Двигатель: бензиновые Т5 (249 л. с.) и Т6 (320 л. с.), дизельные D4 (190 л. с.) и D5 (235 л. с.)
Коробка передач: 8-ступенчатый «автомат»
Тип привода: полный
Объем багажника: 723 и 1526 л при сложенных задних сиденьях
Автомобиль является персонификацией ego, это его неизменное внегендерное качество, а в иных случаях – и предназначение. Поэтому владение автомобилем – всегда спорт, если понимать под спортом состязание, приглашение к поединку одних и к сравнению – других. Это чувствуется даже в языковых конструкциях. Настоящие мужчины, когда речь заходит о покупке автомобиля, всегда говорят: «Взял». Это как с призами. «Завоевал приз» – фраза суетливого комментатора, он торопится прокричать что-то в микрофон. «Взял приз» – веское слово обладателя. То же и с машинами. «Джип себе взял» – вот о чем (и как) говорят настоящие мужчины (если, конечно, не играют в это время в хоккей).
Скачок в сознании
Упомянутый джип с начала 1990‑х (когда слово «взял» стало отвоевывать у советского дефицитного «достал» жизненное и речевое пространство) всегда мыслился мастодонтовым, почти бронебойным, внушающим страх, переходящий в уважение, или уважение, перетекающее в страх. Самым авторитетным джипом тех лет был собственно Jeep, снабженный уточняющим именем Cherokee, архетипический автомобиль уважаемых людей. Потом его место занимали разные другие машины, уже лишенные той сентиментальной бандитской простодушности, но все еще преследовавшие и достигавшие главную цель: внушать своим видом почтение. Поэтому главным достоинством этих машин был размер. Некоторое время высокий расход топлива также считался доблестью, но это было очень непродолжительно, и в результате японцы потеснили американцев. Спящие громады красноречиво высились возле каждого уважающего себя офиса и подъезда, как бы говоря всем своим видом: «Уж взял так взял».
Вот какая была обстановка, когда панорама российского рынка кроссоверов и крупноразмерных внедорожников вдруг явила весьма крупный сегмент автомобилей Volvo. Шведский концерн к тому времени успел побывать в народном сознании маркой для «дипломатов», «старичков», «творческой интеллигенции» (в узких кругах). Пока, наконец, не выяснилось, что это марка для всех, кому нравится Volvo – по эстетическим, экономическим, драйверским или иным соображениям. И вдруг стало понятно, что джип и тем более кроссовер – не символ силы и власти, а всего лишь SUV, со своими вполне практическими целями и задачами: быть семейным автомобилем, удобным, проходимым и т.д. Конечно, догадливые и раньше догадывались, но «реальность, данная нам в ощущениях», по меткому выражению В. И. Ленина, была явлена именно благодаря Volvo – марке, одновременно совершившей за последние годы самый крупный репутационный скачок в сознании российского потребителя и при этом умудрившейся остаться на месте.
Чистый привод, чистый звук, чистый вкус
Поясню: бренд Volvo всегда был перпендикулярен так называемым тенденциям, а точнее, тому, что под этим термином понимает всякая, не слишком сведущая публика. Не потому, что отставал от конкурентов, а потому, что отдавал предпочтение функциональности перед декларацией. Пока настоящие спортсмены соревновались в избыточной мощности моторов, низкопрофильной резине и поведении в управляемом заносе на льду, Volvo стоял в стороне от этого состязания, позволяя своим критикам путать элитарность с аутсайдерством. Известный автомобильный журналист говорил мне как-то: «Эта машина всегда попадает между классами, уже не бизнес, но еще и не премиум». Ему не приходило в голову, что премиум премиуму рознь. Или что настоящий премиум – это возможность добраться на своем автомобиле из точки А в точку Б при любой погоде, причем с максимальным уровнем комфорта. Вдобавок после смены собственника и финансового оздоровления концерна, давшего возможность осуществить выпуск принципиально новых моделей, среди которых – V90 Cross Country и XC90, стало очевидно, что репутационный скачок в сторону привычного премиума, богато умащенного наппой и алькантарой, высококлассными аудиосистемами и умнейшей сложнейшей электроникой, совершенно не противоречит традиционному для Volvo подходу к роскоши – сдержанность и разумная необходимость прежде всего. Что же до возможности достижения максимального комфорта, то именно такую возможность дает механическая система полного привода, которую марка Volvo впервые стала разрабатывать еще 20 лет назад и которая сегодня отвечает самым жестким технологическим требованиям.
Собственно, мы убедились в этом в ходе полуторачасового путешествия на Volvo V90 Cross Country из аэропорта Оре сквозь февральский шведский лес, когда асфальтовая дорога сменялась снежным настом, потом переходила в серпантин. Высокий дорожный просвет (210 мм) и адаптивная подвеска позволяют оценить качество покрытия под колесами единственным способом – скосив глаза в окно и присмотревшись. Впрочем, вокруг зимняя природа такой красоты, ели и сосны такой невероятной синевы, что смотреть под колеса как-то совсем не хочется. В особенности если динамики Bowers & Wilkins в автомобиле настроены в режиме Гетеборгской филармонии и транслируют, ну, скажем, веберовский Konzertstueck.
Зрение не единственный орган чувств человека – не стоит забывать и про вкус, тем более что чистый вкус как раз и был причиной полуторачасового путешествия сквозь ели и сосны. Важнейшей целью этого путешествия был именно что чистый вкус, явленный в 12 образцах самым гастрономическим рестораном Faviken Magazinet, обладателем двух «мишленовских» звезд и странной привычки открывать бронирование столов лишь дважды в год – 1 сентября и (вы, конечно, будете смеяться) 1 апреля. Впрочем, эта привычка к сдержанности кажется странной лишь до того момента, как вы оказались за столом. Когда вы встаете из-за стола, преисполненный чувства превосходства перед теми, кому не повезло ни 1 апреля, ни 1 сентября, она уже не кажется вам странной. Сытый, как принято говорить в русском народе, голодного не разумеет.
Примат материи над духом
Роскошь вообще должна соседствовать со сдержанностью, в противном случае это совсем не роскошь, а алчность и дурновкусие. И концерн Volvo транслирует этот modus vivendi всеми доступными ему средствами – и дизайном новых Volvo XC90, V90 Cross Country, и числом цилиндров новых дизельных моторов, и цветовой палитрой автомобилей, и расположением кнопок на приборной панели.
Единственным местом, где сдержанность не потребовалась (потому что была совершенно излишней), было озеро неподалеку от горнолыжного курорта Оре, что у подножия горы Орескутан. На льду этого озера выяснилось, на что в самом деле способны как Volvo V90 Cross Country, так и V40 Cross Country, и даже XC90 с включенной и отключенной антипробуксовочной системой, в режимах Eco (для дам), Drive и Comfort, а также в руках людей, которые всю жизнь до глубины души презирали искусство вывода (равно как и ввода) автомобиля из управляемого заноса на льду, считая это уделом тех, кто «взял себе джип». Выяснилось, что машина делает практически все сама, и делает неплохо, утверждая таким образом примат материи над духом. Так что теперь мы знаем не только где ego начинается, но и где оно заканчивается. Но это уже совсем другая история.