что Сергею досталась довольно невнятная машина и очевидное место второго пилота в команде – за сыном миллиардера Лэнсом Строллом. Откровенно говоря, Сироткину будет сложно добиться какого-то вменяемого результата в этом году. Главное – заставить себя уважать и показать, что он достоин большего.
Что до Даниила Квята, то он довольно неожиданно остался в «Формуле‑1» – в роли «гонщика развития» пилота Ferrari, которая в теории дает уроженцу Уфы шанс заочно побороться с Леклером за место в команде. В обязанности Квята входит работа на симуляторе и помощь в поиске настроек для Себа и Кими перед квалификациями и гонками. Конечно, шансы попасть в боевой состав «жеребцов» крайне малы – все же в академии Ferrari есть немало перспективной молодежи, к которой Даня уже не относится. Получить место в другой «конюшне»? Почему бы и нет – еще свеж в памяти пример Эстебана Гутьерреса, который работал как раз на позиции Квята, а потом заключил контракт с Haas. Если возвращение (что вероятно) не состоится, вполне возможно, что Даниила будут ждать в стремительно развивающейся «Формуле Е». Надо только набраться терпения.
Еще два россиянина будут заниматься схожим делом. Уже третий год в системе Force India работает Никита Мазепин, а в феврале тест-пилотом Renault стал Артем Маркелов.
Возвращение во Францию
Календарь сезона раздался до 21 гонки – после девяти сезонов отсутствия в «Формулу‑1» возвращается Гран-при Франции, причем не на Magny-Cours, а более привычный гонщикам WEС автодром Paul Ricard, который в последний раз принимал Гран-при в далеком 1990-м. Также после годичного отсутствия вернулся этап в Германии, который пройдет на Hockenheimring. Он занял место Гран-при Малайзии, устроители которого отказались от участия в чемпионате впервые за 18 лет. Контракт с серией был действителен еще год, однако его было решено разорвать – из-за низких показателей посещаемости и проблем у главного спонсора этапа компании Petronas. В Red Bull расстроились – именно «быки» побеждали на малайзийском Sepang в сезонах 2016 и 2017 годов.
Команды, понятное дело, остались те же, однако многие сменили имя. Force India, например, затеяла переименования из-за уголовного преследования своего владельца Виджея Малье. Он, естественно, обвинений не признал, в суд не явился и затаил злобу на целую страну, решив убрать ее из названия. Скорее всего, теперь команда будет называться просто Force Formula One Team.
Остальные изменения в названиях связаны со сменой поставщиков моторов или партнеров «конюшен». Так, McLaren убрал из имени Honda, переключившись на моторы Renault, а Sauber включил в него Alfa Romeo, которая стала технологическим партнером.
Hello, Halo
Перед этим сезоном Международная автомобильная федерация (FIA) ввела систему защиты головы гонщика, обязав все команды установить ее на болиды. Это решение вызывало шквал возмущения, даже несмотря на то что о подобной системе давно просили пилоты. Да и в целом в автогонках не принято спорить ни о чем связанном с безопасностью. Но система Halo не понравилась никому. Инженерам – потому что им пришлось срочно менять баланс машины (по словам Toro Rosso, они потратили 1 млн долларов на инкорпорирование этого новшества в болид), гонщикам – из-за ухудшившегося обзора, зрителям – из-за очевидной уродливости Halo. «Это раздражает и выглядит уродливо. Трудно залезть в машину, трудно вылезти из нее, трудно ставить и снимать руль. Меня раздражает эта стойка. Все в норме на поворотах, когда ты смотришь направо или налево. Но когда ты быстро меняешь направление, например догоняя соперника, это мешает глазам», – жаловался Кевин Магнуссен.
Впрочем, FIA резко осудили высказывания гонщиков, обвинив их в неэтичности. А вот болельщикам ничто не мешало насмехаться над нововведением – интернет захлестнула волна сравнений «формульных» болидов со сланцами, которые в наших широтах называют вьетнамками. Быстрее других в ситуации сориентировались в McLaren, явив миру самый тонкий троллинг, на который были способны в данной ситуации. «Конюшня» из Уокинга заключила взаимовыгодный контракт с производителем шлепанцев Gandys: логотип бренда украсил собой Halo McLaren на Гран-при Австралии. Также был выпущен специальный тираж вьетнамок в цветах команды под названием Halo Edition. FIA не сумев возразить, проглотила оскорбление. В том, что это была спланированная акция, никак не связанная с заработком, сомневаться не приходится. Во-первых, McLaren выступил инициатором сделки, а во‑вторых, стороны перечислили всю прибыль в фонд помощи детям-сиротам.
Надо сказать, что еще до кампании McLaren, накануне предсезонных тестов, в FIA признали, что новинка смотрится неэстетично и может отпугнуть болельщиков, и начали разработку новой системы – более аккуратной. Но пока пилотам придется довольствоваться нынешней, да и команды уже не смогут избавиться от полученных Halo. Тендер на их поставку для команд «Формулы‑1», «Формулы‑2» и «Формулы Е» выиграли сразу три компании. Некоторые решили опробовать все три варианта, хотя подавляющее большинство предпочло продукцию CP Autosport. Эта немецкая фирма делает Halo из титана, используемого в аэрокосмической промышленности и известного своей высокой прочностью и жесткостью при небольшом весе. Для производства CP Autosport заказали около 10 т этого материала. По словам создателей, Halo должно выдерживать нагрузки, равные 125 килоньютонам (эквивалентно 12 т веса), на протяжении пяти секунд.
Goodbye, grid girls
Еще одно «нововведение» американских хозяев чемпионата тоже никому не пришлось по душе. Против отмены grid girls – девушек, выходивших на стартовую решетку с табличками с именами спортсменов, высказались болельщики, пилоты да и сами девушки! Последние и вовсе были разочарованы – дескать, они никогда не чувствовали себя некомфортно, а американцы лишили их заработка и возможности попадать на гонки!
