Красноярский школьник
Прославил «Енисей» на всю Россию
В 2013 году Стас Меркис из села Казачинского Красноярского края, на тот момент ученик 10‑го класса, стал вести неофициальный, но очень бодрый Twitter красноярского «Енисея». Клуб вышел в ФНЛ в 2010 году, провел удачный сезон и вдохновил на создание новостного аккаунта друга Меркиса. Три года спустя, когда тому стало не до социальных сетей, Стас подобрал Twitter с 500 фолловерами и начал продвигать его самостоятельно – сначала в том же формате (интервью, текстовые трансляции матчей и прочее), а затем он нашел перспективную нишу – юмористические посты на футбольные темы. Первой жертвой стал махачкалинский «Анжи». В 2013 году кавказский клуб проиграл ЦСКА и почти лишился шансов остаться в РФПЛ. Меркис решил пошутить: «“Анжи”, ждем вас в следующем сезоне в Красноярске на “Центральном”!» Через несколько часов Стас открыл уведомления – а там и ретвиты, и гневные твиты от болельщиков «Анжи», и новые подписчики.
Самая громкая история с Twitter Меркиса – когда Роман Широков не попал в заявку «Спартака» на матч с «Уралом», и все говорили, что у него конфликт с Муратом Якином. Под шумок в Twitter «Енисея» написали, что Романа очень ждут в Красноярске, и даже показал контракт, написанный на листке от руки. Неожиданно для самого Меркиса Широков начал ему отвечать, о чем тут же написали все СМИ.
С микроблогом «Енисея» разговаривали владелец «Краснодара» Сергей Галицкий и другие футбольные селебрити. Неудивительно, что неофициальный Twitter стал интереснее, круче и популярнее официального. Более того, в июне 2016 года Twitter Меркиса (сейчас его читают 13,5 тыс. болельщиков) признали главной страничкой «Енисея», а самого Стаса назначили пресс-атташе. В начале 2017‑го его звали в клуб премьер-лиги, но Меркис наотрез отказался. Его мечта – работать во благо любимой команды.
Летом 2014 года руководство «Енисея» в довольно жесткой форме со мной поговорило. Что именно говорили – не скажу, потому что не люблю материться. Но было очень неприятно слышать такое от взрослых, состоявшихся дяденек. Понял, что им не нравится мой Twitter, но я его и не для руководства вел, а для болельщиков и игроков / Стас Меркис
Александр Низелик
Его история достойна экранизации
Он хотел стать футболистом, но не сложилось: после обучения в академии питерского «Динамо» все ограничивалось матчами за сборную СПбГУ, куда Александр Низелик поступил на факультет филологии в группу португальского языка. Учеба шла гладко: будучи в числе лучших, он поехал по программе обмена в университет Лиссабона, где начал пробовать себя и в журналистике. Низелик писал тексты для одного из российских спортивных изданий, а потом решился участвовать в конкурсе комментаторов на «НТВ‑Плюс». Тогда выиграли Казанский, Поленов и Пирожков, но Низелика вскоре позвали работать на матчах португальского чемпионата. «Профессиональным игроком я не стал, зато сохранялась мотивация работать в футболе. Правда, я не знал, в каком качестве», – вспоминает Александр. Параллельно он закидывал письма со своим резюме в офисы клубов РФПЛ. Но далеко не везде ему отвечали.
Счастливым для Низелика, говорившего на испанском и французском, стал 2010 год, когда новому главному тренеру «Зенита» Лучано Спаллетти понадобился высококлассный переводчик. Интересно, что Александр выучил итальянский с нуля, пока Лучано собирал чемоданы, – всего за несколько месяцев. Низелик сразу понравился итальянцу. Рассказывают, что он неконфликтный, умеет находить общий язык и быстро адаптируется к любой ситуации. Еще говорят, что в первые дни пребывания в клубе он ночевал на базе в Удельном парке – настолько ему хотелось работать. Уже с самого начала совместной работы Низелик честно признался Спаллетти, что мечтает тренировать. Некоторое время спустя Лучано помог ему устроиться в Коверчано, главную тренерскую школу Италии. По совету Спаллетти в 2012 году Низелика в свой штаб взял и Капелло, начинавший подготовку сборной России к ЧМ в Бразилии. А в 2015‑м, когда дорогого и не очень успешного итальянца попросили уехать домой с компенсацией, Низелик возглавил команду 17‑летних в академии «Зенита», где мог реализовывать собственные идеи, а не передавать чужие.
