Легенда «Спартака». Дмитрий Комбаров – о «Спартаке», Самаре, тренерах и инвестициях

№6(148)_2019
Текст: Дмитрий Маслов / фото: Платон Шиликов
Он провел в «Спартаке» девять сезонов, за которые сыграл 274 матча. Это второй показатель в чемпионатах России после Егора Титова. Минувшим летом Дмитрий Комбаров покинул команду, с которой становился чемпионом страны, и перебрался в Самару. О том, почему он решился на радикальные перемены в карьере, своей семье и бизнес-проектах именитый защитник рассказывает в интервью «Большому спорту».


Разрывая контракт со «Спартаком», вы уже знали, что продолжите карьеру в «Крыльях Советов»?

Было несколько предложений, поэтому понимал, что не останусь без работы.


Сыграть в одной команде с братом-близнецом Кириллом не было вариантов?
Были, но ситуация сложилась в пользу Самары. Сделать такой выбор помогли и футболисты, которые раньше выступали в «Крыльях Советов» – Жано Ананидзе, Александр Самедов и Роман Шишкин. Все говорили, что хороши и город, и атмосфера в команде.

Повлиял ли на переход главный тренер Миодраг Божович?
Он тренировал меня в «Динамо», а Кирилл – еще и в Туле, требования Миодрага известны. Работать с ним комфортно, это тоже один из факторов, поспособствовавших переходу.

Божович изменился со времен «Динамо»?
Мы тогда недолго работали вместе. Но его спокойствие, доброжелательность остались. Он всегда старается создать хорошую атмосферу в коллективе. Тренировки у Миодрага хорошие, нагрузки оптимальные.


Почему тогда на момент нашей беседы «Крылья Советов» находятся в зоне стыковых матчей?
«Локомотиву» проиграли на 93-й минуте, «Спартаку» – на 91-й, в матче с «Уфой» за несколько минут до финального свистка не забили с трех метров. Добавьте эти очки – и место в турнирной таблице будет иным. Команда у нас хорошая, молодая. 

До нынешнего сезона вы выступали только за московские клубы. Переезд в Самару создал сложности в бытовом плане?
Семья прилетает ко мне, я – к ним. Я не первый день в футболе, с супругой устоявшиеся отношения, так что проблем нет. Жена привыкла к тому, что я часто на сборах и подолгу отсутствую дома. К тому же есть примеры хороших знакомых, которые перешли в клубы не из Москвы. В частности, наш друг Роман Шишкин выступал в Краснодаре и Самаре. Сейчас футболисты редко проводят всю карьеру в одной команде, наблюдается тенденция увеличения числа переездов из города в город. Меня это коснулось лишь спустя 14 сезонов в профессиональном футболе, но это скорее нетипично.

Насколько Самара комфортный город для жизни?
Чем ближе к реке, тем город более ухоженный и чистый. Но я пока не изучил всю Самару, езжу буквально по двум-трем улицам в районе, где живу, плюс от базы до отеля. В целом, впечатления о Самаре хорошие. Одноклубники подсказали лучшие рестораны и места для отдыха, остальное узнавал методом проб и ошибок.

Визитной карточкой Самары является «Жигулевское» пиво. Оно полезно футболисту?
Научно доказано, что бокал пива стандартных размеров никак не влияет на физическое состояние, а на эмоциональном сказывается даже благотворно – помогает расслабиться. 

У вас есть тренерская лицензия категории А. За время обучения как-то изменилось отношение к тренерам?
Пришло понимание того, что в зависимости от твоей должности видение той или иной ситуации может быть совершенно иным. Одно дело – отвечать за свою позицию на поле, другое – видеть общую картину. К каждому игроку надо найти свой подход. Каждый с амбициями, кто-то не проходит в состав, надо сглаживать конфликты. У тренера более глобальное понимание футбола: необходимо разрабатывать общий план подготовки, составлять расписание занятий… А игрок приехал, отработал тренировку – и свободен. 

Вы планируете попробовать себя на тренерском поприще?
Да, но пока хочется поиграть. В том, что моя деятельность по окончании карьеры будет связана с футболом, уверен на 99%. Параллельно можно иметь свой бизнес, инвестировать. 

