Победу в заключительном матче квалификации встретили сдержанно. Абсолютно немотивированная Черногория оказывала вялое сопротивление. Игра по счету от россиян отнюдь не повышала градус азарта к происходящему. Уже к 70‑й минуте трибуны опустели наполовину. Люди группами поднимались со своих кресел и, лениво оглядываясь, брели под трибуну. Оттуда – быстрым шагом к метро, не желая увязнуть в привычной для наших реалий толкучке.
Несколько десятков болельщиков задержались у бара, где разливали чай, пиво, коньяк. Настроение чуть изменилось. Однако всеобщая атмосфера праздника в честь выхода сборной на Евро едва ощущалась.
«Чему радоваться? – с долей недоумения изрек один из поклонников. – Праздновать в нашем случае – себя не уважать. Посмотри на таблицу: недавний середняк Австрия обошла нас на восемь очков».
И ведь не поспоришь. Правда, эти слова в большей степени характеризуют итоги работы Капелло. При Леониде Слуцком сборная выиграла все четыре встречи с разницей мячей 12:1 и попала на чемпионат Европы без стыковой нервотрепки. Хотя еще в августе Виталий Мутко вздумал об этом только мечтать. Так непросто шли наши дела… Помните фразу: «Невыход на Евро – не трагедия?»
Вопрос, кому продолжать работу со сборной, уже не стоит. Нюансы заключались в условиях. И тут слово было за Слуцким: совмещать или нет. Без потакания работодателю и впитывания тонн информации в виде советов. В том числе от болельщика с шарфом ЦСКА, который по окончании матча прорвался максимально близко к скамейке и прокричал уходящему с поля наставнику: «Леня, совмещай!» Замедлив шаг, Слуцкий окинул взглядом трибуну, но углядеть автора клича так и не смог. Опустил голову и, перед тем как уйти в раздевалку отмечать свою очередную победу, едва заметно для нас улыбнулся.
Пришел в удачное для себя время
Вряд ли у Виталия Мутко имелись основания настаивать на прекращении совместительства Слуцким прямо сейчас. Заглянем в составленный FIFA календарь: национальным командам выделено всего три коротких отрезка для проведения товарищеских матчей. 13 ноября мы проведем игру с португальцами. 17‑го – с хорватами. 29 марта сборная встретится с хозяйкой чемпионата Европы – Францией. А в июне, уже перед самым стартом, – с Италией. Чтобы подготовить к ним футболистов, вовсе необязательно бросать ЦСКА. Тем более армейцы лидируют в чемпионате (лично Слуцкому очередная виктория сулит третью позицию среди тренеров по количеству титулов в РФПЛ), достойно рубятся в Лиге чемпионов, а весной 2016‑го наверняка сыграют первый матч на новой арене в районе Песчаной улицы.
И давайте с уважением отнесемся к амбициям Слуцкого. Леонид Викторович мечтает тренировать зарубежный клуб. Такую перспективу приближает работа со сборной. Почему до сих пор у него получалось двигаться по направлению к цели? Слуцкий наконец-то избавился от «скелетов» в шкафу. Победы в чемпионате, Кубке, игры в Лиге чемпионов и зарабатываемый авторитет постепенно изгоняли в нем множество фобий и комплексов. Страх перед Гинером, боязнь быть уволенным, расставание с Чановым и Шустиковым, пикировки с двумя Александрами – Бубновым и Мостовым – все это в прошлом.
Случалось, его сильно тревожил собственный вес. Точнее – его заставляли так думать. И Слуцкий все это впитывал, сбрасывая по 13 кг в течение короткого отпуска. Хотя тот же Шустиков ему говорил: «Ну, живот, да. У меня тоже живот. Но скажи: тебе самому-то комфортно? – «В целом – да». – «А на… тебе тогда это нужно? Диеты…»
«Он повзрослел», – говорят приближенные к ЦСКА люди в разговорах не для печати. Недаром многолетний психофизиолог Слуцкого Виктор Неверов сказал в интервью «Советскому спорту»: «Слуцкий теперь абсолютно уверен в своей правоте».
