Французский горнолыжный курорт Ля-Плань, образующий вместе с соседним Лез-Арком объединенную зону катания Paradiski, – место, примечательное не только с точки зрения непосредственного доступа к 425 километрам трасс различной категории сложности. Именно здесь находится единственная во Франции бобслейная трасса, а также уникальная 22-метровая ледовая башня для занятий ледолазанием – все вместе это существенно расширяет спортивные возможности региона по сравнению с другими горнолыжными станциями. В чем лично убедился корреспондент «Большого спорта», посетив этап Кубка мира по ледолазанию, прошедший в окрестностях одной из деревушек Ля-Плани – Шампани-ан-Вануаз.
При регистрации на рейс в Женеву складывается впечатление, что лететь предстоит чартером, перевозящим спортсменов: большинство пассажиров сдают в багаж объемные чехлы с горными лыжами и сноубордами. Однако удивляться не приходится: именно через этот швейцарский город удобнее всего добираться до всех главных французских горнолыжных курортов. В один из них – Ля-Плань – мы и направляемся.
Дорога идет через очаровательный городок Анси, уютно раскинувшийся на берегу одноименного озера. Проезжая его, заводим разговор с водителем об Олимпийских играх 2018 года, на право проведения которых безуспешно претендовала столица французского департамента Верхняя Савойя. С трудом изъясняющийся по-английски водитель всерьез расстроен выбором МОК в пользу южнокорейского Пхенчхана. Ведь мероприятие такого масштаба привлекло бы в регион еще больше туристов. А именно туристический бизнес – главная статья дохода для местного населения.
Мое замечание о том, что олимпийская стройка в Сочи существенно и во многом не лучшим образом сказалась на жизненном укладе аборигенов, водитель встретил с усмешкой. Дескать, он живет в одной из горных деревенек Ля-Плани, до которой от Анси больше часа езды на автомобиле, а там масштабных пертурбаций не запланировано. Единственный объект, который предполагалось задействовать на Играх, – бобслейная трасса, построенная более двадцати лет назад к Олимпиаде в Альбервиле. Там и сейчас проводятся этапы Кубка мира. В свободное же от соревнований и тренировок профессионалов время попробовать себя в этом виде спорта может любой желающий. К услугам туристов одно- и четырехместные снаряды для самостоятельного спуска, а также рассчитанный на трех пассажиров и максимально приближенный к спортивному боб-такси. Управлять махиной, развивающей скорость свыше 120 километров, будет пилот-профессионал, а залихватский спуск в ней по ледяному желобу гарантированно станет одним из самых ярких впечатлений об отдыхе.
За разговорами о бобслее, возможность заняться которым водитель назвал главной достопримечательностью Ля-Плани, мы прибыли в Шампани-ан-Вануаз. Эта примостившаяся на южном склоне глубокого ущелья деревушка географически скорее относится к Куршевелю, однако входит в зону катания именно Ля-Плани (так решили сами ее жители в конце 1960-х на всенародном референдуме). Находясь немного поодаль от основных трасс, Шампани-ан-Вануаз обладает одним очевидным преимуществом: это самая что ни на есть настоящая альпийская деревня (в отличие от других поселков Ля-Плани, построенных с чистого листа в 1960-е) с традиционными савойскими деревянными домиками, маленькими ресторанчиками с домашней кухней и, конечно, красотами старейшего во Франции национального парка Вануаз. Именно на его территории, несколько выше деревушки, расположилась еще одна местная спортивная достопримечательность – ледовая башня. К ней по горному серпантину мы и направляемся.
Идея создания 22-метровой громадины принадлежит жителю этих мест Стефану Хуссону. В начале 2000-х он успешно выступал в Кубке мира, не раз становясь призером его этапов. А после окончания спортивной карьеры стал горным гидом. И предложил местным властям развивать ледолазание в качестве еще одного развлечения для туристов. Поначалу к каждому сезону строилась новая башня, однако несколько лет назад конструкцию решили сделать постоянной. Она расположилась в небольшой низине, которую справедливо называют «полюсом холода» этих мест. И действительно, стоит отойти от башни на несколько сотен метров, как становится ощутимо теплее.
Детище Хуссона представляет собой металлическое основание, обшитое пластиком и покрытое льдом. Его француз делает собственноручно с помощью поливочного шланга, на конце которого установлен разбрызгиватель, подобный применяющимся в садоводстве. Как признается Стефан, занятие это непростое, требующее терпения и сноровки. Ведь работать приходится на высоте, сантиметр за сантиметром обрабатывая каждую из трех опор конструкции. Обычно «оледенение» башни происходит в декабре, и она сохраняет рабочее состояние до конца марта. За 7,5 евро любой может почувствовать себя ледолазом, взяв напрокат ледорубы и специальную обувь и попробовав осилить один из 26 маршрутов разной степени сложности. Желающие же овладеть секретами покорения склонов под руководством профессионального инструктора должны выложить 35 евро за двухчасовое занятие. Впрочем, удовольствие того стоит. Особенно учитывая, что с вершины, где оборудована смотровая площадка, открывается потрясающий вид на национальный парк Вануаз – одно из красивейших мест альпийской Франции.