11 января 2017 года клуб премьер-лиги «Уфа» объявил, что 31‑летний Низелик – первый ассистент главного тренера Сергея Семака. Леонид Слуцкий в этом возрасте только начинал в дубле элистинского «Уралана». Результаты его многолетней работы мы знаем. Теперь интересно, чего добьется в футболе российский Моуринью Низелик.
Болельщик и маркетолог
Взялись спасать липецкий «Металлург»
«Металлург», в Высшей лиге никогда не игравший, нынче болтается в зоне «Центр» Второго дивизиона. Ежегодно откусывает от бюджета области 36 млн, собирает на своих матчах несколько сотен болельщиков и, по мнению первых лиц региона, уже несколько лет как нуждается в переводе команды на уровень ниже – в КФК.
Местный хоккей, несмотря на протесты и митинги, уже стал любительским. Футболу дали еще один шанс. В январе появилась новость о конкурсе на разработку авторских программ развития «Металлурга» до… 2018 года. Совет учредителей рассмотрел восемь проектов, после чего единогласно устроил в клуб авторов совместной работы – иногороднего маркетолога Антона Копышова и председателя липецкого отделения Всероссийского объединения болельщиков Владимира Зеновкина.
Второму – 32 года, юрист. 34‑летний Копышов – выпускник института менеджмента во Владимире, автор книг о маркетинге и экономике команд второго дивизиона. В футбольном подземелье он работал с «Динамо» (Ставрополь), «Тюменью» и «Симферополем», откуда в марте 2016‑го уехал на повышение в «Ригу» на должность коммерческого директора. «Если эти люди не поднимут липецкий футбол, то его не поднимет уже, наверное, никто», – прокомментировал назначения заместитель главы областной администрации Юрий Таран, добавив, что в распоряжении новых руководителей имеется год, после чего будет решаться их дальнейшая судьба.
Зеновкин и Копышов ввязались в квест повышенной сложности. Один сезон работы – это ничтожно мало, к тому же именно сейчас бюджет «Металлурга» сократили сразу на 8 млн – с 36 до 28. Очень похоже на план слива команды в КФК. А что, очень удобно: стадион на реконструкции, болельщиков распугали слабой игрой плюс недофинансирование. Управляют всем этим делом энтузиасты, которых, судя по всему, брали не спасать, а хоронить. Заказчик – гробовщик. Понятная схема. Но верить в это пока что не хочется. Все-таки немного заработать и получить очередную запись в трудовой книжке может каждый. А сохранить клуб – в русском футболе это как подвиг.
Евгений Шевелев
Блогер, ставший тренером-аналитиком сборной
Александр Низелик – не первый нефутболист, получивший работу в клубе премьер-лиги. Первым стал Евгений Шевелев, автор блога «Мысленно с вами» о тактике. Сначала он работал в аналитической компании InStat, куда устроился после знакомства с ее основателем Александром Иванским. Кто не знает, InStat – один из лидеров в области футбольного анализа. Ее клиенты – около 1000 клубов, в том числе Real и Barcelona. Шевелев проработал в программе два года. Ему надоело в 2013‑м, когда он решил, что пора отдохнуть, и взял билет на поезд до Москвы – поразмыслить, куда двигаться дальше. «Пока ехал, мне позвонили из четырех крупнейших спортивных медиа страны. Я задумался, с кем связаться. Приехал, и в этот момент позвонил Юрий Красножан, предложил поработать тренером-аналитиком в “Тереке”», – цитирует слова Евгения Sports.ru. Карьера круто пошла в гору.