В объективную силу
Кого ни спроси, задача-минимум для нашей сборной во Франции – выход из группы. За всю историю суверенной России наша команда семь раз участвовала в финальных турнирах чемпионатов мира и Европы и лишь раз сумела пробиться в плей-офф (ЧЕ‑2008). Между тем реформа Мишеля Платини по расширению числа участников с привычных уже 16 сборных до 24 упростила групповой этап финальной части. Групп теперь не четыре, а шесть. И в плей-офф выйдут не только 12 команд, которые займут первые и вторые места, но и четыре лучшие из тех, кто финиширует третьими. Согласитесь, хорошая перспектива для Слуцкого. По сути, команда может провалить один матч (например, с одним из лидеров рейтинга – Францией, Испанией, Германией, Англией, Португалией или Бельгией), а в двух оставшихся ей должно хватить ничьей и победы. Учитывая неизбежное снижение среднего уровня сборных, задача для россиян более чем осуществимая.
Слуцкий – первый тренер в истории сборной, не игравший в футбол на высоком уровне. Но ему в кратчайшие сроки удалось доказать, что при нем команда сыграет на Евро в свою объективную силу. Подобной уверенности не вселял ни один из его предшественников. Беря во внимание все известные нам качества Слуцкого, делаем вывод: риск того, что к финальному турниру коллектив будет недотренирован или перетренирован, психологически выхолощен или недостаточно мотивирован, практически исключен. Слуцкий – а мы следим за ним пристально уже десять лет – очень адекватный, работоспособный и психологически чуткий наставник, чтобы допустить какой-либо из этих проколов.
Считается, что за короткий отрезок времени тренер не может что-то изменить. «Физика», техника, тактика – над каждым из этих качеств работают в период базовой подготовки. Фактор смены тренера – это, прежде всего, психология и микроклимат в команде. «Перемена на тренерском мостике – глоток свежего воздуха, – поделился опытом Александр Ширко, бывший нападающий сборной. – Как обычно бывает? Кто не попадал в команду, хотят доказать, что они лучше. Кто играл при Капелло, пытаются сохранить свое место. Слуцкий раскрепостил футболистов, они начали ему доверять. Судя по всему, практически все. И здесь не важно – спартаковец ты или армеец. Это уже является заслугой главного тренера. С другой стороны, когда начинается рутина, эмоциональный запал у нас быстро кончается. Это, пожалуй, самое сложное, что ждет Слуцкого в сборной».
Игра, а не мучение
Еще одно качество Слуцкого – умение вытаскивать матчи, по ходу которых не получается вообще ничего. Так, например, было в Молдавии, где рулевой ЦСКА не позволил себе увязнуть в тактических штампах, что регулярно случалось с тем же Капелло. Волевых побед при итальянце мы не дождались. Нет их пока и у Слуцкого. Ибо четыре победы в четырех матчах – не показатель. А вот у ЦСКА, старожилы которого заправляют и в сборной, – их вагон и тележка.
Оправдались и точечные перестановки в составе. Алан Дзагоев, которого Дон Фабио ставил и под нападающими, и на левый фланг полузащиты, и инсайдом, при Слуцком стал ключевым игроком в средней линии, ее позвоночником. В осенних матчах хавбек ЦСКА выполнял большой объем работы, разгонял подавляющее большинство атак россиян. Если к Дзагоеву нужно было найти индивидуальный подход, то крайний защитник Олег Кузьмин, которого, видимо, в силу возраста (34) никто, кроме Слуцкого, прежде не замечал, – супернаходка и вполне себе равноценная замена Игорю Смольникову. Стоило забуксовать средней линии в первой части игры с Черногорией, Слуцкий сразу произвел смену тактического вооружения. К чему Кузьмин, знакомый тренеру еще с канувшей в Лету «Москвы», легко приспособился и даже забил. Как и Артем Дзюба, сыгравший за сборную до назначения Слуцкого лишь один тайм. Осень показала: форвард «Зенита» в абсолютном порядке. Шесть мячей в четырех матчах. А главное – игра. За вычетом матча в Кишиневе с Молдавией у россиян она была. Именно игра, без трясущихся ног, мучений в атаке и нудного перекатывания мяча в районе центрального круга.