На старт марафона «Шелковый путь» в июле 2023-го выйдут два модернизированных внедорожника Lada Niva Sport T2
В прошлом году заводская команда АВТОВАЗа вернулась в ралли-рейды после 27-летнего перерыва, приняв участие в «Шелковом пути» с легендарной LADA Niva. На самом деле сам внедорожник с марафонских дистанций особо не уходил – все это время в рейдах принимали участие частные машины, которые строились самостоятельно спортсменами и их командами. Но начиная с 2022-го в игру вернулась именно рейдовая заводская модель, которую модернизировали по требованиям стандартного класса Т2 – в этой категории регламентом допускаются ограниченные доработки силовой установки, ходовой части и кузова. Автомобиль преодолел маршрут протяженностью 4464 км, был лучшим на шести спецучастках из 10, но из-за штрафов не смог стать победителем всего марафона. Как обычно в автоспорте, боевое крещение в «Шелковом пути – 2022» помогло тольяттинским инженерам увидеть, какие системы давали сбой на разных участках марафонской дистанции и требуют доработки для нового сезона крупнейшего в мире соревнования по ралли-рейдам.
Отмотав пленку назад…
Чтобы оценить масштаб и значимость участия LADA Niva в современных ралли-рейдах, следует хотя бы вкратце вспомнить историю ее спортивных достижений. Встав на конвейер в 1977 году, серийная ВАЗ-2121 «Нива» уже в декабре 1978-го вышла на старт самого первого в истории ралли-марафона «Париж – Дакар». Тогда сразу пять частных экипажей из различных стран рискнули сделать ставку на малоизвестную новинку советского автопрома. И не прогадали: спустя полторы недели до финиша добрались две машины под управлением французов, что стало настоящей сенсацией: подобного никто не ждал от дебютанта рынка, созданного тольяттинскими конструкторами.
Впоследствии на протяжении многих лет различные команды уже специально готовили вазовский внедорожник к раллийным гонкам, а управляли им как спортсмены-любители, так и профессионалы. Niva уверенно выступала в разных ралли, а в самом трудном и престижном состязании – «Дакаре» – неоднократно занимала вторые и третьи места.
Позднее, в первой половине 1990-х, была сформирована и заводская рейдовая команда тольяттинского автогиганта, тоже успешно выступавшая на LADA Niva. Однако для экономики страны тогда наступили трудные времена, и в 1995-м эта программа была свернута.
Полезные уроки
Раллийный ренессанс модели случился уже в новом веке. В 2022-м, в год своего 45-летия, серьезно обновленная LADA Niva Legend вновь вышла на гоночные трассы в составе заводской команды LADA Sport ROSNEFT. А первым серьезным испытанием стал ралли-рейд «Шелковый путь» – 10-дневный марафон по доброму десятку регионов страны. Каждый новый участок чуть ли не сложнее предыдущего, ведь нужно было преодолевать зыбучие астраханские пески с барханами и солончаки, раскаленные под июльским солнцем калмыцкие степи, горные каменистые серпантины Чечни и Дагестана, коварные грунтовки Черноземья, лесные броды и болотца средней полосы России… И все это строго по регламенту, на время. Любой просчет пилота или штурмана может привести к аварии, поломке машины или штрафу от организаторов.
В таких условиях критически важны как опыт и слаженность экипажа, так и надежность самого автомобиля, его техническое оснащение и совершенство. Вазовская раллийная команда к этому была готова.
Во-первых, тольяттинцы сформировали отличный экипаж. Пилотом стал многократный чемпион и обладатель Кубка России по ралли Дмитрий Воронов. Штурманом – также не раз становившийся победителем и призером различных международных и российских ралли-рейдов Евгений Загороднюк.