Гулять по нему лучше всего на снегоступах в сопровождении опытного инструктора. А заодно послушать его рассказ об истории этих мест. Оказывается, несколько десятилетий назад, когда извилистой дороги к Шампани-ан-Вануазу еще не было, люди добирались сюда со стороны Италии. И именно в тамошних школах учились дети из деревушки, расположенной в нескольких километрах от ледяной башни. Сейчас ее узенькие улочки со старинными домами выглядят совершенно пустынными. И неудивительно. Как признается гид, постоянно там проживает лишь одна семья, члены которой каждое утро чистят от снега дорожку, ведущую к автомобильной стоянке из ближайшего населенного пункта. А днем сидят у окна в ожидании редко забреда-ющих туристов, которым продают открытки и собственноручно изготовленные из дерева сувениры. Остальные же владельцы местной недвижимости предпочитают быть поближе к благам цивилизации, а сюда наведываются время от времени, на отдых. Многие дома кажутся откровенно заброшенными, однако на мой шутливый вопрос об их цене следует вполне серьезное замечание, что подобная покупка вряд ли имеет смысл. Ибо режим национального парка ставит желающих реконструировать здания в слишком жесткие рамки, а строить новые и вовсе запрещает.
Впрочем, за осмотром местных красот мы несколько отвлеклись от главной цели нашего путешествия. А это впервые прошедший в этих местах и во второй раз – во Франции этап Кубка мира по ледолазанию. Как признался идейный вдохновитель мероприятия Стефан Хуссон, для небольшого региона подобные соревнования – проект слишком масштабный, и пришлось попотеть в поисках спонсоров. Однако финансы все же нашлись, и в Ля-Плань приехала вся мировая элита. В том числе россияне, количество которых просто поражало: в каждый вид программы заявлялось более десятка человек. Как выяснилось, в занимающийся организацией Кубка мира Международный союз альпинистских ассоциаций (UIAA) входят сразу две отечественные организации – Федерация альпинизма России (ФАР) и Федерация скалолазания России (ФСР). Каждая из них получает свою квоту, которую исправно выбирает. Правда, результаты две параллельно существующие сборные страны показывают разные: представители команды ФАР, которую тренирует президент комиссии по ледолазанию UIAA Павел Шабалин, борются за награды, в то время как их соотечественники из ФСР решают более приземленные задачи. Так было и во Франции. Причем в соревнованиях на скорость, где спортсмены должны максимально быстро преодолеть заранее известный маршрут, доминирование россиян оказалось абсолютным: они завоевали все шесть медалей. Чем несколько расстроили Хуссона, заявившего, что «европейцы очень не любят этот чисто русский вид».
Зато в лазании на трудность, где от участника требуется креативность в выборе пути продвижения к цели, у французских болельщиков оказалось больше поводов для радости. Единственный прошедший квалификацию представитель этой страны в полуфинале без видимых усилий достиг вершины, показав при этом весьма приличное время. Что сразу добавило оптимизма зрителям, коих в тот субботний вечер собралось на удивление много. Особенно если учесть отдаленность ледяной башни от крупных поселений и нетипичный для этих мест более чем 20-градусный мороз.
Согреваясь глинтвейном, болельщики и в финале призывали своего Симона к победе, однако не срослось. Француз сорвался задолго до подхода к цели и под разочарованный вздох своих болельщиков повис на страховочной веревке, забавно махая поклонникам руками. За чемпионство же боролись братья Максим и Алексей Томиловы, оказавшиеся единственными участниками, пролезшими дистанцию до конца. Быстрее это сделал старший, Алексей. Его успех стал четвертым для первенствовавших во всех видах программы россиян в тот вечер.
Потом были торжественная церемония с многократным исполнением национального гимна в честь победителей и продолжавшаяся до пяти утра вечеринка в одном из ресторанчиков Шампани-ан-Вануаза. На ней Стефан Хуссон и активно участвовавший в организации соревнований заместитель главы местной администрации рассуждали о том, что все прошло замечательно. А значит, есть смысл повторить. И если не в 2013-м, то годом позже этап Кубка мира по ледолазанию обязательно вновь состоится в этих местах.
В Ля-Плани всерьез рассчитывают, что сюда будут приезжать не только горнолыжники, но и просто любители активного отдыха на природе. А развитие ледолазания удачно вписывается в концепцию курорта, на котором всякий может найти себе занятие по душе.