Очень нужный фитнес.

№4(152)_2022
Пандемия ковида наглядно показала нам, что здоровье – самое главное, что у нас есть. Общемировое осознание этого факта является точкой роста для фитнес-индустрии. Между тем в России у отрасли много текущих, специфически отечественных проблем, которые мешают ей пробить «стеклянный потолок» – показать ей взрывной рост. Об итогах сложного 2022 года, новых бизнес-моделях и общих трендах в фитнес-услугах в интервью журналу рассказывает президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, и руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России Ольга Киселева.

Ольга Киселева

  • Родилась 14 декабря 1966 года
  • Кандидат экономических наук
  • В фитнес-индустрии с 2000 года
  • Руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России со дня основания в 2005 году Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии

Не успев толком оправиться от пандемийного удара, фитнес-индустрия столкнулась с новыми вызовами, связанными с началом специальной военной операции на Украине. Отрицательная динамика – это то, с чем индустрия заканчивает год, или все-таки есть возможность отыграть провал сентября, вызванный объявлением частичной военной мобилизации? Сделать это хотя бы в крупных городах, а не в южных регионах страны.

Последние два с лишним года для фитнес-индустрии выдались не из легких. В 2020-м – в период локдаунов – закрылось много фитнес-клубов разного формата: произошло переструктурирование отрасли – в большей части пострадали небольшие клубы и фитнес-студии, в 2021-м закрытия пусть и в меньшем масштабе, но продолжились. За два года рынок фитнеса в денежном выражении сократился почти на 40%.

Ни в 2020-м, ни в 2021 году отрасли не удавалось выйти на докризисные показатели по выручке 2019 года. Только в начале 2022-го наконец-то появилась надежда достичь объемов «доковидного» 2019-го. И несмотря на сложную ситуацию 2022 года, более половины игроков рынка показали положительную динамику в росте доходов за первые две трети года. Но надо понимать, что в этот же период в результате логистических сложностей и проблем, возникших с поставками, операционные расходы компаний серьезно выросли. Поэтому говорить об увеличении прибыльности бизнеса в отрасли преждевременно. Мы пока выживаем.

Несмотря на сложную ситуацию, новые клубы открываются. Есть какой-то сегмент индустрии, который растет? Или они открываются по инерции, так как начинались до того, как, скажем, что-то пошло не так?

Несмотря на то что на бизнес в фитнесе в 2020–2022 годах нагнали, пожалуй, все стаи «черных лебедей», которые только могли, отрасль все равно остается растущей. Это связано с двумя вещами: с общемировыми трендами и с пандемией.

Западные отраслевые рынки демонстрируют высокий процент людей от общей численности жителей страны, занимающихся фитнесом: в странах Европы их 15–20%, в некоторых городах Америки – до 40%. В России – чуть меньше 3%. Представляете, какой огромный потенциал у этого рынка в нашей стране? Рынок фитнеса будет расти в ближайшие несколько десятилетий, и любые кризисы – это только небольшое снижение темпов этого роста. Пандемия как катализатор осознанного отношения к своему здоровью очень помогла в формировании отношения к отрасли. Стало понятно, насколько мы хрупкие и как серьезно зависит наша жизнь от физического состояния. На фоне осознания рисков пандемии люди стали больше и регулярнее заниматься своим физическим состоянием. А фитнес – это максимально легкая и комфортная точка входа в ЗОЖ с удобной инфраструктурой, качественным оборудованием, профессиональными тренерами и хорошей локацией. Это и помогло отрасли вырасти: после 2020 года в фитнес пришло много новых клиентов, которые никогда до этого не занимались своим здоровьем.

2020–2022 годы показали нам сложность и невозможность долгосрочных планов. Плечо планирования бизнеса и каждого человека существенно сократилось: наш потребитель теперь выбирает «короткие продукты» – месячные, недельные, а иногда и поминутные абонементы на фитнес. Такой подход для бизнеса в отрасли означает изменение привычной бизнес-модели, которая строилась на годовых/полугодовых авансовых платежах.

Это длинное вступление к тому, что именно те компании, которые поймали этот тренд на ­«короткие продукты» и адаптировали свою бизнес-модель под новые потребности человека, и демонстрируют сейчас максимально динамичное развитие. Именно эти сети прирастают десятками клубов в год на общем фоне стагнации в развитии отрасли. Именно они развиваются не «по инерции», а осознанно, оценивая перспективы изменения рынка и ставя перед собой цели по его захвату.

Сегодня в России взят курс на усиление государственной централизации управления в спортивной сфере. Министерство спорта, например, беспокоит тот факт, что оно не может осуществлять контрольно-надзорную функцию над организациями, оказывающими физкультурно-оздоровительные услуги.

Фитнес-клубам здесь что-то грозит или они уже находятся под достаточным надзором?

Фитнес-индустрия, пожалуй, первая из коммерческих отраслей индустрии спорта попала под регуляторный каток государства. 2018 год ознаменовался легитимизацией фитнеса в законодательном пространстве: термин «фитнес-центр» появился в законе о физкультуре и спорте. С этого момента нашим профильным ведомством стало Минспорта. Поскольку министерство, вероятно, никогда не имело дела с «коммерсантами», то по привычке стало использовать регламентирующий инструментарий и в управлении бизнесом.

Создание и введение регламентов, в существенной мере не совпадающих с технологиями оказания услуг в коммерческом секторе, НПА, не учитывающих бизнес-процессы и в целом не коррелирующих с задачами развития бизнеса в индустрии, вероятнее всего, приведут к нивелированию позитивных трендов отраслевого роста, о которых мы говорили выше.