Во-вторых, конструкторы и инженеры подразделения LADA Sport немного дополнительно поработали с обновленной Niva Legend. В целом сохранив все ключевые компоненты серийной модели (5-ступенчатую механическую коробку передач, «раздатку», 1,8-литровый двигатель), они все-таки повысили отдачу силового агрегата, а также усилили кузов, повысив жесткость всего автомобиля. Кроме того, на каркас безопасности были завязаны точки крепления амортизаторов подвески.
В 2022 году, после 27-летнего перерыва, рейдовая заводская LADA Niva вернулась на гоночные трассы
Обкатку в «боевых» условиях автомобиль и экипаж прошли в Ульяновске на этапе Кубка России по ралли. Трасса там оказалась грунтовой и жесткой, под которую хорошо подошли технические особенности конструкции LADA Niva Legend. А вот на главном старте года основным испытанием были пески, и здесь у машины начались проблемы, поэтому сегодня стоит задача более тщательно подготовить ее к такому покрытию. После финиша Евгений Загороднюк вспоминал: «На “Шелковом пути” жесточайшие условия, причем и дорожные, и погодные. В такую жару все узлы и агрегаты греются, а убойная дорога только усугубляет ситуацию. Я участвовал в шести “Шелковых путях” и не припомню такого жесткого маршрута. Первые четыре дня нам приходилось подремонтировать машину, но в итоге мы довели нашу LADA Niva Legend до идеала».
С напарником согласился и пилот. «Поначалу новая Niva Legend показала себя строптивой, как это и бывает с гоночной техникой, но в последние пять дней работала уже как часы, – отметил Дмитрий Воронов. – В итоге мы сработались с автомобилем, а он – с нами. Мы финишировали в этой гонке и готовы еще, еще и еще выходить на старт “Шелкового пути”. Надеюсь, уже в составе нескольких экипажей LADA Sport ROSNEFT».
Евгений Загороднюк и Дмитрий Воронов
И снова в бой!
Прогноз спортсмена оказался верным: в 2023 году команда LADA Sport ROSNEFT заявила на ралли-рейд «Шелковый путь» уже два экипажа. К тандему Воронов – Загороднюк присоединилась еще пара весьма опытных гонщиков – пилот Евгений Суховенко, завоевавший немало самых разных титулов в российских и международных ралли, и штурман Егор Охотников, перечень наград которого тоже впечатляет.
Другая важная новость состоит в том, что на старт выйдут очень серьезно модернизированные автомобили LADA Niva Sport T2, которые должны показать себя одинаково хорошо и быстро на всех покрытиях. Тольяттинские инженеры учли опыт прошлогодней гонки и предложили целый ряд новых решений. В частности, двигатель был заменен на доработанный 16-клапанный 1,6-литровый агрегат мощностью 160 л. с. (это на треть больше, чем у предыдущего); его максимальный крутящий момент – внушительные 186 Н·м, что крайне важно для полноприводной машины. Дорожный просвет машины тоже солидный – 280 мм.
Кроме того, была улучшена эффективность системы охлаждения мотора и трансмиссии, повышена прочность подвески и увеличен ход колес. Важно также, что объем топливного бака удалось нарастить со 160 до 190 л, в то время как вес машины, напротив, снизили сразу на 50 кг (теперь снаряженная масса составляет 1450 кг). Наконец, был перекомпонован салон внедорожника, благодаря чему экипажам станет комфортнее находиться в нем во время многочасовых заездов. Впрочем, в команде LADA Sport ROSNEFT не расслабляются и все оставшееся до ралли-рейда время используют для тщательной подготовки техники и экипажей к главному старту года.
Участникам «Шелкового пути – 2023» с 5 по 15 июля предстоит одолеть сложнейший маршрут протяженностью 5230 км, из которых почти половина приходится на спецучастки. Старт ралли-рейду будет дан в Казани, финиш – в Москве. Кстати, песка под колесами в этом году будет не так много: маршрут пройдет по Уральским горам. Всего спортсмены проедут по территориям 13 российских регионов, многие из которых впервые примут состязания такого уровня. Что ж, тем интереснее будет следить за гонкой!