На одном из YouTube-каналов вы довольно откровенно рассказали о доходах игроков премьер-лиги и своих инвестициях в недвижимость. Столкнулись с массой гневных комментариев?
Нет. Думаю, общее представление о зарплатах футболистов в России есть у большинства болельщиков. Разве что конкретных сумм контрактов не знают. Списывался с автором канала, он сказал, что негативных комментариев около 5%. Я нормально отношусь к конструктивной критике, но когда просто пишут: «Ты – такой-сякой»… Просто перелистываю такие сообщения или удаляю. Читал все отзывы только под своим постом об уходе из «Спартака». 

К вам часто обращаются с просьбой одолжить денег или организовать совместный бизнес?
Случается. Часто просто просят взаймы. Кто-то предлагает начать общее дело. Но я осторожно отношусь к инвестициям и выбору партнеров. Как можно вкладываться в проекты незнакомого человека? Иногда отвечаю на сообщения с просьбой помочь, к примеру, больному ребенку. Четкой системы, на что именно отвечу, у меня нет.

Как решаете, во что стоит инвестировать, а во что нет?
Изучаю опыт других футболистов, к тому же учусь на собственном. Недвижимость может как подрасти, так и упасть, но в пропасть не улетишь. Есть ресторан, ну и собственно накопления.

Вникаете в дела ресторана?
Работает управляющая компания. Один из основателей сети – мой хороший товарищ, доверяю ему, но и сам стараюсь разбираться в ключевых вопросах.

В 2014 году резко снизился курс рубля. После этого не расхотелось инвестировать в российскую недвижимость?
Мне как раз повезло: покупал дом и переконвертировал значительную сумму в доллары. Не скажу, что обладаю даром предвидеть финансовую ситуацию, просто так получилось. Изначально, когда пошла волна с биткоином, я тоже заинтересовался, но затем отошел от этого. Большинство знакомых футболистов стараются вкладываться в квартиры и коммерческие помещения, они более выгодны. 

В этом году ваша дочь пошла в первый класс. По каким критериям выбирали школу?  
В нулевой класс Ульяна ходила в другую школу, но мы заранее решили, что в первый класс отдадим в эту. О школе № 1234 хорошие отзывы, в том числе и от друга нашей семьи Александра Точилина, сын которого в ней учится. Мы разговаривали с директором едва ли не за полтора года до первого учебного дня. В этой школе много золотых медалистов, победителей олимпиад по различным предметам. Конечно, поиском школы занималась преимущественно супруга. Посещение родительских собраний, запись в кружки будут в основном на ней, я ведь сейчас играю в Самаре. 

Ульяна занимается художественной гимнастикой. Хотите, чтобы она стала профессиональной спортсменкой?
Мы с женой ставим в приоритет образование. Но если будет хорошо получаться, поможем, чем сможем. Тренировки длятся по три часа, иногда два занятия в день, тяжело. Но ничего страшного: по собственному опыту знаю, что подобные вещи в дальнейшем закалят характер, благотворно скажутся на конкурентоспособности. 

Вы сделали совместную фотосессию с Ульяной для глянцевого журнала. 13-летняя дочь Руслана Пименова Кристина – успешная модель, неплохо зарабатывает… 
Не скажу, что она является для меня примером. Считаю, что ребенку надо пробовать себя в разных сферах, иметь возможность сравнивать и на основе собственного опыта делать жизненный выбор. Если нам не будет что-то нравиться, подскажем, какие трудности и последствия могут ожидать, но решение будет принимать сама Ульяна.

Общаетесь ли вы с бывшими партнерами по «Динамо» и сборной России, которые уже завершили карьеру?
Даже с теми, с кем начинал тренироваться в шестилетнем возрасте. Занятия у всех разные: кто-то работает в банке, кто-то в сфере недвижимости, у других собственный бизнес…

Какие эмоции у вас вызвала новость о переходе Алексея Сутормина в «Зенит» за 50 тысяч рублей?
Не успеваю отслеживать все футбольные новости, но сумма в 50 тысяч рублей удивляет.

