Как сами объясняете – почему Rocky Road Gym так популярен?
Сергей Амарян (C. А.): Тому, что сделали мы, аналогов нет. Существуют залы с историей – «Торпедо-ЗИЛ», ЦСКА, «Спартак» (Люберцы) и сети фитнес-клубов – например, World Class. Есть, к примеру, «Академия бокса», но я скажу так: наш клуб – единственный экономически живой проект в этом секторе с одной из лучших команд тренеров и особенной атмосферой.
Михаил Бугаенко (М. Б.): Мы обратили внимание на американский формат, трансформировав его под наши реалии и личное видение. Прежде всего, отказались от абонементной программы. Пришел, заплатил, потренировался. Мы изначально не хотели покупать лояльность клиентов за счет ежемесячных или годовых карт. Человек ходит – мы зарабатываем, пропускает – мы не зарабатываем. Продавать сотни абонементов не получается – у проекта иные ресурсы и экономика.
C. А.: В России бокс любят и везде им занимаются. Но реально хороших предложений практически нет. Открывая свой маленький клуб, многие думают: вот я, тренер, сейчас буду и директором, и менеджером по продажам. Такой шаг – тупик. Мы разделили зоны ответственности: инструкторы занимаются своим делом, Михаил и я исполняем роли менеджеров.
М. Б.: В США бурно развиваются студии (бутики). Они успешны благодаря концентрации сил и внимания на одном направлении. Уже в Москве замечаем: люди из больших сетей уходят в маленькие. Фитнес уже не так интересен. Многим скучно, хочется разнообразия.
Об этом есть даже история. Товарищи запускали большой фитнес-проект, меня пригласили как консультанта на совещание. Оно шло семь часов, я чуть с ума не сошел. В конце спросили: «Миш, какое у тебя мнение?» Диалог: «У каждого клиента есть клубная карта?» – «Да.» – «Какие задачи? Хотели похудеть?» – «Да.» – «Кубики на прессе, все дела?» – «Да.» – «И каждый из них сходил в зал по три раза, они побегали на дорожке, поплавали и бросили?» – «В целом да». А я говорю: «У нас так не бывает». После той встречи несколько присутствовавших пришли тренироваться в наш зал.
Почему бокс?
C. А.: Мы им всегда занимались. А потом, когда уже опостылела основная работа, разглядели в боксе свободную нишу. Решили создать некий закрытый цикл, где специалисты разного профиля работают в одном месте. Чтобы они собирались в Rocky Road, а не теряли время и силы на переезды. Сначала на север города – где базируется тренер по функционалу и врач, потом на юг – где массажист и наставник по технико-тактическим действиям. Затем создали бренд, логотип и взяли квалифицированных тренеров. Команда сформировалась в 2012‑м, однако сам клуб открылся два года спустя – в мае 2014‑го.
М. Б.: Сергей подошел к вопросу с точки зрения бизнеса. Моя причина банальна: негде было тренироваться. Я уже хорошо зарабатывал, носил дорогой костюм, но не находил клуб, который отвечал бы всем моим требованиям. Долгое время тренировался в подвале в окрестностях парка Победы. Там был крутой тренер, неплохая команда, но внутри отсутствовали банальные вещи – например, душ с горячей водой. Вопрос цены не волновал, я просто начал искать другие залы. Но ничего не нашел. В одном месте нахамили при входе, где-то подвело качество тренерского состава (кое-кого я бы сам мог вести). Тогда и подумал: «У меня есть потребность. Значит, я такой не один». Имеется кластер людей, которые хотят боксировать, но никогда не будут делать это в подвале. Кроме того, мы уже знали, как их объединить. Сыграли на том, что каждый мужчина хочет научиться защищать себя и честь своей девушки. Спросите об этом любого. Если ответ будет «нет», знайте: скорее всего, это вранье. Подсознательно обладать таким навыком хочет каждый.
Главная проблема, с которой столкнулись?
М. Б.: Как и у большинства новичков – психология. Мы сами себе говорили: либо делаем один раз и круто, либо, в случае неудачи, в нас больше никто никогда не поверит. Будут говорить: «Ребят, вам же дали возможность попробовать. Не вышло. Давайте вы пойдете заниматься тем, что умеете – строить таблички в excel или продавать таунхаусы».
С. А.: Людей это пугает. Мне кажется, если первый стартап не удался, то потом вам будет очень непросто найти инвестора и заручиться его доверием.
Как вы искали инвестора?