Три года назад в мире началось движение против grid girls, а также девушек в бикини в разных вида спорта. Пару лет назад от них отказались в WEC – тогда G-Drive Racing обошли запрет, привезя на суточный марафон в Ле-Ман собственных grid girls под видом финалисток конкурса. На волне секс-скандалов в Америке в «Формуле‑1» тоже решили, что это «не соответствует ценностям бренда и явно противоречит современным социальным нормам». Всегда режущий правду-матку Себ Феттель заявил: «Думаю, некоторые вещи не должны меняться, и это одна из них. Хорошая традиция, и мы не должны ее нарушать». Но было уже поздно. Тогда возмутились девушки. «Из-за этих феминисток мы потеряли работу! Я работала целых восемь лет и ни разу за это время не чувствовала себя ущемленной в правах, – возмущалась grid girl Лорен Жаде. – Я люблю свою работу, и если бы не хотела, то не занималась бы этим. Никто нас не заставляет. Это наш выбор!» Но это был глас вопиющего в пустыне.
Многие запереживали – не появятся ли теперь grid boys? Но, к счастью, не забыта резкая отрицательная реакция на подобную инициативу – пару лет назад на Гран-при Монако уже «тестировали» парней, что не понравилось абсолютно никому. «Почему на стартовой решетке я должен останавливаться за каким-то Джорджем или Дейвом? Это просто отвратительно», – отметил тогда тот же Себастьян Феттель. В итоге «Формула‑1» вместе с FIA объявила о новой инициативе – отныне вместо девушек на стартовую решетку будут выходить grid kids. Проводить отбор детей будут промоутеры Гран-при совместно с национальными автоклубами. Все претенденты на момент выбора должны заниматься картингом или участвовать в младших гоночных сериях. Дети будут держать таблички с номерами гонщиков не только перед стартом «Формулы‑1», но и гонок поддержки. В качестве поощрения доступ в паддок по воскресеньям получат и сопровождающие их члены семей.
Mercedes
AMG Petronas F1 Team
Год дебюта: 2010
Тест-пилоты: Джордж Рассел (GBR), Паскаль Верляйн (GER)
44. Льюис Хэмилтон (GBR)
Дата рождения: 07.01.1985
Статистика: 208 стартов, 62 победы
77. Вальтери Боттас (FIN)
Дата рождения: 28.08.1989
Статистика: 98 стартов, 3 победы
Scuderia Ferrari
Год дебюта: 1950
Тест-пилот: Даниил Квят (RUS)
5. Себастьян Феттель (GER)
Дата рождения: 03.07.1987
Статистика: 199 стартов, 47 побед
7. Кими Райкконен (FIN)
Дата рождения: 17.10.1979
Статистика: 273 старта, 20 побед
Aston Martin Red Bull Racing
Год дебюта: 2005
Тест-пилот: Себастьян Буэми (SUI)
3. Даниэль Риккиардо (AUS)
Дата рождения: 01.07.1989
Статистика: 129 стартов, 5 побед
33. Макс Ферстаппен (NED)
Дата рождения: 30.09.1997
Статистика: 60 стартов, 3 победы
Sahara Force India F1 Team
Год дебюта: 2008
Тест-пилот: Николя Латифи (CAN), Никита Мазепин (RUS)
11. Серхио Перес (MEX)
Дата рождения: 26.12.1989
Статистика: 137 стартов
31. Эстебан Окон (FRA)
Дата рождения: 17.09.1996
Статистика: 29 стартов
Williams Martini Racing
Год дебюта: 1972
Тест-пилоты: Оливер Роуланд (GBR), Роберт Кубица (PL)
18. Лэнс Стролл (CAN)
Дата рождения: 29.10.1998
Статистика: 20 стартов
35. Сергей Сироткин (RUS)
Дата рождения: 27.08.1995
Статистика: дебютант
Renault Sport F1
Team
Год дебюта: 1977
Тест-пилоты: Джек Айткен (GBR), Артем Маркелов (RUS)
27. Нико Хюлькенберг (GER)
Дата рождения: 19.08.1987
Статистика: 137 стартов
55. Карлос Сайнс (ESP)
Дата рождения: 01.09.1994
Cтатистика:
60 стартов
Red Bull Toro Rosso Honda
Год дебюта: 2006
Тест-пилот: TBA
10. Пьер Гасли (FRA)
Дата рождения: 07.02.1996
Cтатистика:
5 стартов
28. Брендон Хартли (АUS)
Дата рождения: 10.11.1989
Статистика: 4 старта
Haas F1 Team
Год дебюта: 2016
Тест-пилот: Сантино Феруччи (USA)
8. Роман Грожан (FRA)
Дата рождения: 17.04.1986
Статистика: 124 старта
20. Кевин Магнуссен (DEN)
Дата рождения: 05.10.1992
Статистика: 61 старт
McLaren F1 Team
Год дебюта: 1966
Тест-пилот: Ландо Норрис (GBR)
2. Стоффель Вандорн (BEL)
Дата рождения: 26.03.1992
Статистика: 21 старт
14. Фернандо Алонсо (ESP)
Дата рождения: 29.07.1981
Статистика: 294 старта, 32 победы
Alfa Romeo
Sauber F1 Team:
Год дебюта: 1993
Тест-пилоты: Татьяна Кальдерон (COL), Антонио Джовинацци
(ITA)
9. Маркус Эрикссон (SWE)
Дата рождения: 02.09.1990
Статистика: 76 стартов
16. Шарль Леклер (MON)
Дата рождения: 16.10.1997
Статистика: дебютант
Календарь сезона