История с Суторминым получила такой резонанс, поскольку в символической сумме трансфера заподозрили нежелание платить комиссию школе, воспитавшей игрока. Как вы считаете, это надо делать?
Если рассуждать без привязки к этой истории, то благодарить надо и школу, и тренера, воспитавшего игрока.

Вы общаетесь со своими детскими тренерами?
Минимум раз в год видимся с Юрием Ментюковым, собирается наш год выпуска, зовем тренера, с удовольствием с ним общаемся. Он с нами на одной волне. Анатолия Королева встречаем на разных мероприятиях. Но такого, чтобы мы материально их благодарили, нет. С нами работали разные специалисты: на каждом возрастном этапе свой специалист. Наш первый с Кириллом тренер – Николай Паршин, именно он привил любовь к футболу, организовывал турниры, приносил какие-то медальки, награждал. Нам, мальчишкам, было интересно. Валентин Ивакин доверял, всегда ставил в основной состав, именно при нем сформировалось желание быть первым. Анатолий Королев привил жесткую дисциплину, учил не убирать ноги в борьбе. Многие его воспитанники стали профессиональными игроками. При Юрии Ментюкове мы стали чемпионами Москвы. Все эти специалисты повлияли на наше становление в футболе, но каждый по-своему. 

Во взрослом футболе вы ни разу открыто не конфликтовали с тренерами…
Старался добросовестно делать свою работу, и тренеры мне доверяли. 

Олег Кононов сделал ставку на другого футболиста. Не было мысли побеседовать с ним?
Не считаю, что игрок должен заниматься подобными вещами. На некоторые позиции претендуют по три-четыре человека. Выбор пал не на меня по ряду причин, одна из которых – курс «Спартака» на омоложение. Для меня стало очевидным, что надо уходить. Попросился в аренду, но оказалось, что за год до окончания контракта уйти туда нельзя: надо или расторгать соглашение, или отрабатывать до конца. Я выбрал первый вариант. 

Станислав Черчесов не взял вас на чемпионат мира…
Это его выбор. Наверное, результат сборной России показывает, что главный тренер все сделал правильно. Мои переживания и эмоции в данном случае вторичны.

Вы посещали матчи чемпионата мира?
Когда ездил в Миллерово на организованный Денисом Глушаковым турнир, в Ростове-на-Дону посетил четвертьфинальный матч сборных Бельгии и Японии. На другие матчи не ходил, но за играми сборной России следил по телевидению.

На сентябрьские матчи сборной России вызывался Юрий Жирков, который на четыре года старше вас. 
Я всегда готов сыграть за национальную команду, и до тех пор, пока выступаю на профессиональном уровне, жду приглашения. 

Как вы относитесь к выступлению натурализованных футболистов за сборную России?
Подобная тенденция наблюдается во многих сборных, даже сильных. Так что все в духе времени. 

Как футболист вы сильнее или слабее себя чуть помоложе – скажем, 26-летнего Дмитрия Комбарова?
Физически я на том же уровне. При этом накопился определенный опыт, футбольный интеллект выше. 20-летний игрок часто думает: я вообще не устаю, поэтому буду бегать по максимуму. А игровая ситуация порой не требует этого: сдвинься на пять метров в сторону, и будешь полезнее, чем если совершишь 30-метровый забег по бровке. 

Вы на 10 лет старше одноклубника Александра Соболева, ставшего открытием нынешнего сезона. Вам есть о чем поговорить, или интересы слишком разные?
Сейчас отношения в командах несколько иные. Раньше больше играли в карты, собирались всей командой в ресторане, тусовались и даже выпивали лишнего. Нынешняя молодежь настроена на карьеру: меньше позволяют себе, думают о восстановлении. Даже подход тренеров к работе стал более профессиональным. Возможно, на том, что игроки меньше общаются между собой в свободное время, сказалось массовое увлечение компьютерами и гаджетами. 

Какой совет 32-летний Дмитрий Комбаров дал бы 22-летнему?
Меньше трать времени на походы в клубы или рестораны, лучше восстанавливайся. С другой стороны, если концентрироваться только на работе, можно замкнуться в себе, начать комплексовать и перегореть. Возможно, следуя таким советам, я бы не стал тем человеком, которым являюсь сейчас. Так что никаких советов бы не давал.