Крохотный пресс-центр в Баковке забит под завязку. Уточнив, кого мы все-таки ждем для расспросов в паре с юбиляром – главным тренером Леонидом Кучуком – Романа Шишкина или Маринато Гилерме, рядом сидящий незнакомец-коллега заглянул в мой список вопросов для обложечного интервью с капитаном и первым в истории РФПЛ бразильским голкипером «Локо». Поняв, к кому и зачем я явился, на вид чудаковатый и неопрятно одетый журналист лет сорока, глаза которого так и говорят «я хочу кое о чем рассказать», с полминуты подумав, вдруг достал книжку из своей черной, изрядно потрепанной сумки. Это «Искусственный офсайд» Сергея Овчинникова. «Вот, прочитайте-ка» – и ткнул пальцем на этот абзац:
«…В 1990 году играли мы (“Динамо”, Сухуми. – Прим. БС) с “Локомотивом” в Москве. А Семин уже взял с меня слово, что по окончании сезона перейду в его команду. Железнодорожники двигались по турнирному пути со скрипом, еле держались в лидирующей группе. Юрий Павлович намекнул: мол, у тебя с нами уже предварительный контракт, ты не должен играть. Но я вышел, да еще и пенальти взял от Милешкина. Валерий Филатов, в том сезоне ассистент Семина, стоявший за моими воротами, не удержался, закричал: “Серега! Ты что творишь, мы же так в высшую лигу не выйдем”. Сыграли – 0:0. После игры звоню Юрию Павловичу, он бросает трубку. Перезваниваю и слышу: “Как ты мог, мы же за выход в высшую лигу боремся, а ты у нас очки отнимаешь!” На что я ответил: “Если бы я поддался настроению помочь “Локомотиву”, вы бы потом до конца карьеры сомневались, можно ли мне доверять”».
«Овчинников, как и Гилерме, – открытия тренера Семина», – заявил незнакомец, только я закончил читать. «Погодите, разве не Нигматуллин убедил Бышовца подписать Гилю в 2007‑м?» «Но поверил-то в него Юрий Палыч, – парировал собеседник. – Посудите: каким надо быть провидцем, чтобы рискнуть оставить в команде легионера, который два первых сезона в России постоянно лечился от травм? Как следствие, сыграл лишь три матча – и те за дубль команды».
Коллега-незнакомец был прав. Когда у Гилерме начались неприятности, тогда еще президент Семин набрал номер Овчинникова. «Меня попросили дать оценку его способностей в серьезной работе: правильно ли были потрачены деньги, стоит ли держать его в команде? – вспоминает экс-голкипер “Локомотива”. – Не буду хвастаться, будто за десять дней общения со мной Гилерме поднялся до уровня основного состава. Но поработав с ним, я заключил: пройдет год-два, и парень очень прилично будет играть. Так и получилось».
Переход Гилерме изначально вызывал немало вопросов. И общий посыл этих претензий был примерно таков: «Зачем команде еще один “кипер”?» В последние годы текучка вратарских кадров в стане «железнодорожников» достигла неприличных масштабов. В основу столичного клуба пробовались Марек Чех, Иван Левенец, Элдин Якупович, Иван Пеллицоли, Алексей Поляков, Сергей Рыжиков. Чуть позже – Александр Фильцов и Дарио Крешич. Но никто из них прочно не застолбил за собой «пост номер один».
Гилерме ждал своего шанса, при этом его партнеры и сотрудники клуба отмечают: все это время он отнюдь не соответствовал привычному для российских реалий образу капризного бразильца. Терпел, работал, с трудом адаптировался к стране и окружающим людям. Не просился домой и не терроризировал руководство клуба многочисленными требованиями. Закрепившись в основе, Гилерме стал творцом 10‑матчевой беспроигрышной серии в рамках сезона 2009 года. «Локомотив» финишировал четвертым, а уверенная игра голкипера привлекла внимание – не удивляйтесь – скаутов английского Tottenham Hotspur. Дошло до конкретики: «Локомотив» покупает Павлюченко, но отдает «шпорам» Гилерме. Вето на трансфер наложил лично Семин.
«Вот у нас следующий тур в Томске. Там за матч будет как минимум десять подач в нашу штрафную – и Гилерме все заберет. Потом кинет мяч рукой через полполя – и у нас будет контратака. Ну как мне без него?» – очень скоро в одной личной беседе Семин впервые признается, что после Овчинникова у «Локомотива» такого вратаря не было. В сезоне 2011/2012 Гилерме проведет 50 игр, 19 из которых завершатся для него с благополучным «нулем». Как мы резюмируем с коллегой-незнакомцем – прежде всего благодаря умелому выбору позиции, реакции и уверенной игре на выходах, о чем не раз говорили сменщики Семина. В этом компоненте Гилерме уступил одному только спартаковцу Андрею Диканю.
Порядки Кучука
«Сколько вам, 70?» – спросил Гилерме по-русски. «Пока только 55», – рассмеялся Кучук и все остальные. Седовласый наставник пожал руку каждому и скомандовал начинать тренировку. Как обычно, занятие стартовало с разминки и беговых упражнений, которые проводил тренер по физподготовке. Кучук же в это время общался со своими помощниками, уточняя план тренировки. Надо сказать, что футболисты, несмотря на все домыслы в прессе, работали в охотку. Журналисты выстроились вдоль кромки поля и стали глядеть. Кучук разрешил только 15 минут – и более никаких послаблений накануне игры.
«День рождения отдельно, игра – отдельно, – первым делом сказал Кучук на пресс-конференции. Как мы ошибались, не поверив Леониду Станиславовичу. – Праздник это семейный, да и вообще я дни рождения не люблю. Особенно свои. Годы, скажем так, не те: я уже ближе туда, чем оттуда…»
«Алло, старший, ты где?» – говорит в трубку высокорослый молодой человек, держа между пальцев левой руки папироску. Это Денис, пресс-атташе клуба, с которым мы договорились о процессе создания главного, обложечного, материала этого номера. – В Черкизове? И что, не приедешь?» – стало ясно: переводчика локомотивских бразильцев мы не дождемся. «Гиля здесь восьмой год, по-русски говорит хорошо. Наверное, как Дюрица, – делает попытку нас обнадежить Денис. – Разве что может попутать диверсификацию с реструктуризацией. Но давайте попробуем», – убедил нас Денис, ступая на изумрудный газон, где наш фотограф Платон уже наладил «свет просто чудесный».
Часовая тренировка закончилась. Ни о каком унынии в «Локо» не может быть речи. Зато есть максимальная концентрация: команда осталась на базе на ночь перед игрой с Apollon. Улыбающийся скромняга Гилерме возвращается к нам из жилого корпуса, где остальных игроков дожидается дюжина жаждущих эксклюзива наших коллег. Платон делает пристрелочный выстрел, второй, раз-другой перенастраивает свет – и вот один снимок готов!
У Дениса, наблюдавшего за происходящим, зазвонил телефон. «Да-да, Леонид Станиславович. Я понял. Да, да! – Это Кучук, – констатирует пресс-атташе. – Ребята, у вас две минуты». «Не густо, однако» – и Платон выдает мастерский спурт – лучшую обложку в текущем году.
«Сегодня, увы, без интервью, – сказал Денис, извинившись. – Выходим на связь завтра в 10 часов. После игры с Apollon Кучук решит, как поступить: захочет – даст отдых, нет – все приедут сюда на разбор и тренировку». В Баковке вечерело, нам пора в путь. Толкаясь в пробке на Минском шоссе, все думалось: не сегодня, так завтра нам должно повезти.