М. Б.: Ходили на встречи, беседовали. Серьезные люди предупреждали, что какими бы милыми и добрыми они ни были, нам будет очень непросто. «Мы вас задушим» – так и говорили, рекомендуя строить первый бизнес на семейный бюджет. Хотя потом добавляли: «Если никого не найдете, то мы, конечно, поможем». В итоге выкрутились за счет личных средств.
О продвижении. На первых порах это существенная статья расходов?
М. Б.: Мы ни копейки не потратили. И сейчас рекламный бюджет – ноль. Раскручивались через Facebook и контекст. К тому же у нас большая орда друзей, они дружно нас поддержали. Сарафанное радио в действии. Один пришел, понравилось – рассказал другу, и пошло-поехало. Вы нигде не увидите рекламный баннер – это вообще не про нас. Rocky Road – закрытый клуб, у нас нет вывесок. Если захочешь найти нас – найдешь.
С. А.: Каждый день есть звонок от нового клиента. Уровень отказа минимальный. Человек может заболеть, уехать, но обязательно возобновит тренировки, потому что ему у нас понравилось на первой тренировке. В первый год мы планировали 60 человек в день (это был позитивный прогноз), но в некоторые дни сделали в два раза больше в неходовой месяц. Даже отпускные июнь-июль бывают очень хорошими. Самый плохой месяц – май, лучшие – октябрь, ноябрь, январь, а также февраль и март. Возможно, кризис нам даже помог. Люди стали меньше куда-то ездить, больше времени проводят в Москве.
Если к вам придет человек и скажет: «Парни, у меня есть 30 тысяч долларов и мечта открыть зал единоборств». Что вы ему посоветуете?
М. Б.: Кстати, очень часто приходят.
С. А.: Кремлевские мечтатели, я их так называю. Это как с татуировками. «А мне стоит ее делать?» – «Если их еще нет, то не делайте». Вообще, это сложный вопрос. Если человек приходит извне, просто с деньгами и безумным желанием, то посоветую не открывать.
М. Б.: Либо мы ему все же поможем, взяв процент от суммы вложений. Пусть попробует, это хорошее начало в любом бизнесе. Но результата никто не гарантирует.
C. А.: В Москве есть одна известная сеть барбершопов, вот они круто выстрелили. Основатели поняли, что есть спрос на качественную мужскую стрижку, и задали тренд. Пару лет назад те же ребята увидели, что есть хайп на бокс, и решили открыть свой боксерский клуб в центре города. Отчасти это ответ на ваш вопрос. Однако каждый должен заниматься тем, в чем разбирается. Если ты классно стрижешь, это еще не значит, что твой зал единоборств будет успешным, и наоборот.
М. Б.: Опять же: пусть пробует. Мы будем этому рады, в городе появится конкуренция. В Москве больше людей узнают о боксе, рынок начнет расти. Тогда и мы будем лучше стараться. А пока, к сожалению, мы единственные, кто работает в таком формате.
Почему вам не интересен франчайзинг?
М. Б.: Честно говоря, нет интересных запросов. Плюс интерес к боксерской франшизе не такой высокий, как к прочим. Открыть тот же барбершоп намного проще. Даже я могу выучиться на парикмахера. Вряд ли стану крутым, но стричь буду на уровне. Полгода стажировки – и ты в барбершопе. Что нужно: арендовал 20 м², купил три кресла, заделал стены плиткой, что-то покрасил, обучил ребят и пошел работать. Маржинальность бизнеса примерно такая же. У нас: найти помещение площадью 500 м², сделать ремонт, купить инвентарь, найти пять-шесть квалифицированных кадров из мира единоборств, которые умели бы общаться с клиентами, – все это гораздо сложнее.
С. А.: На первый взгляд, рынок есть и он привлекателен, но зайти в него действительно трудно. В первую очередь мы говорим об инвестициях и выходе в «плюс».
Какие у вас цели на ближайшие два года?
М. Б.: Интересный вопрос. Потому что, я думаю, весь российский бизнес планируется на пять лет, не более. Иначе сложно. Прежде всего, мы хотим сохранить наши позиции, а также масштабировать проект и увеличить количество клиентов, оставив на прежнем уровне качество продукта и атмосферу. В идеале хотим выкупить под себя помещение в Москве.
С. А.: То есть создать американскую сказку – когда отдаешь зал своим детям. Тогда это будет зал на века, как в Бруклине или Филадельфии, где клубы передаются от поколения к поколению.