Полгода работы в Грозном Шевелев вспоминает как очень сложные, но интересные. Одно дело – писать текст о матче в блог, совершенно другое – когда нужно не только проанализировать увиденное, но и предложить дальнейшие шаги – как стоит сыграть, что именно нужно сделать или исправить. Саша понял: не хватает образования – и стал ездить на стажировку в европейские клубы, где начал знакомиться с гуру аналитики. Сейчас Шевелев находится в Казахстане, где уже третий год работает тренером-аналитиком национальной сборной. Сначала в штабе Юрия Красножана, а с февраля этого года – у Александра Бородюка, бывшего рулевого «Торпедо» и помощника Гуса Хиддинка.
Антон Евменов
Переводчик, ставший селекционером
«“Торпедо-Металлург” (с 2004 по 2010 год – ФК «Москва». – Прим. БС) ищет менеджера международного отдела» – удивительно, как эта новость не затерялась среди цифр, текстовых полотнищ и годной аналитики в печатной версии СЭ образца 2003 года. Гендиректор клуба Юрий Белоус позже расскажет, что 21‑летний студент МГИМО Антон Евменов был одним из сотни кандидатов на должность. Он пришел на собеседование вместе с Олегом Яровинским, нынешним руководителем селекционной службы ЦСКА.
Евменов, знавший испанский и английский, занимался всем – от перевода до бытовых дел вроде поиска квартир для легионеров. В какой-то момент его стали брать в командировки – ездил со Слуцким и Шустиковым. «Смотрел, мотал на ус. Поняв, что я что-то усвоил, решил поэкспериментировать с просмотром футболистов и так увидел Пабло Баррьентоса. Слуцкому он очень понравился, и мы его взяли. Так я начал работать селекционером», – рассказывает Евменов.
В 2008 году «Москва» стала рушиться. Евменов решил уехать на год в Аргентину, где устроился в фонд, который искал молодых футболистов, покупал на них права и ждал, пока они подрастут. Кстати, один из них – Хавьер Пасторе. Там же он случайно познакомился с Сергеем Шестаковым – тогда скаутом ЦСКА. В декабре того же года Антон заглянул в офис армейцев и оставил свои наработки по некоторым игрокам. Четыре месяца спустя ему перезвонили с предложением начать сотрудничество в селекционном отделе. Через пять лет, в свои 28, он станет его руководителем, а ЦСКА впоследствии выиграет кучу титулов, в том числе благодаря работе Евменова по подписанию Марио Фернандеса (10,5 млн евро), Расмуса Эльма (6), Романа Еременко (5,9), Ахмеда Мусы (купили за 5 млн, продали в Leicester за 19,5), Понтуса Вернблума (3) и других.
В августе 2013 года было объявлено о назначении Евменова на должность спортивного директора. Сам Антон говорил, что это его личная инициатива, он считал, что ряд ключевых вопросов так будет решать легче. Прежде всего, это касается воспитанников. Он хотел создать единую структуру в клубе, чтобы в случае потери кого-либо из-за травм или трансфера ЦСКА не выкладывать крупные суммы на покупку игрока, а искать кадры в своей академии. Однако осуществить задуманное мешали различные факторы, и в январе 2014‑го он покинул свой пост. По одной версии, Гинер и Бабаев не простили ему трансфер Витиньо за 10 млн евро. По другой – Евменов не нашел общий язык с тренерами молодежных команд.
После ухода Евменов взял паузу: уехал в США изучать спортивный менеджмент и начал писать в блог о своих трансферных подвигах, чем изрядно позлил Евгения Гинера. А в сентябре 2015‑го на него вышел «Зенит». Изначально Антон занимался латиноамериканским рынком, но уже в начале следующего года возглавил селекционную службу. На то, чтобы стать большим начальником в ЦСКА, ему понадобилось куда больше времени.