Корреспондент «Большого спорта» побывал в Калининграде на отборочном матче Евро-2020 Россия - Казахстан и пришел к выводу: от атмосферы чемпионата мира здесь не осталось и следа.
Калининград – город контрастов. Житомирскую улицу тут пересекает улица Вагнера, православные церкви соседствуют с католическими кирхами, советские «хрущевки» – со старой немецкой застройкой. А в подтрибунном помещении 35-тысячной арены картонный «задник» для интервью с символикой Евро-2020 располагается неподалеку от другого, спрятанного поглубже. На нем выведены три более скромные буквы – ФНЛ.
Клуб
Калининградская «Балтика» во второй половине 1990-х гремела на всю страну, обыгрывала «Спартак» и других завсегдатаев элитного дивизиона. Последние 13 лет команда имеет прописку во второй по статусу лиге, не претендуя на повышение в классе. Изредка в «Балтику» попадают звездные ветераны вроде футболиста Торбинского или тренера Непомнящего. Надолго никто не задерживается. Может, холодный балтийский воздух приходится не по душе, а может, возникает понимание: футбол в городе далеко не на первом месте.
«Балтика» – единственный клуб ФНЛ, у которого нет автобуса. С одной стороны, он и не очень нужен – Калининград отрезан от других футбольных городов страны. C другой, как признаются в команде, это возможность экономии. Чтобы не тратить время и средства для поездок на базу, расположенную в курортном местечке Светлогорск (это около часа езды в один конец), «Балтика» предпочитает проводить занятия на городском стадионе, который называют старейшим в России – его возвели в 1892 году. Впрочем, здесь уже началась реконструкция, в ходе которой на территории арены должна появиться новая инфраструктура, включая четыре поля для клубной академии. Главная команда все-таки будет тренироваться в Светлогорске.
Стадион
Домашние матчи «Балтика» проводит на арене «Калининград», с возведением которой городу пришлось изрядно помучиться. На острове Октябрьский, где она в итоге появилась, испокон веков не возводили никакие постройки. Находившиеся здесь болота достигали в глубину 50 метров, рассказывают местные жители. Но место, что называется, хлебное – рядом центр старого города, живописные набережные. Кроме того, обширная территория позволяет легко регулировать людские потоки в день матчей.
В итоге местность эта потихоньку застраивается. Уже появился стадион, на очереди музейный и театрально-образовательный комплексы. По крайней мере, такие объекты указаны на установленных тут информационных щитах. Срок сдачи – второй квартал 2020 года, но, судя по отсутствию каких бы то ни было работ и даже строительной техники (есть только забор и котлованы), едва ли музей и театр появятся тут вовремя.
Напоминания о зыбких почвах встречаются через каждую сотню метров в виде вздыбившейся кирпичной плитки. Порой эти непроизвольные горки настолько велики, что используются в качестве трамплина: ребятня на велосипедах выполняет на них всевозможные трюки. На моих глазах пацан лет 15 кубарем полетел с байка, очевидно, не рассчитав высоту препятствия. Если даже к официальному матчу под эгидой UEFA плитку у стадиона не привели в порядок, вряд ли это произойдет в обозримом будущем.
Елка и Прохор
Кстати, о близости самого матча в городе не говорило почти ничего. Уличные столбы были завешаны афишами концертов Елки и Прохора Шаляпина. Городская 12-полосная газета «Калининградский спорт» посвятила представлению игры четыре небольших абзаца, аккурат за отчетом поединка «Химки» – «Авангард». При этом о самих сборных не было ни слова, речь шла о развлекательной программе, в частности, выступлении популярного рэп-исполнителя ST.
Обойдя весь центр в день игры, я обнаружил лишь один анонс матча. Это был билборд на Московском проспекте, поблизости от Кенигсбергского собора, символа Калининграда. «Наши парни в городе» – гласила надпись на плакате, где также красовались портреты Лунева, Головина, Зобнина и Дзюбы.
Гораздо больше встречалось отсылок к чемпионату мира по футболу. О главном спортивном турнире в истории города по сей день напоминают фасады домов и даже трансформаторные будки. Стена одной из них оформлена в виде портрета Игоря Акинфеева. А канализационные люки в окрестностях арены имеют одинаковую гравировку – «2018».
Глядя на них, хочется вернуться на год назад, в жаркие июньские деньки, когда самый западный областной центр России наводняли испанские, хорватские, бельгийские болельщики. Увы, наши, отечественные, сильно проигрывают им. Нет, не в количестве – в антураже, перформансе, вокальном исполнении. Можно отстоять очередь возле арены и бесплатно раскрасить лицо в цвета триколора. Но, к сожалению, без воздействия алкогольных паров лицо это остается угрюмым, а фантазия его «хозяина» буксует после избитого «Вперед, Россия!»
Фартовый город
Так было и на матче Россия – Казахстан. Не считая красочного шоу перед стартовым свистком, трибуны разочаровали вялой поддержкой (к слову, несколько тысяч мест на арене остались пустыми, хотя пресс-служба РФС накануне рапортовала: все билеты проданы).
«У нас фанаты “Балтики” поют лучше», – съязвил в пресс-ложе калининградский коллега. Усугубили ситуацию сами футболисты, не способные забить вплоть до 89-й минуты. Марио Фернандес спас сборную, а заодно репутацию арены, где годом ранее была зафиксирована нулевая ничья в поединке Лиги наций Россия – Швеция. Потерянных тогда очков в итоге не хватило команде Черчесова для выхода из группы.
«В Калининграде национальная сборная еще ни разу не проиграла! Значит, наш город фартовый для российских футболистов», – с гордостью сообщал через пару дней свежий номер «Калининградского спорта». Подмечалась еще одна любопытная деталь: по числу матчей, проведенных в Калининграде, наша команда сравнялась с немцами. Те в довоенном Кенигсберге успели сыграть дважды.