В настоящий момент на этапе принятия находятся три документа, которые существенно повлияют на стоимость оказания услуг в фитнес-отрасли для потребителя, – это ГОСТы, Правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг и профстандарт «Специалист по фитнесу (фитнес-тренер)». Отрасль понимает и согласна с тем, что бизнесу нужна регламентация, поскольку она, во-первых, обеспечивает потребителю понимание, какая услуга качественная и безопасная; во-вторых, помогает государству оценивать поведение предпринимателей на рынке: ответственно ли они себя ведут по отношению к гражданам; в-третьих, является калибровочной кривой для игроков отрасли – дает возможность оценить эффективность и качество собственных услуг относительно стандартов рынка. Если у государства стоит задача достичь именно этих целей, то позиции государства по развитию рынка коммерческих спортивно-оздоровительных услуг и бизнеса в отрасли совпадают.

Однако, судя по тому, какие документы предлагаются к принятию, как они не обсуждаются и не верифицируются с бизнесом, наше профильное ведомство пока стремится только регламентировать и контролировать, а не давать возможности к развитию отрасли. Что печально, потому что потенциал роста у отрасли огромен. И в реализации национальных целей страны по интеграции в систематические занятия физкультурой и спортом 70% граждан к 2030 году фитнес мог бы принять участие своими 10–15%.

Льготные займы, введение льгот на коммунальные платежи, внедрение дешевых невозвратных абонементов – все эти меры, призванные повысить рентабельность фитнес-клубов, давно обсуждаются, но не вводятся.

Индустрии явно нужны лоббисты. Как вы вообще выстраиваете диалог с государством? Какой должна быть стратегия в этом вопросе?

Ассоциация операторов фитнес-индустрии как отраслевое бизнес-объединение, собственно, и было создано для того, чтобы осуществлять диалог отраслевого бизнеса и государства. И в пандемийные годы у АОФИ как лоббиста отраслевых интересов имелось немало заслуг: благодаря нашей активной деятельности отрасль попала в число максимально пострадавших и получила хоть какие-то меры поддержки, нам удалось так провести переговоры с Роспотребнадзором, что открытие фитнес-клубов после локдауна было не слишком затратным для игроков, мы смогли отменить запрет на скиммерные бассейны во вновь вышедших ­СанПиНах и сделали еще много других полезных для бизнеса вещей.

Диалог и коммуникации с государством проходят на разных уровнях: мы общаемся с региональными властями по решению вопросов, находящихся в их ведении, при помощи своих представительств в регионах; на федеральном уровне работаем как с профильным ведомством, так и с Министерством экономики и Министерством финансов, в части законодательных изменений работаем с комитетами Государственной Думы (я являюсь членом как минимум четырех экспертных советов при комитетах ГД по физкультуре и спорту, малому и среднему предпринимательству, по науке и высшему образованию и т. д.), много и эффективно работаем с бизнес-омбудсменом по Москве и омбудсменами практически всех регионов, входим в экспертный предпринимательский совет Корпорации МСП, Совет предпринимателей Москвы и т. д. и т. п.

Каждая из площадок, на которых мы присутствуем, дает нам возможность ставить и решать те вопросы, которые находятся в сфере принятия решений именно этим ведомством. Именно это обеспечивает комплексный подход в решении задач отрасли.

И, конечно, разговор с властью – это всегда паритетный диалог. Надо иметь экспертизу и силу стоящих за тобой предпринимателей, чтобы уметь аргументировать необходимые решения. Увы, не все получается. Но никто это не сделает за нас.

Каковы сегодня тренды на рынке фитнес-услуг? Что востребовано у клиентов в первую очередь?

Наш потребитель сейчас думает не только о физической форме, как это было 7–10 лет назад, но и о физическом и даже ментальном здоровье. Поэтому мы делаем много программ, связанных с медитациями, психотерапевтическими, дыхательными практиками.

VR-технологии не миновали и нашу отрасль, тренировки в дополненной реальности уже не редкость. В связи с изменением поколения потребителей мы часто и эффективно используем геймификацию в тренировочном процессе: поощрение баллами, челленджи, квесты.

Интеграция медицинского фитнеса в тренировочный процесс, реабилитация, коллаборации с медицинскими клиниками, встроенные в программу тренировок обязательные чекапы – все это уже обычный для многих игроков подход, пользующийся спросом у клиентов. В принципе, фитнес становится все больше стилем жизни, чем инструментом достижения физической формы.

Есть ли на сегодня на российском рынке фитнес-услуг что-то уникальное? Чего не встретишь в мире, но можно найти в Москве, других городах России?

Здесь мне очень хочется пошутить: боюсь, что это лапта. Это я про недавнее предложение Минспорта сделать лапту видом спорта.

Отрасль в России, несмотря на свою продвинутость, все еще отстает от западных рынков. И отстает не наличием новинок и учетом потребительских трендов, а вовлеченностью людей в ЗОЖ. Ключевое умение и ключевая функция фитнеса – сделать этот переход в ЗОЖ максимально бесшовным, удобным, интересным, особенно для взрослых людей. Государство в области массового спорта умеет неплохо работать с детьми (в основном спортивными секциями, и то только с ориентацией на рост спортсменов, а не оздоровление детей), а взрослое население в физкультуру и спорт может быть включено только через коммерческие компании, как это устроено во всем цивилизованном мире. Именно поэтому у государства должна быть ставка на развитие фитнеса. Как во всем цивилизованном мире.